Site icon KazanFirst

«Попробуйте удержать людей чак-чаком, треугольниками и тюбетейками. Не получится»

Самобытный Татарстан оказался на перепутье - развиваться по собственному пути
Самобытный Татарстан оказался на перепутье — развиваться по собственному пути,
опираясь исключительно на традиции, либо пойти по пути глобальной экономики и
остаться в ней, забыв про свою уникальность. В первом случае республика обречена
на долгий процесс эволюции и может «выпасть из мировой обоймы», а во втором —
потеряет самобытность, и вся жизнь татарстанцев сведется к материальному,
утратив смыслы и ценности. Что выбрать и есть ли золотая середина?

Татарстан — республика с большой историей и самобытным путем развития, благодаря чему ей и удалось получить статус богатого региона как с экономической точки зрения, так и с культурной. При этом молодежь «пачками» уезжает в Москву, к прошлому относится с иронией, шутит про эчпочмаки и особый путь. Некоторым из них все равно — они живут в Иннополисе и работают на внешние рынки. Так не пора ли отказаться от устаревших традиций? 

Ответ на вопрос пытались найти участники очередной серии проекта «Живой баттл», который прошел в резиденции креативных индустрий «Штаб». В споре столкнулись политолог, общественный деятель, руководитель журнала «Поистине» Руслан Айсин и блогер, учредитель агентства «Реаспект» и «Дубль Дом» Нияз Гараев.

Традиции нужно чтить

Руслан Айсин встал на защиту образа особенного Татарстана. По его мнению, татарский мир переживает кризис, однако идти вперед можно, только опираясь на традиции. 

— Я считаю, что традиция находится недалеко от понятия революция. Мир движется, мы стоять на одном месте не можем. Татарстан действительно уникальное образование в том смысле, что он является компонентом, который складывается изначально из двух нескладывающихся аспектов — он находится на стыке Европы и Азии, исламской и христианской культур, славянской и тюркской. Татарстан впитал многие аспекты пограничных сообществ и выдал некое уникальное образование и в человеческом, и в мировоззренческом понимании, — открыл дискуссию политолог. 

По мнению Айсина, нельзя строить развитие лишь на желании «набить карман потуже» или заработать как можно больше денег, забыв о традициях. 

Оппонент Руслана — Нияз Гараев — уверен, что Татарстану нужно быстрее развиваться, чтобы не отставать от мировых темпов развития экономики, а потом и культура к экономике подтянется. 

Он сделал акцент на том, что они с оппонентом из разных миров. Если Руслан — это интеллигенция, рассуждающая о самобытности Татарстана, то Нияз позиционировал себя как обычного работающего человека, который беспокоится о том, как жить, на что кормить семью и развивать свое производство. 

Но Руслан уверен, что все производства Нияза, его предприятия — не что иное, как продукт, который был создан, опираясь на традиции и на уже имеющийся татарстанский опыт. 

— Возможно, вы обидитесь, но я немного не понимаю, когда говорят про великий татарский путь и ученых. У меня возникает просьба показать мне этих великих татарских ученых. Когда мы говорим про космонавтику, экономику, нефтехимию — обо всем, из чего мы качаем налоги и за счет чего живем, где здесь великий труд татарстанских философов? Они, может, какие-то локальные вещи создавали, но чего-то масштабного — нет, — отметил Нияз. 

На это его оппонент возразил, что ученые есть, но не в таком большом количестве. А причины уходят в историю. 

— В XVI веке, когда татары потеряли свою государственность, было тяжело развиваться, потому что мы не могли получать систему полноценного образования, не могли общаться с остальным миром. Татары вынуждены были сохранять свою идентичность, — отметил Руслан.

«Молодежь всегда стебется. Вы думаете, Тукай в молодости не стебался?»

А пока оппоненты спорили, модератор баттла обратился к Айсину, подчеркнув, что традиции — это, конечно, хорошо, но они почему-то не помогают остановить молодежь, которая повально уезжает в Москву и чаще даже шутит над этими самыми традициями.

— Традиции воспитали нас. Они стареют, отстают от времени. Но их трудно отрицать. Молодежь всегда стебется, вы думаете, Тукай в молодости не стебался? Есть кризис роста. Мы растем — кости трескаются, но и это преодолевается. Это естественный процесс становления в обществе. Уезжают в Москву? Есть и обратный процесс. Люди даже из-за границы сюда приезжают, учат язык, поступают в университеты, — ответил спикер. 

Но в разговор тут же вмешался Нияз — опять же с критикой нынешнего положения Татарстана.

— Где татарский мир растет? Какая болезнь роста в экономике? Что происходит? Я работаю в реальном секторе экономики и не понимаю, о чем речь. Где растет экономика Татарстана? Посадите перед собой пять московских программистов и попробуйте их удержать чак-чаком, треугольниками и тюбетейками. Не будут они здесь сидеть. Москва — это большой пылесос -вытягивает все кадры. Основной рынок сбыта — тоже Москва, — парировал блогер.

Что же такое наше?

Чем большее разрасталась дискуссия, тем больше, к сожалению, оппоненты вдавались, что называется, в материи. В какой-то момент основная тема баттла практически исчерпалась. 

Тогда слово взял известный медиаменеджер и социальный технолог Татарстана Ярослав Муравьев. Он вспомнил, что когда-то «Штаб» создавался как раз потому, что аудитория, которая формирует новые ценности и форматы, новые требования к городу, в Казани очень мала. 

— Таким образом, нам хотелось расширить тот слой людей, который требует перемен. В то же время у нас нет противоречий с какими-то классическими ценностями. С другой стороны, тупо держаться за традиции? Ну тогда давайте жить в пещерах. Просто хотелось бы четче понимать, что мы должны в себе сохранить, чтобы остаться уникальными, но при этом продолжать развиваться. Что же такое наше? Либо мы целиком интегрируемся в мировую экономику и никуда из нее не денемся, либо мы зачем-то, пока я не услышал зачем, сохраняем территориальные ценности, — вернул он участников дискуссии к главной теме. 

Доктор социологических наук, профессор Андрей Тузиков вообще высказался против противопоставления традиций и инноваций.

— Я бы не стал так противопоставлять большую Россию. Да, она разная. Но если она 1 000 лет существует, то удалось нащупать нечто общее, что позволило уживаться вместе различным народам. Когда мы говорим об особом татарстанском пути, могу сказать, что это хороший инструмент идеологического конструирования какого-то курса — политического, экономического. Но не более, — подчеркнул Тузиков.

Решение — в гармонии

Приблизиться к общему знаменателю участникам баттла все-таки удалось. Сначала на вопрос о том, от чего же Татарстану нужно избавиться, чтобы двигаться вперед, из зала стали выкрикивать различные варианты, но самым первым стало кумовство и клановость. В то же время было предложено сохранить присущее татарскому народу дружелюбие и комфортное сосуществование многонациональных народов, а также работать с человеческим капиталом.

— Важно не допустить девальвированного внутреннего состояния. Потеря смыслов происходит. Кроме материального, экономического у людей ничего не остается, в том числе и тех самых ценностей. Пустоту потом ничем не заполнишь — ни роботами, ни технологиями, — заключил Айсин. 

Гармонизацию двух идей (традиций и инноваций) Нияз поддержал, но со «своей колокольни». 

— Если мы будем рассуждать только о традициях, но не будем пахать и развиваться, нас просто сметут, — поставили участники точку в дискуссии.


Читайте также: «ПолитШтаб»: как казанцы искали образ будущего для России


Exit mobile version