Снести нельзя оставить: что происходит с Октябрьским городком в Казани

Жильцы уверяют
Жильцы уверяют, что бьются за историю, а застройщик — что у активистов
непомерные аппетиты.

Пока оставшиеся жильцы Октябрьского городка добиваются от «Унистроя» расселения в обещанные квартиры, девелопер продолжает расчищать территорию бывшего Артучилища для строительства элитного микрорайона. 

Основные строения военного поселка были построены с 1903 по 1911 год. Позже он получил название Арские казармы, а после революции был переименован в Октябрьский городок. В послевоенное время, в 1945 году, часть зданий микрорайона строилась пленными немцами, тогда же здесь появилось Казанское высшее артиллерийское командное училище. Военный островок посреди города благополучно просуществовал до 2011 года. Тогда училище расформировали, а 37 га земли Министерство обороны передало Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. В 2015 году земля стала собственностью ООО «Унистрой» — местом возведения нового элитного района и головной болью местных жителей.

В новогодние праздники компания UD Group (девелопер коммерческой недвижимостью) принялась за последний исторический объект на территории военного городка — бывший молельный дом (позднее — здание Военторга). 

Снести нельзя оставить: что происходит с Октябрьским городком в Казани

Если изначально главным условием вхождения застройщика на территорию Октябрьского городка было сохранение первой линии застройки, в частности, этой постройки, то теперь строительная компания получила разрешение на ее разбор и последующее воссоздание в другом месте.

«Перед нами рушат здание, а мне говорят: «Где вы видите снос?»

Техника заехала во двор рано утром 4 января. Выяснить, что происходит, вышла представитель инициативной группы жителей Октябрьского городка Надежда Сорокина.

— Где-то в 9 утра появился первый бульдозер. Тут же ходил какой-то смотрящий за всеми этими работами, который, конечно, не представился. Изначально он уверил, что сносить будут заброшенную столовку. Она никакой исторической ценности не представляет, так что мы не придали этому значения. За бульдозером приехал гидромолот, который здания уничтожает за раз. Зачем эту маленькую столовку гидромолотом сносить? Потом я поняла, к чему это было, — рассказывает активистка.

Женщине стали звонить жильцы из соседних домов, у которых видимость из окон лучше, и рассказывать, что крушат историческое здание бывшей молельной, которую сама же Сорокина уже давно отстаивает. Но вопрос стоял уже не об историзме объекта, а об элементарных нормах безопасности.

Снести нельзя оставить: что происходит с Октябрьским городком в Казани

— Я думала лишь о том, что внутри могли гулять дети, которые там стали часто бродить! Мы предупреждали компанию-застройщика об этом. Но действий не последовало, — вспоминает собеседница.

В итоге знающие ситуацию жильцы во главе с Надеждой бросились к месту сноса и заставили рабочих остановиться. Из здания действительно вышли дети.

К слову, на месте не было ни забора, ни ограждения, ни таблички о проводимых работах. 

— Я спросила у смотрящего, где это все. А он говорит: «Где вы видите снос?». Перед нами рушат здание, а мне задают такой вопрос! – добавляет активистка.

Днем позже паспорт объекта все же появился, как и забор, но начало работ датировалось уже 5 января, а не фактическим 4-м. 

Снести нельзя оставить: что происходит с Октябрьским городком в Казани

Теперь вопрос вызывает лишь разрешительная документация на снос, которую не могут предоставить ни в Минкульте Татарстана, ни в UD Group. Даже если разрешительный документ есть и здание не сносят, а переносят в другое место, отмечает Сорокина, застройщик все равно нарушает все возможные правила. 

— Зампредседателя ТРО ВООПИиК Фарида Забирова давала комментарий по этому поводу. Она говорила, что должен быть установлен регламент разбора, что здание необходимо разбирать вручную. Крышу можно снять бульдозером, а дальше дом разбирается по кирпичику. Каждый кирпич маркируется, складывается на поддоны, опускается на землю, упаковывается и отвозится в нормальное складируемое помещение с описью. И уже потом из этих же кирпичей воссоздается в другом месте, — объяснила Сорокина.

Снести нельзя оставить: что происходит с Октябрьским городком в Казани

Сама Фарида Забирова от комментария корреспонденту KazanFirst отказалась, отметив, что она «уже много говорила по этому поводу». 

Разбор согласован

В Министерстве культуры Татарстана отмечают, что все действия застройщика согласованы, в том числе особая система разбора здания.

— В настоящее время идет разборка здания бывшего детского сада и Военторга (соединенные в один объект переходом) для последующего воссоздания на месте расселенных жилых домов. Застройщиком были выполнены детальные обмеры и представлены в составе эскизного проекта в Министерство культуры республики в конце прошлого года, в соответствии с решением Комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях. Согласно сведениям застройщика, восстановление здания будет производиться с использованием кирпича из разборки исторических зданий. Выдача разрешений на строительство находится в компетенции муниципального образования Казани, как и все вопросы градостроительной деятельности в историческом поселении, за исключением объектов культурного наследия, — прокомментировала KazanFirst заместитель министра культуры Татарстана Светлана Персова.

Обо всех договоренностях и согласованиях заявляет и руководство компании UD Group. В новогодние праздники действительно начался разбор здания бывшего детского сада с его последующим воссозданием на территории Октябрьского городка.

Снести нельзя оставить: что происходит с Октябрьским городком в Казани

— Здание будет перенесено на 150 метров с сохранением наружных архитектурных решений. Новое место размещения было согласовано Министерством культуры Татарстана 23 ноября 2017 года. В дальнейшем в воссозданном здании будет функционировать детский центр, проектом которого мы занимаемся в настоящий момент. Работы по воссозданию планируем начать после процедуры расселения домов №1/2, 1/13 и 1/15, — отметила директор Департамента торговых центров компании UD Group Валентина Сахабеева.

«Оставшиеся семьи имеют большие аппетиты»

Помимо отстаивания исторического здания Надежда Сорокина вместе с другими жителями несколько лет бьется за дома №1/2, 1/13 и 1/15, в которых раньше располагались офицерские зимние квартиры, а сейчас продолжают жить простые люди. Активисты пытаются добиться капитального ремонта либо расселения жильцов.

— Я писала письма в разные ведомства еще в 2011 году. Тогда нам сказали, что у города нет никаких специальных программ, куда бы нас могли включить. Капремонт для нашего дома я лично выиграла через суд. Решение вступило в силу с 31 марта 2014 года. Вы видите капитальный ремонт? Вот и я не вижу, — продолжает возмущаться Надежда. 

Позже стало известно, что эти дома все-таки попали в перечень ПЗО (проекты зон охраны. — Ред.), после чего городские чиновники сказали, чтобы жильцы восстанавливали здания своих домов самостоятельно, сославшись на закон: за сохранность объектов, имеющих историческую и культурную ценность, отвечают их собственники.

Снести нельзя оставить: что происходит с Октябрьским городком в Казани

16 января на подъезде дома 1/15 было вывешено объявление, что готовится проведение общего собрания собственников. На нем в числе прочих вопросов планируется согласовать решение о том, что капремонт дому не требуется, и в дальнейшем признать его аварийным. Надежда Сорокина как раз является жительницей этого дома. Вместе с ней там еще пять нерасселенных квартир. 

— Все эти годы нам морочили голову, тянули время, каждый раз запрашивали одни и те же документы. Сначала было так: людям давали варианты квартир, они выбирали, бронировали, а потом оказывалось, что квартиры эти уже проданы. Кого-то, конечно, успели переселить. Но вот дома №1/2, 1/13 и 1/15 так и остались. В доме 1/2 вообще ужасные условия жизни: нет горячей воды, душевых, люди живут в маленьких комнатах, — продолжает Надежда. 

Снести нельзя оставить: что происходит с Октябрьским городком в Казани

По ее словам, после Нового года в UD Group перестали отвечать на звонки, поэтому нет никакой информации о сроках расселения. И жильцы переживают, что вовсе останутся ни с чем. 

Впрочем, застройщик уверяет, что казанцев не оставят без крыши над головой. Предложение UD Group о расселении жильцов в обмен на их согласие на застройку элитного ЖК «АртСити» остается в силе.

Снести нельзя оставить: что происходит с Октябрьским городком в Казани

— На текущий момент расселено более половины жителей, еще треть готовится к расселению. Оставшиеся семьи имеют большие аппетиты, поэтому с ними ведется отдельная работа. У жильцов есть возможность въехать в новые квартиры с чистовой отделкой здесь же, в жилом комплексе «АртСити», площадью, равной их квартирам, либо приобрести квартиру больше с доплатой. При этом разницу мы предлагаем с дисконтом. А также имеется возможность выбора квартиры в любом из наших строящихся микрорайонов, — объяснила процедуру расселения Сахабеева. 

1/0

Читайте также: Мергасовский дом vs «Салават Купере»: плюсы и минусы переселения


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *