Нешаблонное мышление: как в Казани учат архитекторов будущего

В КГАСУ — главном архитектурном вузе Татарстана — вот уже почти год работает BFFT.space — креативное пространство
В КГАСУ — главном архитектурном вузе Татарстана — вот уже почти год работает
BFFT.space — креативное пространство, где студенты занимаются наукой в
европейских условиях без скучных парт. Тем, кто закончил вуз или учится в
другом, остается с завистью вздыхать, что у них такого не было. Пока для
казанских университетов это первый подобный опыт

В КГАСУ — главном архитектурном вузе Татарстана — вот уже почти год работает BFFT.space — креативное пространство, где студенты занимаются наукой в европейских условиях без скучных парт. Тем, кто закончил вуз или учится в другом, остается с завистью вздыхать, что у них такого не было. Пока для казанских университетов это первый подобный опыт.


Мария Рудакова — Казань

В этом зале с 7.30 до 21.00 каждый день кипит работа — где такое видано, чтобы студенты добровольно не вылезали из вуза, когда пары еще не начались или уже закончились?

В BFFT.space на территории в 600 кв. м расположились лекционный зал на 150 человек, выставочная зона, творческие студии — территория для проектной работы, макетная и столярная мастерские, библиотека, мини-кухня, а рядом оборудована специальная площадка, где студенты занимаются английским и рисуют, отдыхают в теплое время года и общаются.

BFFT.space, или проще говоря «Буфет», придумали преподаватели-архитекторы Ильнар и Резеда Ахтямовы.

foto_2

Почему «Буфет»? Во-первых, это корпус здания столовой, а во-вторых, буфет — это предмет мебели, в котором выставляют лучшие сервизы, и здесь представлено лучше в архитектуре. А когда возник запрос, что в городе нужна площадка, где архитекторы могли бы демонстрировать свои работы, проводить мероприятия, публично выступать, то вспомнили о той самой площадке на первом этаже столовой, которая некоторое время пустовала.

Так как это было советское строение 70-х годов, несущий каркас расчистили от ненужных перегородок. Вместо старого склада для хозяйственных нужд появилась новая стеклянная комната, где студенты занимаются проектированием. Так как вуз технический, фундамент считали местные «фундаментщики», а металлоконструкции — кафедра металлоконструкций. Это очень удобно и экономно, когда все специалисты свои. Потому и реализация проекта упрощается.

— Мы предложили деревянный фасад, так как это современное решение, и в мае были подведены итоги всероссийской премии АРХИWOOD в области деревянной архитектуры — наш объект был признан лучшим в номинации «Использование дерева в фасадном решении», — рассказывает идеолог проекта преподаватель КГАСУ Резеда Ахтямова.

Пространство живет

Каждую неделю здесь проходят лекции зарубежных и отечественных специалистов, вход на которые свободный для всех горожан.

«Буфет» стал площадкой для диалога между казанцами и архитекторами. При его создании изучался опыт работы подобных пространств ведущих архитектурных школ Франции, Нидерландов и Швеции.

foto_3

— Сначала думали, что это будет некий творческий мир архитекторов, но когда пространство уже себя показало, мы поняли, что есть запросы и от других факультетов. Это оказалось такое универсальное решение, — рассказывает Карина Набиуллина, директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ.

Недавно в студии появилось пианино, за ним студенты-архитекторы проводят музыкальные вечера. Есть стол для пинг-понга — так как работа сидячая, физические нагрузки им необходимы.

— Хорошо, что ректор слышит наши инициативы, потому что самые «живучие» идут как раз снизу — от студентов, — считает Набиуллина.

В «Буфете» есть образовательная студия TIArch, находится она за прозрачной стеной, и все гости студии могут увидеть, как работают архитекторы над своими конкурсными проектами.

— Многие студенты сейчас смелые и решительные, и они ездят на практику в Москву, Санкт-Петербург и даже в Европу. Это колоссальный опыт, которым они делятся с другими, и те тоже становятся более смелыми и понимают, что все возможно, не нужно сидеть и ждать, когда с неба что-то упадет, а нужно действовать, — говорит Резеда Ахтямова.

foto_4

Сейчас на стажировку за границу уехали пять человек. И ребята рассказывают, что там у них все так же, как и в «Буфете».

Европейский уровень

В этом году дипломная работа Айнура Мустафина была отмечена на конкурсе Archi-World Academy 3, где 12 ведущих архитекторов, в том числе из России, выбирают себе стажера. И пару недель назад Айнур уехал в Австрию, где сейчас стажируется в компании Coop Himmelb(l)au у Вульфа Прикса. Каждая компания, которая берет стажера, выплачивает им минимальную зарплату своей страны.

— Эти стажировки оплачиваемые. Здесь нет такого, что если у тебя есть финансовые возможности, то и пути открыты, тут другая система — поиск талантливых студентов и финансовая помощь для них, — рассказывает директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ.

В «Буфете» студия занимается больше концептуальным проектированием, а в других группах института архитектуры и дизайна — практико-ориентированием — по мнению преподавателей, просто необходимо, чтобы в вузе были разные направления.

foto_5

— Полтора года назад был запущен проект «Ямьле Ил», когда студенты выезжают в муниципальные районы, где им ставят разные задачи по проектированию. Они всю летнюю практику работали над этим проектом, общались с жителями, их там жестко критиковали — в общем, прошли настоящую школу жизни. Потом они эту критику перерабатывали и дорабатывали проект уже под запрос. По результатам этого года три проекта вошли в перечень поручений к реализации — в Казани это парк в Кировском районе, в Зеленодольске и Менделеевске — именно студенческие проекты, — говорит Набиуллина.

На мировом смотре дипломных работ Archiprix International, куда приглашаются все архитектурные школы, и каждая может представить одну работу за два года, всего собирается около 400 участников. В 2015 и 2017 году КГАСУ были в «двадцатке».  За все время из России лишь школа Москвы котировалась столь высоко.

— Россиянам даже немножко сложнее пробиться, чем другим. У принимающей страны возникают сложности с документацией, поэтому студентам из Евросоюза куда проще. Но так как у наших студентов хороший уровень знаний, то компании готовы идти и на такое. У нас специалисты, которые могут не только работать в Татарстане, но и в любой точке мира. Хотя в Казани намного больше возможностей для реализации. Молодой архитектор очень хочет реализоваться, и Татарстан к этому открыт, — говорит Резеда.

foto_6

Воспитываясь в таком пространстве, студенты этого уже не будут стесняться, а будут с гордостью об этом говорить, и у них уже больше желания вернуться. Даже сейчас две студентки КГАСУ по гранту обучаются в Архитектурной школе Bartlett в Лондоне (вторая в мировом рейтинге архитектурная школа), и по условиям они должны отработать 3 года там в России, и они очень хотят вернуться, чтобы преподавать в «Буфете».

Пусти хайп в универ

— Сегодня мы на этом не останавливаемся и делаем экспериментальную учебную аудиторию в основном корпусе, в ноябре основные работы будут выполнены. Новая аудитория — это когда в стандартные стены входит креатив и тот хайп, который у нас есть, увлеченность комфортом, — делится планами Карина Набиуллина.

Студенты КГАСУ разработали новую конструкцию для парт. Одна их сторона подходит под макетирование, на ней можно резать и клеить, не боясь испортить парту, а другая — обычный лекционный стол, за которым можно писать. Вместо экранов в аудитории будут стены, выкрашенные специальной краской, которая позволит транслировать все на ней.

foto_7

Второй проект — новый сквер по улице Калинина, над которым сейчас так же идет работа.

— Когда мы проводили опрос ребят, что такое креативное пространство и для чего им это нужно, они говорили, что для них это определенная свобода, когда не ты подчинен помещению, а когда под себя трансформируешь это пространство, —  вспоминает собеседник.

Не так давно «BFFT.space» стал площадкой для обмена опытом в создании креативных пространств в Татарстане, и, по словам директора Института и дизайна, после этого совещания к ним обратилось еще два вуза с просьбой помочь организовать подобное место у себя. Сегодня архитекторы уже проектируют новые пространства.

— Дело не в деньгах, а в желании создать. Есть столько примеров, куда нужно вложить совсем немного средств, а преобразование делается силами заинтересованных лиц. Дело в политике руководства, желании и наличии лидеров мнений, которые заинтересованы в этом, —  считает Набиуллина.

foto_8

На вопрос, в чем же выгода от такого пространства для университета и какой доход оно приносит, директор Института архитектуры и дизайна отвечает:

— Да, прямого дохода нет, но наши студенты получают компетенции другого уровня, потому что это атмосфера свободы. Там, где творческие специальности, она особенно необходима. Для вуза, для привлечения студентов с нужными баллами и знаниями всегда нужно идти в ногу со временем. Не все измеряется в деньгах, — заключает Карина Набиуллина.


Читайте также: Ночной мэр Берлина: Казань возможно представить как город для креативности


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *