техники. Целью было сравнить работу магазинов, для чего я попыталась взять в
кредит ноутбук стоимостью 50 тысяч рублей. Магазины, в которые я обратилась,
следующие –«М.Видео», DNS, MediaMarkt и «Эльдорадо»
Довелось недавно тестировать кредитные сервисы нескольких магазинов электронной техники. Целью было сравнить работу магазинов, для чего я попыталась взять в кредит ноутбук стоимостью 50 тысяч рублей. Магазины, в которые я обратилась, следующие –«М.Видео», DNS, MediaMarkt и «Эльдорадо».
В отдельном представлении названные магазины не нуждаются, на рынке работают давно, исправно и имеют постоянных клиентов. Исследовать я отправилась в середине рабочего дня, дабы не столкнуться с очередями, которые так или иначе возникают в вечернее время, и чтобы иметь достаточно времени для уточнения нюансов работы магазина и кредитного специалиста.
Критериев сравнения было немало, каждый магазин был в чем-то лучше, в чем-то хуже. Первым критерием был выбор техники в наличии. Здесь однозначный лидер «М.Видео» — ассортимент большой и разнообразный, представлено много моделей разных ценовых сегментов и мощностей. Второе место справедливо занял MediaMarkt, а вот выбор ноутбуков и компьютеров в «Эльдорадо» и DNS оказался куда скромнее, для продолжения эксперимента пришлось идти на уступки и выбрать компромиссный вариант. Ведь моя цель — узнать кредитный сервис, а не остановиться на этапе выбора ноутбука.
Второй критерий — работа продавцов. Здесь венок победителя получил MediaMarkt — тут консультанты очень клиентоориентированы, на первом месте потребности клиента, а потом уже собственные интересы, такие как продажа дополнительных услуг, раскладка товара, общение с коллегами и пр. Было очень приятно с ними работать и общаться.
Третий критерий — переход от продавца к специалисту по оформлению кредита. Наиболее технологично этот этап реализован в «М.Видео». После того, как клиент окончательно выбрал товар, продавец выдает карточку-штрихкод, с которой клиент отправляется в кредитный отдел. В остальных магазинах дело обстоит хуже — информация о товаре передается в виде распечатки, либо вовсе пишется вручную. В последних случаях не редки неприятные ситуации, когда приходится уточнять написанное.
Работа кредитного специалиста
Больше всего работа кредитного специалиста мне понравилась в М.Видео. Анкету я заполняла сама вручную, после чего специалист перенес данные в компьютер, затем была сформирована заявка для банка. Вообще, у «М.Видео» самая прозрачная и наглядная система — внесенные данные распечатали и дали мне на подпись. В MediaMarkt подписать пришлось только согласие на обработку персональных данных. В DNS я не увидела вообще ничего (включать дотошность и требовать показать мне всё, я не стала — моя цель увидеть стандартную работу, впрочем, по требованию, думаю, данные вам покажут), «Эльдорадо»предлагает ознакомиться с частью вводимой информации. В целом на заполнение анкет было потрачено около 20 минут, проблемы возникли только в «Эльдорадо» — из-за сбоя системы пришлось немного подождать.
Набор вопросов примерно один и тот же — паспортные и контактные данные, среднемесячный доход, семейное положение, образование, наличие несовершеннолетних детей. Но были и отличия. В частности, у магазинов довольно жесткие требования к трудоустройству заемщика. Фрилансеру получить кредит согласились только банки-партнеры в«М.Видео». В остальных магазинах требовалось указать рабочее место, кроме того, стаж заемщика на последнем рабочем месте должен быть более 3-х месяцев. Для MediaMarkt хватило только названия компании, адреса и телефона, DNS, «Эльдорадо» и «М.Видео» требовали так же указать ФИО генерального директора и должность заемщика.
Ещё одним важным пунктом оказалось количество контактов для экстренной связи. Наибольшую лояльность здесь проявил MediaMarkt — достаточно одного номера заёмщика и одного контактного лица сверх того. «Эльдорадо» номер контактного лица потребовался только при отсутствии второго телефона у заёмщика. А вот DNS потребовал номер второго контактного лица в качестве «страховки» из-за прописки клиента в другом регионе. «М.Видео» так же запросил два контактных лица, но здесь хватило только номера заёмщика.
А вот о кредитах не спросили только в MediaMarkt, все остальные магазины предпочли подстраховаться и узнать о наличии текущих и погашенных кредитов у заёмщика. Во время заполнения анкеты все банки сфотографировали меня на веб-камеру.
Из документов DNS, MediaMarkt и «Эльдорадо» запросили паспорт и СНИЛС, М.Видео хватило только паспорта. Учитывая, что многие СНИЛС с собой не носят, это даже удобнее.
Одобрение и банки
Оперативностью порадовал «М.Видео» — первые смс с одобрением пришли уже через несколько секунд, это были Почта Банк и Восточный экспресс банк. В «Эльдорадо» и MediaMarkt это заняло некоторое время — от 5 до10 минут. А вот DNS огорчил — одобрение мало того, что пришло только через полчаса, так из банков ещё и позвонили, став проверять работу кредитного специалиста, задавая те же вопросы. Более того, после визита в DNS на работу был совершен звонок для проверки названных мною данных. Конечно, лучше все перепроверить, но ощущения не самые приятные.
Наибольшим количеством банков может похвастать «М.Видео» — 11, и здесь кредит был одобрен практически всеми. Кроме того, компания отправляет анкету сразу во все банки. В MediaMarkt всего 4 банка, у DNS и «Эльдорадо» по 3. «Эльдорадо» отправляет заявку поочередно, а в DNS я столкнулась с откровенным навязыванием сотрудничества с Почта Банком.
Итоги эксперимента
Разумеется, я никакой кредит не брала, и финалом эксперимента было бы «Извините, я передумала брать кредит», но я просто оставила дело незавершенным. Все магазины имеют техническую возможность оставить заявку до конца рабочего дня, чем я и воспользовалась. Магазины «М.Видео», «Эльдорадо» и MediaMarkt через несколько часов перезвонили и уточнили, не планирую ли я вернуться за ноутбуком. Я, разумеется, не планировала. Дважды мне звонил только MediaMarkt, второй звонок был от службы качества — хотели узнать, по какой причине я не стала брать кредит и довольна ли я посещением их магазина. Из DNS звонка не последовало.
Резюмирую — наиболее четкая, алгоритмизированная и автоматизированная система у «М.Видео». Специалисты по кредитам работают быстро и качественно, а большее количество банков гарантирует положительный результат. Плюс ко всему лояльность — я долгое время работала как фрилансер, так что мне очень польстило, что здесь мне не отказали. Кроме того, вы видите все вводимые данные и можете быть уверены, что сотрудник нигде не допустил ошибок.