Четыре главных новшества в сфере ЖКХ в 2018 году

​От мобильного приложения для жалоб до лишения лицензий УК.
От мобильного приложения для жалоб до лишения лицензий УК.

Изменения, которые внесли в Жилищный кодекс РФ буквально в последний день ушедшего года, касаются правил управления многоквартирными домами, а значит, всех жильцов. Законопроект уже одобрен Советом Федерации и вступит в силу сразу после того, как его подпишет президент России. Кроме того, собственников и арендаторов жилья будут совершенно бесплатно обучать бороться за свои права в сфере ЖКУ и юридической грамотности.

Что изменится в нынешнем году 

Первое. Лицензия, которую выдают УК, будет не бессрочная, как ранее, а ограничена пятью годами. По истечении этого срока организация должна подтвердить свое соответствие лицензионным требованиям.  

— При выдаче новой лицензии органы жилищного надзора будут обязаны проверить регистрируемое название на схожесть с названиями в уже действующих лицензиях, — подчеркнула уполномоченный по правам человека в Татарстане Сария Сабурская. — И если уже есть такое название, в выдаче данной лицензии будет отказано. 

Четыре главных новшества в сфере ЖКХ в 2018 году

Второе. Управляющим организациям разрешили направлять сэкономленные от выполненных работ средства на прибыль, то есть они смогут распоряжаться этими деньгами по своему усмотрению. Предполагается, что после этого нововведения управляющим компаниям будет выгодно искать лучшие предложения по стоимости работ в жилых домах. Главное, чтобы погоня за прибылью не отразилась на качестве.

Третье. Вводится понятие для управляющих многоквартирными домами организаций — «грубое нарушение». За такое нарушение будут отбирать дома из управления или даже лицензию, с исключением организации из реестра.
 
— Действующая сейчас норма допускает изъятие дома из управления недобросовестной управляющей компании в судебном порядке после двух неустраненных нарушений, — добавила уполномоченный по правам человека в РТ.

К числу грубых относятся нарушения, которые влекут опасность для жизни и здоровья граждан, отказ от передачи технической документации при переходе управления от одной компании к другой или в ТСЖ, а также выставление платежного документа от имени управляющей организации без лицензии.

Четыре главных новшества в сфере ЖКХ в 2018 году

Однако перечень конкретных нарушений, которые относятся к категории «грубых», пока не составлен.

— Этот вопрос не очень простой, — считает председатель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Татарстана, эксперт Совета Федерации Михаил Застела. — Я это обсуждал с Сергеем Крайновым — главным жилищным инспектором Татарстана. И мы оба стоим на том, что эти грубые нарушения должны быть очень четко определены. Например, с непередачей документов мне вообще не понятна ситуация. Ну не передает он документы, ну лишили его этого дома. Тоже мне наказание! Он и так уже лицензии лишился. То есть все это, очевидно, еще в процессе и будет конкретизироваться.
 
Четвертое. Если у управляющей организации, получившей лицензию, в течение шести месяцев не было домов в управлении, то жилищная инспекция имеет право обратиться в суд и аннулировать лицензию. Кроме того, в некоторых случаях жилищная инспекция будет иметь право лишать лицензии управляющую организацию без суда.

— Все эти изменения очень принципиальны, — считает Сария Сабурская. — Я думаю, они не случайно введены в российское законодательство, потому что проблемы есть и граждане обращались в органы власти. 

Рейтинг жалоб в сфере ЖКХ

По мнению татарстанского омбудсмена, нарушение прав человека в коммунальной и жилищной сфере — одна из самых главных проблем в России. Татарстан — не исключение.

В адрес уполномоченного по правам человека в РТ в прошлом году поступило 259 обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства — на 22 больше, чем в 2016 году.

Четыре главных новшества в сфере ЖКХ в 2018 году

Первое место в рейтинге проблем ЖКХ у жителей республики занимает отсутствие информации от управляющих организаций по вопросам правомерности начисления платы за коммунальные услуги и сверки расчетов.
 
— Управляющая компания не дает четких ответов по конкретным счетам-фактурам, которые предоставляют им граждане, а дает лишь формальный ответ, — уточняет Сабурская. — Например, выписки из норм законодательства, что, безусловно, граждан не устраивает. И в конечном итоге люди вынуждены обращаться в суды.
 
На втором месте — споры по размерам выплаты субсидий инвалидам. Когда человек переезжает или его дом переходит из одной УК к другой, прежняя УК несвоевременно передает сведения в органы соцзащиты, из-за чего инвалид долго не получает субсидии.

На третьем месте в этом рейтинге проблем ЖКХ — необоснованное установление платы за информационные и другие допуслуги. Например, когда управляющая организация без разрешения жильцов устанавливает шлагбаумы или видеокамеры и принуждает всех собственников и арендаторов жилья платить за предоставление этих услуг.

На четвертом месте — нарушение порядка проведения обращений жильцов.

На пятом — неправильное начисление платы по нежилым помещениям. 

Представители уполномоченного по правам человека в РТ в прошлом году приняли участие в трех судебных заседаниях по искам жильцов к управляющим организациям. 14 гражданам помощники татарстанского омбудсмена помогли составить исковые заявления в суд по вопросам ЖКХ.

Четыре главных новшества в сфере ЖКХ в 2018 году

На портале «Народный контроль» по категории «ЖКУ» в 2017 году опубликовано 5 037 заявок. Из них решено 4 739 (94% от общего числа поступивших), запланировано 176, статус «мотивированный отказ» присвоен 114 уведомлениям, восемь находятся в работе.

Отличников в ЖКХ нет 

Аппаратом уполномоченного по правам человека в РТ совместно с Госжилинспекцией и общественными организациями, работающими в сфере ЖКХ, был проведен опрос жителей Казани. Около 100 его участников оценивали по пятибалльной системе виды деятельности 22 самых крупных управляющих организаций столицы Татарстана.

В итоге самую низкую оценку получили содержание и текущий ремонт общего имущества в доме — 3,6 балла.
 
Второе место снизу заняли своевременность и содержание ответов на письменные запросы граждан — 3,8 балла.

Своевременность реагирования на заявки, устранение аварийных ситуаций, санитарное состояние и благоустройство придомовой территории, а также вежливость сотрудников УК участники опроса оценили в 3,9 балла. А твердую четверку респонденты поставили качеству проведения личного приема граждан руководителями УК. 

Четыре главных новшества в сфере ЖКХ в 2018 году

Высший балл не заслужила ни одна сфера деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами в Казани. В нынешнем году обратная связь УК с потребителями ЖКУ станет еще более оперативной. По инициативе уполномоченного по правам человека в РТ, Госжилинспекции Министерство информатизации и связи Татарстана разрабатывает мобильное приложение «Мой дом», которое станет доступно в ближайшее время.

— Оно позволит собственникам жилья быть в курсе всех событий ЖКХ по своему дому, станет помощником в части несения контроля оплаты за предоставление ЖКУ и подачи обращений по возникающим проблемам, — отметила Сабурская. — Кроме того, компетентные контролирующие органы и сами граждане смогут анализировать и контролировать работу управляющих организаций, получать рейтинговые данные по отдельным составляющим их деятельности. 

Что нам стоит УК «построить» 

Статистику по обращениям граждан ведет и Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ Татарстана. По словам исполняющего директора организации Дмитрия Романова, в прошлом году на горячую линию обратились более 70 000 собственников многоквартирных домов, в основном из Казани. 39% обращались по поводу начисления платы за ЖКУ, 14% жаловались на неудовлетворительное качество жилищно-коммунальных услуг, 18% консультировались по теме проведения общего собрания жильцов, 2% — по капитальному ремонту, 5% — по благоустройству. По поводу неудовлетворительного состояния дома и законности действий УК обратились 8%, по раскрытию информации УК — 1%.

На личном приеме в Региональном центре общественного контроля в сфере ЖКХ Татарстана побывало в прошлом году около 50 000 граждан.

— Мы также оказываем бесплатную помощь собственникам жилья в проведении собраний жильцов, — добавляет Дмитрий Романов. — Помогаем в создании ТСЖ, если собственники хотят уйти от УК, и в создании совета многоквартирного дома, чтобы они могли контролировать, как работает УК.

Четыре главных новшества в сфере ЖКХ в 2018 году

Кроме того, организация бесплатно обучает граждан на специальных курсах по вопросам ЖКХ тому, как читать счет-фактуру, как проверить начисления, как заставить УК сделать капремонт и так далее. Здесь же можно получить юридическую консультацию по тем или иным конфликтным ситуациям, которые возникают у жильцов с коммунальщиками, чтобы грамотно их разрешить.

— Не исключаю, что многие желания жильцов — это просто их «хотелки», — отмечает Дмитрий Романов. — А есть реальные проблемы, которые нужно сегодня решать управляющим компаниям.

В планах на 2018 год — обучение школьников в формате классного часа на тему «Молодежь и ЖКХ», составление рейтинга управляющих компаний, видеосеминары по проблемам ЖКХ и другие информационно-просветительские проекты.


Куда звонить

Горячая линия в Региональном центре общественного контроля в сфере ЖКХ Татарстана: (843) 236-29-97. Звонок по Татарстану бесплатный.


Читайте также: «Людей пугали отключением коммуникаций, и они начали съезжать»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *