«Конкретно мне как предпринимателю от этих рейтингов нет толку»

Совет по предпринимательству при президенте Татарстана опубликовал расширенный вариант исследования делового климата районов республики. Предприниматели считают, что представленная информация больше нужна власти для стратегического анализа, а практический выхлоп от этого будет не слишком сильный

Совет по предпринимательству при президенте Татарстана опубликовал расширенный вариант исследования делового климата районов республики. Предприниматели считают, что представленная информация больше нужна власти для стратегического анализа, а практический выхлоп от этого будет не слишком сильный.


Светлана Буракова – Казань

Впервые индекс делового климата в районах Татарстана был представлен на Совете по предпринимательству 11 октября. Тогда некоторые главы районов заметили, что непонятна методология исследования, и засомневались в целесообразности данного рейтинга. А вот президент Татарстана Рустам Минниханов положительно оценил подготовленный анализ и отметил, что необходимо отслеживать ситуацию в динамике.

Так или иначе, созданный рейтинг -беспрецедентный, ранее ни один регион не углублялся в детальную аналитику на уровне муниципалитетов. Исследование было проведено во всех районах Татарстана в период с июня по сентябрь 2017 года с привлечением 4 800 предпринимателей — владельцев микро-, малых и средних предприятий.

foto_2

И если составители верят в силу подобных рейтингов и в то, что они станут для властей поводом изучить проблемы и попытаться найти решения, наметить некий план действий, то предприниматели проявляют чуть меньше энтузиазма.

В целом инициативу бизнесмены поддерживают, тем не менее кто-то говорит о субъективности рейтингов из-за неодинакового положения опрашиваемых предпринимателей, кто-то считает, что «не рейтинги нужны, а площадки для коммуникации», кто-то не верит, что это станет поводом для властных структур что-то принципиально менять в своей работе, а кто-то вообще считает, что в Татарстане и так слишком много преференций, от чего и бизнес растет слабый, не готовый к проблемам и кризисам.

Падает деловая активность и сокращается выручка компаний

Самым плачевным положение оказалось у Зеленодольского района, где местные предприниматели «разобрали по болтикам» деловой климат муниципалитета, показали очень низкую деловую активность и полнейший пессимизм. Более-менее стабильным и успешным в этом отношении оказался Тюлячинский район.

foto_3

В общей же картине исследование говорит, что работы с представителями МСП у республики много. Наиболее уязвимым сегментом в этом смысле оказались микропредприятия и предприниматели, занятые в сфере торговли. Плохое настроение респондентам создают условия ведения бизнеса, которые, по их мнению, значительно ухудшились. Причем связывают они это не с общей экономической ситуацией в стране, как это было всегда, а с внутренними проблемами региона.

Тяжело стало с доступностью финансирования — 59% опрошенных утверждают, что сейчас сложно получить кредит. Разумеется, все препоны в первую очередь бьют по карману предпринимателей, поэтому результат не заставил себя ждать: почти половина опрошенных предприятий МСБ отмечают, что за последние полгода их выручка сократилась. О росте финансовых объемов заявили только 24%. Теперь предприниматели ожидают увеличение прибыли в первом полугодии 2018 года.

foto_4

В топ проблем традиционно входят административные: частные проверки со стороны контролирующих органов, высокие штрафы за нарушения, избирательное или неравное отношение к предпринимателям со стороны чиновников. Но больше всего бизнес сетует на недостаточность поддержки со стороны властных структур.

«Подобные рейтинги нужны для стратегических решений власти»

— На мой взгляд, такие рейтинги нужны. Правда, они не слишком влияют на настроения предпринимателей, а больше нужны для каких-то стратегических решений власти и определения настроений бизнеса. Но конкретно мне как предпринимателю от этих рейтингов нет толку. На мой взгляд, есть три вещи, которые сейчас наиболее важны для МСП в республике: первое — информационная площадка, которой необходима финансовая поддержка, второе — школы и места, где предприниматель может получить обучение по узкому направлению — маленькое татарстанское NBI, и третье — это работа госорганов с предпринимателями в формате форумов, слетов, — отметил руководитель школы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Квентин» Айрат Халилуллин и добавил, что если от таких рейтингов выхлоп со стороны власти и будет, то незначительный.

foto_5

Слова собеседника KazanFirst подкрепляются результатами исследования. Бизнес региона больше всего заинтересован в информационной и коммуникационной поддержке со стороны местной власти. В первую очередь требуется обеспечение информирования о мерах государственной поддержки, консультации по особенностям ее получения, а также общая информационная открытость власти для предпринимателей.

Чуть более оптимистично на значимость рейтинга смотрит директор юридической компании «Надеждин и партнеры» Михаил Надеждин, который верит в эффективность воздействия исследования на власть.

— Это сигнал для власти, игнорировать его просто невозможно. В противном случае это выльется в протестные проявления, чего в республике, слава богу, не отмечается, значит, власть все-таки прислушивается. Есть мнения, что перед президентом на расширенных Советах по предпринимательству выступают подставные лица, но на своем опыте скажу, что это не так. Пишите и будете услышаны. А сидеть на кухне и жаловаться на власть проще всего, — добавил Надеждин.

Единственное его дополнение состоит в том, что не следует «замешивать» в одном котле мнения предпринимателей из всех регионов, так как что волнует развитые Казань, Нижнекамск и Челны, не интересует бизнес на селе.

— Все-таки нужно делать несколько разных площадок для опросов и за основу брать разные критерии, — заключил предприниматель.

foto_6

Возможно, проблемы бы и не выявились, если бы был немного другой подход к задаваемым вопросам, считает казанский предприниматель Ильназ Набиуллин. Вопросы «Что вас волнует? На что жалуетесь?» сами по себе заставляют предпринимателей жаловаться и думать о том, что их что-то не устраивает.

— Было бы больше резона в таких рейтингах, если бы вопросы ставили иначе и не давали бы бизнесу «жаловаться». В республике и так созданы хорошие условия. На мой взгляд, они даже слишком хороши. Надо человеку дать самому окрепнуть. Когда оказывается чрезмерная поддержка, то мы имеем много предпринимателей, но заведомо слабых, потому что они привыкают работать только при поддержке, — говорит Ильназ.

«Когда деловой климат оценивает сам бизнес — это принципиально новый взгляд»

Улучшение делового климата муниципалитетов Татарстана — так объяснил основную цель созданного рейтинга бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, чья команда и работала над исследованием.

— Безусловно, для муниципальных властей такой подход, когда деловой климат оценивает напрямую сам бизнес, — это принципиально новый взгляд. Для нас это еще один способ показать отношение к бизнесу, что взаимоотношения с предпринимательским сообществом, открытый диалог важны для дальнейшего экономического роста и увеличения доли МСБ. Мы увидели положительные примеры отклика на рейтинг — первыми на полученные результаты исследования отозвались Альметьевский и Нижнекамский районы. Их руководители сразу запустили работу по анализу и разработке мер по улучшению делового климата, — рассказал Нагуманов.

foto_7

— На данный момент выполнена базовая часть — проведен первый опрос и зафиксировано состояние дел. Затем для муниципалитетов будут подготовлены рекомендации по улучшению делового климата. В 2018 году мы проведем исследование повторно, чтобы отследить и оценить динамику изменений.

Главный же заказчик рейтинга — президент Татарстана — результатом проведенной работы остался доволен. И отметил, что необходимо отслеживать ситуацию в динамике.


Читайте также: «Вообще глупости!»: министры Фаттахов и Шайхутдинов получили нагоняй от Рустама Минниханова


 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Радик
Хороший инструмент придумали в Совете. Молодцы. Да, может напрямую каждый из нас — предпринимателей, от этого мало что получит, но в общем картина должна меняться в лучшую сторону. Теперь наши «царьки» на местах будут чувствовать, что нельзя давить на бизнес, надо ему помогать.
0
0
Ответить

У меня вопрос
Сколько стоило это исследование? И за чей счет его проводили? Если за счет налогоплательщиков , то мы его не заказывали.
0
0
Ответить

ответ
@У меня вопрос В самом начале летом еще говорили, что Ак барс банк все оплатил. Сейчас молчат об этом почему-то, но вначале абб там светился.
0
0
Ответить

Житель Мамадыша
Почему наш район на такой низкой позиции? Нам рассказывают что у нас глава хороший и все благополучно. Получается врут и это не так?
0
0
Ответить

Казанец
Удивляет лидерство Высокогорского района. Не знал что там есть хоть какой-то бизнес. Что-то подозрительно это.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite