«Народный контроль»: система эффективна, но татарстанцы недовольны

Республиканские чиновники отчитались о работе систем «Народный контроль» и «Народный инспектор»
Республиканские чиновники отчитались о работе систем «Народный контроль» и
«Народный инспектор», указав на их состоятельность и эффективность. Однако
татарстанцы продолжают жаловаться на бездействие муниципалитетов, у которых, к
слову, значительно поубавилось работы после отмены штрафов за парковки на
зеленых зонах

В республике действуют две государственные электронные системы — «Народный контроль» и «Народный инспектор», с помощью которых жители республики могут отправить жалобы по вопросам социальной сферы, связи, бизнеса, экологии, дорог, автомобилей, благоустройства и инфраструктуры, жилищно-коммунальных услуг, сельского хозяйства в онлайн-режиме. Эдакая прямая связь с властью, потому что заявку нельзя проигнорировать. Обе системы стали популярны, однако татарстанцы говорят, что все равно не всегда получают своевременный ответ от исполнительных органов.

Народные недовольства работой исполкомов

Через «Народный контроль» одобряется порядка 75% заявок, общее число которых ежегодно увеличивается. Только за 10 месяцев 2017 года жалоб оказалось больше, чем за весь 2016 год, — их число составило более 44 000. 

В системе 62 категории. За каждой из них закреплено ответственное министерство или ведомство, которое занимается обработкой уведомлений. Традиционно наиболее излюбленной категорией для жалоб стало «Благоустройство территорий» — сюда отправляют претензии к содержанию дворов и придомовых участков.

«Народный контроль»: система эффективна, но татарстанцы недовольны

Заявки, конечно, рассматриваются, но зачастую зависают в статусе «запланировано», а сроки их исполнения нарушаются. Контролем за реализацией обращений занимается аппарат уполномоченного по правам человека Татарстана. 

— Несмотря на такую цифру, как 75% рассмотренных заявок, нам поступают обращения граждан, которые выражают недовольство по несвоевременному закрытию заявки или длительному исполнению, хотя в системе видно, что срок исполнения уже истек. Также несвоевременно переносятся сроки работ в связи с погодными условиями. Нет промежуточных ответов о проделанной работе, а также информирования о переносе работы на следующий год. Это вызывает справедливые нарекания со стороны наших граждан, — рассказала омбудсмен по правам человека Татарстана Сария Сабурская. Она уточнила корреспонденту KazanFirst, что конкретной статистики по количеству нарушений не ведется, а просто рассматриваются частные случаи.

«Народный контроль»: система эффективна, но татарстанцы недовольны

Например, в Бугульме из 100 заявок в статусе «запланировано» в 45 были нарушены сроки исполнения. В таких случаях направляются обращения в прокуратуру или модераторам категории для решения. 

Направить свое обращение через «Народный контроль» может любой с помощью сайта госуслуг Татарстана или мобильного приложения. Пользователь создает заявку, выбирает категорию обращения, прикладывает фото, набирает текст. После этой процедуры сообщение переходит в контакт-центр, где рассматривается в течение дня на соответствие требованиям. 

Если все сделано верно, то заявка переходит к модератору — это госорган, который отвечает за определенную категорию и переводит ее к конкретному исполнителю. На реагирование дается 10 дней. В течение этого времени заявка либо отклоняется, либо выполняется, либо переходит в категорию «запланировать». По окончании работ исполнитель выносит решение и предоставляет его модератору, который в свою очередь пересылает его заявителю.

«Соседи боялись сообщать о незаконных производителях алкоголя»

Есть категории жалоб, за которые еще и премии дают. Тем, кто сообщит о незаконном производстве или продаже алкоголя, выплачивают деньги. Курирует это направление Госалкогольинспекция Татарстана. Если нарушение подтвердится, то сообщившему о нем выплатят от 1 000 до 3 000 рублей, в зависимости от вида нарушения и количества изъятой продукции. Работа по этой категории не приносила ожидаемых результатов, но со 2 ноября она стала закрытой — заявку теперь видит только сам заявитель и контролирующий орган. Поэтому ожидается, что граждане станут охотнее сообщать об алкогольном контрафакте и продаже спиртного ночью.

— Одна из причин того, что граждане не сообщали о нарушениях, — открытость категории. Сами продавцы нелегальной спиртосодержащей продукции внимательно следили за системой и на время прекращали деятельность в случаях опасности. А в малых поселениях соседи просто боялись сообщать, — пояснила Сария Сабурская.

Отмена штрафов за парковку на газонах уменьшила работы чиновникам

«Народный инспектор» — система подачи уведомлений об административных правонарушениях гражданами при помощи мобильных устройств. Мобильное приложение принимает видеосвидетельства о нарушениях ПДД, об административных правонарушениях в области благоустройства территории, о нарушениях в сфере экологии.

«Народный контроль»: система эффективна, но татарстанцы недовольны

— Количество поступивших заявок за 10 месяцев 2017 года по сравнению с прошлым годом выросло на 10%. Всего было подано более 44 000 заявок, из которых 3 500 отсеяны на этапе предварительной проверки модераторами, — пояснил замминистра информатизации и связи Татарстана Тимур Зарипов. Основными причинами отклонения являются некачественные видеоматериалы, сделанные в темное время суток, нечеткая фиксация номера машины, отсутствие фиксации окружающей обстановки. Также не передаются в работу анонимные заявки и видео, снятое более пяти дней назад.

Больше половины всех заявок пришлось на категорию «Парковка на тротуаре». Самыми неравнодушными в 2017 году оказались жители Казани, Набережных Челнов и Нижнекамска. И если у ГИБДД работы на 27% прибавилось, то у административных инспекций ее уменьшилось на 74%.

«Народный контроль»: система эффективна, но татарстанцы недовольны

— Это связано с тем, что инспекции Казани больше не имеют оснований наказывать автомобилистов, паркующих транспортные средства на зеленой зоне. Сейчас идет процедура внесения изменений в нормативно-правовые акты в функционирование системы «Народный инспектор», после принятия которых эта категория будет исключена до того, как соответствующие правовые основания не появятся вновь, — объяснил Зарипов. 

А пока жалобы в «Народный инспектор» на парковку на зеленой зоне поступают регулярно и входят в число наиболее популярных обращений. За 10 месяцев 2017 года таковых было 2 738. Однако за неимением контролирующего органа эти заявки отклоняются.

«Народный контроль»: система эффективна, но татарстанцы недовольны

В мае 2017 года по просьбам пользователей и ГИБДД была добавлена новая категория нарушений ПДД — «Использование телефона во время движения». В основном нарушения фиксируются пассажирами, проезжающими на автомобилях, из окон бокового и заднего вида, а также пассажирами общественного транспорта. Также до конца года планируется добавить такие категории, как наезд на препятствие и нарушение правил применения ремней безопасности.

За все время работы системы, с 2014 года, было наложено 127,9 млн рублей штрафов и оплачено 101,2 млн рублей.


Читайте также: Минздрав Татарстана изучает мнение населения о работе медучреждений 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: