«Попробуйте удержать людей чак-чаком, треугольниками и тюбетейками. Не получится»

Самобытный Татарстан оказался на перепутье - развиваться по собственному пути
Самобытный Татарстан оказался на перепутье — развиваться по собственному пути,
опираясь исключительно на традиции, либо пойти по пути глобальной экономики и
остаться в ней, забыв про свою уникальность. В первом случае республика обречена
на долгий процесс эволюции и может «выпасть из мировой обоймы», а во втором —
потеряет самобытность, и вся жизнь татарстанцев сведется к материальному,
утратив смыслы и ценности. Что выбрать и есть ли золотая середина?

Татарстан — республика с большой историей и самобытным путем развития, благодаря чему ей и удалось получить статус богатого региона как с экономической точки зрения, так и с культурной. При этом молодежь «пачками» уезжает в Москву, к прошлому относится с иронией, шутит про эчпочмаки и особый путь. Некоторым из них все равно — они живут в Иннополисе и работают на внешние рынки. Так не пора ли отказаться от устаревших традиций? 

Ответ на вопрос пытались найти участники очередной серии проекта «Живой баттл», который прошел в резиденции креативных индустрий «Штаб». В споре столкнулись политолог, общественный деятель, руководитель журнала «Поистине» Руслан Айсин и блогер, учредитель агентства «Реаспект» и «Дубль Дом» Нияз Гараев.

Традиции нужно чтить

Руслан Айсин встал на защиту образа особенного Татарстана. По его мнению, татарский мир переживает кризис, однако идти вперед можно, только опираясь на традиции. 

«Попробуйте удержать людей чак-чаком, треугольниками и тюбетейками. Не получится»

— Я считаю, что традиция находится недалеко от понятия революция. Мир движется, мы стоять на одном месте не можем. Татарстан действительно уникальное образование в том смысле, что он является компонентом, который складывается изначально из двух нескладывающихся аспектов — он находится на стыке Европы и Азии, исламской и христианской культур, славянской и тюркской. Татарстан впитал многие аспекты пограничных сообществ и выдал некое уникальное образование и в человеческом, и в мировоззренческом понимании, — открыл дискуссию политолог. 

По мнению Айсина, нельзя строить развитие лишь на желании «набить карман потуже» или заработать как можно больше денег, забыв о традициях. 

Оппонент Руслана — Нияз Гараев — уверен, что Татарстану нужно быстрее развиваться, чтобы не отставать от мировых темпов развития экономики, а потом и культура к экономике подтянется. 

«Попробуйте удержать людей чак-чаком, треугольниками и тюбетейками. Не получится»

Он сделал акцент на том, что они с оппонентом из разных миров. Если Руслан — это интеллигенция, рассуждающая о самобытности Татарстана, то Нияз позиционировал себя как обычного работающего человека, который беспокоится о том, как жить, на что кормить семью и развивать свое производство. 

Но Руслан уверен, что все производства Нияза, его предприятия — не что иное, как продукт, который был создан, опираясь на традиции и на уже имеющийся татарстанский опыт. 

— Возможно, вы обидитесь, но я немного не понимаю, когда говорят про великий татарский путь и ученых. У меня возникает просьба показать мне этих великих татарских ученых. Когда мы говорим про космонавтику, экономику, нефтехимию — обо всем, из чего мы качаем налоги и за счет чего живем, где здесь великий труд татарстанских философов? Они, может, какие-то локальные вещи создавали, но чего-то масштабного — нет, — отметил Нияз. 

«Попробуйте удержать людей чак-чаком, треугольниками и тюбетейками. Не получится»

На это его оппонент возразил, что ученые есть, но не в таком большом количестве. А причины уходят в историю. 

— В XVI веке, когда татары потеряли свою государственность, было тяжело развиваться, потому что мы не могли получать систему полноценного образования, не могли общаться с остальным миром. Татары вынуждены были сохранять свою идентичность, — отметил Руслан.

«Молодежь всегда стебется. Вы думаете, Тукай в молодости не стебался?»

А пока оппоненты спорили, модератор баттла обратился к Айсину, подчеркнув, что традиции — это, конечно, хорошо, но они почему-то не помогают остановить молодежь, которая повально уезжает в Москву и чаще даже шутит над этими самыми традициями.

— Традиции воспитали нас. Они стареют, отстают от времени. Но их трудно отрицать. Молодежь всегда стебется, вы думаете, Тукай в молодости не стебался? Есть кризис роста. Мы растем — кости трескаются, но и это преодолевается. Это естественный процесс становления в обществе. Уезжают в Москву? Есть и обратный процесс. Люди даже из-за границы сюда приезжают, учат язык, поступают в университеты, — ответил спикер. 

Но в разговор тут же вмешался Нияз — опять же с критикой нынешнего положения Татарстана.

— Где татарский мир растет? Какая болезнь роста в экономике? Что происходит? Я работаю в реальном секторе экономики и не понимаю, о чем речь. Где растет экономика Татарстана? Посадите перед собой пять московских программистов и попробуйте их удержать чак-чаком, треугольниками и тюбетейками. Не будут они здесь сидеть. Москва — это большой пылесос -вытягивает все кадры. Основной рынок сбыта — тоже Москва, — парировал блогер.

Что же такое наше?

Чем большее разрасталась дискуссия, тем больше, к сожалению, оппоненты вдавались, что называется, в материи. В какой-то момент основная тема баттла практически исчерпалась. 

«Попробуйте удержать людей чак-чаком, треугольниками и тюбетейками. Не получится»

Тогда слово взял известный медиаменеджер и социальный технолог Татарстана Ярослав Муравьев. Он вспомнил, что когда-то «Штаб» создавался как раз потому, что аудитория, которая формирует новые ценности и форматы, новые требования к городу, в Казани очень мала. 

— Таким образом, нам хотелось расширить тот слой людей, который требует перемен. В то же время у нас нет противоречий с какими-то классическими ценностями. С другой стороны, тупо держаться за традиции? Ну тогда давайте жить в пещерах. Просто хотелось бы четче понимать, что мы должны в себе сохранить, чтобы остаться уникальными, но при этом продолжать развиваться. Что же такое наше? Либо мы целиком интегрируемся в мировую экономику и никуда из нее не денемся, либо мы зачем-то, пока я не услышал зачем, сохраняем территориальные ценности, — вернул он участников дискуссии к главной теме. 

Доктор социологических наук, профессор Андрей Тузиков вообще высказался против противопоставления традиций и инноваций.

— Я бы не стал так противопоставлять большую Россию. Да, она разная. Но если она 1 000 лет существует, то удалось нащупать нечто общее, что позволило уживаться вместе различным народам. Когда мы говорим об особом татарстанском пути, могу сказать, что это хороший инструмент идеологического конструирования какого-то курса — политического, экономического. Но не более, — подчеркнул Тузиков.

Решение — в гармонии

Приблизиться к общему знаменателю участникам баттла все-таки удалось. Сначала на вопрос о том, от чего же Татарстану нужно избавиться, чтобы двигаться вперед, из зала стали выкрикивать различные варианты, но самым первым стало кумовство и клановость. В то же время было предложено сохранить присущее татарскому народу дружелюбие и комфортное сосуществование многонациональных народов, а также работать с человеческим капиталом.

«Попробуйте удержать людей чак-чаком, треугольниками и тюбетейками. Не получится»

— Важно не допустить девальвированного внутреннего состояния. Потеря смыслов происходит. Кроме материального, экономического у людей ничего не остается, в том числе и тех самых ценностей. Пустоту потом ничем не заполнишь — ни роботами, ни технологиями, — заключил Айсин. 

Гармонизацию двух идей (традиций и инноваций) Нияз поддержал, но со «своей колокольни». 

— Если мы будем рассуждать только о традициях, но не будем пахать и развиваться, нас просто сметут, — поставили участники точку в дискуссии.


Читайте также: «ПолитШтаб»: как казанцы искали образ будущего для России


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *