Юрий Ларионов: Оперный театр — это планово-убыточное предприятие

Оперные артисты заявили о падении гонораров и предложили продвигать татарскую оперу за рубежом.
Оперные артисты заявили о падении гонораров и предложили продвигать татарскую
оперу за рубежом.

На Шаляпинском фестивале показали одну из самых дорогих сердцу казанской публики и бюджету театра постановок — «Порги и Бесс». На следующий день звезды, исполнившие главные партии в опере Гершвина, Лестер Линч (Краун) и Лакита Митчел (Клара) рассказали на пресс-конференции, что гонорары оперных солистов по всему миру упали. И сегодня то, сколько получит исполнитель за партию в спектакле, во многом зависит от политической ситуации. 

Юрий Ларионов: Оперный театр - это планово-убыточное предприятие

— Гонорары артистов заметно снизились во всем мире, не только в одной стране. И мне кажется, что это очень грустно, ведь артист является человеком, который несет искусство людям, рассказывает правду, — говорит Лакита Митчел.

Ее слова подтвердил и Линч, вспомнив, о чем говорила известная оперная дива Мерилин Хорн.
 
 — Она до сих пор живет в Нью-Йорке, и мне удалось с ней пообщаться. Она отметила, что ситуация на мировой оперной сцене сейчас очень трудная, и призналась, что если бы она выступала и сейчас, то ей пришлось бы очень туго. 

Юрий Ларионов, заместитель директора Театра оперы и балета имени Джалиля, подтвердил, что «Порги и Бесс» — это дорогой проект (хотя опера идет в концертном исполнении — без декораций и костюмов), который, естественно, только продажей билетов не окупается.

— Оперный театр — это планово-убыточное предприятие. Нам легче оперы не играть. Как только начинаешь играть, так сразу идем в убыток, — рассказывает Ларионов.

Юрий Ларионов: Оперный театр - это планово-убыточное предприятие

Конечно, оперный спектакль является дорогим удовольствием — одни только декорации чего стоят. Но во сколько в среднем обходится постановка такого спектакля, Ларионов не ответил, ссылаясь на то, что он этим не занимается, а финансовая работа лежит на директоре, которого на пресс-конференции не было.

В позапрошлом году «Порги и Бесс» перенесли из афиши Шаляпинского фестиваля, а в прошлом и вовсе отменили из-за того, что актеров такой величины очень сложно собрать в одном месте и в одно время.

На традиционный вопрос «В чем же фишка 36-го фестиваля?» заместитель директора ответил так же традиционно.

— Фишка одна — это уже 36-й фестиваль, за этим стоит огромная работа. Мы не гоняемся за какими-то новшествами, чтобы на нас обратили внимание. Мы думаем об этом, но у нас «музейный» вид искусства, которое востребовано и здесь и за границей, — сказал он.

Юрий Ларионов наконец ответил тем, кто после открытия фестиваля долго гадал, почему премьерой этого года стала опера «Набукко», хотя до этого она уже ставилась на казанской сцене. Он объяснил, что это принцип театра — классику нужно обновлять. Поедет ли «Набукко» на гастроли, еще неизвестно.

Юрий Ларионов: Оперный театр - это планово-убыточное предприятие

— Главное — удовлетворить эстетические потребности нашего зрителя, который к нам приезжает, — говорит Юрий Ларионов.

В сентябре в оперном пройдет премьера национальной оперы «Сююмбике», но будет ли она в афише следующего Шаляпинского — неизвестно.

Старый друг в роли «новой дочери»

Лестер Линч и Лакита Митчел споют вместе еще в одном спектакле Шаляпинского фестиваля — 9 февраля в опере «Аида», где Линч исполнит роль эфиопского царя Амонасро, а Лакита Митчел — роль Аиды.  

Линч в Казани уже в четвертый раз, но, по его словам, даже несмотря на снег, очень рад находиться здесь.

— Трудно сказать, что сцена чем-то отличается от остальных, но могу отметить, что сам театр и зал потрясающе красивы, — сказал певец.

Он рассказал, что чувствует связь с русской культурой. Когда он начинал музыкальную карьеру, то исполнял на фортепиано второй концерт Рахманинова и учил оперу «Алеко». А самым любимым произведением из всей русской классики Линч назвал «Песни и пляски смерти» Мусоргского. А вот с татарской музыкой солист пока не очень хорошо знаком. 

Юрий Ларионов: Оперный театр - это планово-убыточное предприятие

— У меня много партий, которые я исполняю, и мне приходится очень много работать над ними и изучать их. По этой причине я зачастую не знаю самых популярных песен, которые слушают все в Америке. Я очень люблю джаз, но, к сожалению, у меня нет возможности слушать его так часто, как хотелось бы, потому что работа отнимает все свободное время. Безусловно, находясь здесь, сидя в ресторане, иногда мне удается услышать татарские мелодии и татарские песни, но возможности изучить их более подробно у меня не было, — рассказывает Линч.

Для Лакиты Митчел роль Аиды стала премьерной именно в Казани, но Верди она исполняет уже в четвертый раз. Оперным примером для нее и главной Аидой стала Леонтина Прайс. По словам артистки, это сложная для нее роль, но она того стоит. 

— Вся трудность этой партии в том, что от исполнительницы всегда очень многого ожидают, хотя каждая артистка задумывается о том, когда же ей выпадет шанс исполнить эту роль. Для меня она очень близка, я связана с ней исторически, и, несмотря на то, что она написана много лет назад, она отображает то, что происходит сейчас. Если же говорить о том, чего я жду от выступления, то я надеюсь получить удовольствие, — рассказывает Митчел.

Юрий Ларионов: Оперный театр - это планово-убыточное предприятие

А вот для Линча эта роль уже хорошо знакома, в том числе и на казанской сцене, и главная перемена для него — это как раз «новая дочь».

— Должен сказать, что моя «новая дочь» является моим старым другом. За эти годы мы примерили много разных ролей: она была моей возлюбленной, той, кто отказывал мне в любви. Она была Бесс, а я Краун, и, как вы знаете, я не очень хорошо с ней обращался. И сегодня я очень рад тому, что у нас появилась новая возможность выступать вместе. Я исполню роль ее отца, а она будет моей маленькой принцессой, — рассказывает Линч.

Татарскую оперу — в массы

На вопросы журналистов, почему в татарском театре оперы и балета так редко ставят татарскую оперу, заместитель директора так и не дал внятного ответа. И на реплику журналиста, что трех татарских опер для репертуара татарского театра очень мало, он ответил: «Это ваше личное мнение».

— Но вы должны работать на интересы республики, вы живете на бюджетные средства, вы татарский театр, — не унимался журналист.

— Мы никому ничего не должны, — заключил Ларионов.

Разрядить обстановку попытался Лестер Линч, сказав, что, по его мнению, было бы замечательно познакомить зрителя с чем-то новым, но это трудная задача, потому что аудитория не всегда готова. — Возможно, решением проблемы с недостатком татарских опер в репертуаре театра мог бы стать интерес к ним не только местного зрителя, но и зрителя по всему миру. Тогда был бы смысл заниматься такими операми. Это бы очень помогло. Думаю, стоит предложить это министру культуры, чтобы во всем мире узнали о татарской опере, — сказал он.

Юрий Ларионов: Оперный театр - это планово-убыточное предприятие

Оперный певец считает, что это будет интересно европейскому зрителю. Ведь русскоязычные оперы, которые исполняют на сценах главных мировых театров, пользуются большой популярностью.

— Во всем мире очень любят русскую оперу, любое произведение, которое написано в России, интересно западному зрителю. Тем более когда это что-то новое и особенное, что отличается от того, что мы уже слышали, — считает Линч.

XXXVI Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина еще порадует зрителя семью оперными постановками и двумя гала-концертами. Завершится фестиваль 22 февраля.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *