Михаил Светлов: Нельзя идти на потребу низкопробных вкусов

Культура 08:30 / 12 февраля
5
Михаил Светлов: Нельзя идти на потребу низкопробных вкусов

Оперный певец о введении уголовной ответственности за фонограмму, контрактах и преподавании по скайпу.

В Доме актера имени Марселя Салимжанова прошла заключительная встреча проекта «Маска и душа», проходившего в рамках 36-го Шаляпинского фестиваля. Гостем вечера стал лауреат международных конкурсов, номинант премии «Грэмми» Михаил Светлов. Издание La Presse называло его "сенсацией в мире оперы", а «Вашингтон пост» отмечал колоссальный, всё заполняющий бас, который проникает даже за пределы зала. И вот он вновь в Казани. 

- Я счастлив, что опять был приглашен на фестиваль Шаляпина, который является уникальнейшим. Я уже поездил по всему миру, но такого фестиваля, посвященного великому басу, не встречал. Чтобы в таком объеме была представлена опера - 10 спектаклей, концерты, встречи - этого нет, - говорит певец.

Михаил Анатольевич говорит, что Казань для него - это святыня. Ведь именно здесь родился прославленный русский бас - Шаляпин. Впервые на фестиваль Светлов приехал в 1998 году. Тогда он исполнял партию Бориса в «Борисе Годунове». Но, по его словам, с татарским оперным театром он познакомился еще раньше, на гастролях. Как-то раз Светлова попросили заменить заболевшего певца.

- Нужно было спеть четыре спектакля за четыре дня, но я это выдержал. Потом был день перерыв и еще два спектакля. Уже после этого руководство пригласило меня на фестиваль. Конечно, я приезжал не каждый год, но все же тот год двадцатый - юбилейный, - вспоминает оперный певец. 

На этот раз зрители Шаляпинского увидят артиста дважды. В "Севильском цирюльнике" Михаил уже выступил с партией Дона Базилио, а 13 февраля, как раз в день рождения Федора Шаляпина, оперному певцу предстоит исполнить партию Бориса Годунова в одноименной опере.

Свободный художник

На встрече с поклонниками певец поделился своей биографией, рассказав, что родился в Москве, но когда ему исполнилось пять лет, семья переехала в Калининград. Туда пригласили его отца играть в духовом оркестре. Там Михаил учился в музыкальной школе, закончил местное училище как дирижер хора.

- С 15 лет я вдруг обнаружил в себе голос. Просто открыл рот и стал петь, причем сначала не оперу, а песни Александра Градского из фильма «Роман о влюбленных». Потом много лет спустя на постановку «Золотого петушка» Александр Градский был приглашен на роль звездочета и я ему рассказал, что это он научил меня петь, - вспоминает Михаил.

Позже Михаил Светлов окончил Московскую консерваторию, а карьеру начал сразу с Большого театра, куда его пригласила Елена Архипова - тогда ему было всего 23 года.

- Моя творческая жизнь состоит из двух частей. Большой театр, Советский Союз, гастроли, а потом девяностые - полный экономический провал и провал театральной жизни в Москве. Певцы еще как-то выкарабкивались, музыканты уезжали, а актеры водкой торговали в ларьках. Было состояние безысходности. Тогда я уже начал выезжать на гастроли и мне предложили контракт в «Нью-Йорк сити опера». Там у меня был такой репертуар, которого в те годы в России я бы не спел, - рассказывает Светлов.

Певец говорит, что это не был эмиграционный переезд, просто так сложилась работа. Сегодня артист постоянно гастролирует, но живет в США.

- Сейчас часть жизни, когда ты в свободном полете как свободный художник - контрактная система. Наверное, это будущее искусства, хотя оно не всегда бывает простым. Хочется иметь определенное место, но везде хотят видеть гостей, - говорит певец.

Русские сезоны

Сейчас Михаил поет на 11 языках. И, по его мнению, самое трудное в профессии - это как раз их изучение. Вся работа усложняется тем, что говорит певец на четырех языках, а остальные приходится заучивать. Причем запоминать надо не только текст, но и изучать еще историю страны, ее особенности. Все это нужно для создания более точного образа. 

- В каждую из ролей вложено столько сил. Например, я пел «Замок герцога Синяя Борода» на венгерском языке. Сначала меня ужас обуял, когда мне предложили, я даже хотел в Венгрию переехать, чтобы выучить язык. Но потом нашел венгерского певца, который уже на пенсии, и он меня за два месяца обучил, - говорит Михаил.

Петь на татарском языке Светлов еще не научился, но говорит, что если бы пригласили исполнять национальную оперу, то обязательно бы взялся это сделать. В зале напомнили о предыдущей пресс-конференции, на которой как раз поднималась тема отсутствия татарской оперы в казанском театре.

- Татарская культура существует, тут даже вопросов не должно возникать. Вопрос о том, что татарская опера не нужна, - некорректный. Если это талантливые произведения, то оперу нужно ставить, - сказал Светлов.

Певец рассказал, что для него этот сезон русского языка. И оперы на русском все чаще ставят по всему миру. 

- Когда я приехал в Аризону петь Евгения Онегина, я там был единственным русским, а все остальные - американцы, но, к их чести, они потрясающе учат партии на русском. Просто стали серьезнее к этому относиться. Когда в Метрополитен-опера идут русские оперы, ползала - наши люди, если ты будешь неправильно петь, то над тобой будут просто смеяться, - рассказывает Светлов.

Опера по "Скайпу"

Поклонники поинтересовались, пропадал ли у певца голос. Светлов признался, что это больная тема для каждого исполнителя. Ведь даже Федор Иванович Шаляпин постоянно боялся потерять голос. В пример артист привел случай из жизни, когда, выступая в Новой Зеландии, он спел пять спектаклей, а на шестом заболел. Заменить было некем, его положили в госпиталь, сделали специальную паровую маску, в ней певец продышал шесть часов, но и это не помогло. В итоге все же нашли певца, который когда-то пел пару арий Мефистофеля из этой оперы.

- Но произошло чудо. Сыграл адреналин. Я спел всю партию, а в некоторых куплетах, где очень высокие ноты, он мне помог - не в полную силу, но все равно пропел.

На вопрос, участвует ли певец в работе над образами вместе с режиссером, Михаил отвечает, что это вопрос такта.

- Я приезжаю исполнять роль, исполнять указания режиссера, я не приезжаю на постановку указывать режиссеру, как ему ставить спектакль - у него своя концепция. Он отвечает за спектакль. Ты отвечаешь за свою роль. Так что это вопрос такта - ты можешь подойти, посоветоваться.

В одно время Михаил преподавал в консерватории в Нью-Йорке, но с гастрольной деятельностью это трудно совмещать. Теперь дает частные уроки и с использованием новых технологий - по "Скайпу".

Также певец затронул тему современной музыки и фонограммы.

- Я вообще удивляюсь, как столько лет не введены законы против фонограммы, ведь люди платят деньги за билеты. Они приходят, чтобы им запись крутили, что ли? Это возмутительно просто! - негодовал певец.

По мнению Михаила Светлова, опера - это намного больше, чем искусство, и не в коем случае нельзя понижать планку.

- Никогда нельзя идти на потребу низкопробных вкусов. Мне кажется, что оперный театр или концертный зал - это не место для развлечения публики, а место для разговора с Богом. Сцена - как алтарь. И публика подключается к алтарю, если талантливый артист сам подключается к этому божественному лучу, - это и есть действо. А если просто нужно развлекать публику, то это низкопробное искусство, - заключает Михаил Светлов.

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Юрий Ларионов: Оперный театр - это планово-убыточное предприятие

Культура 18:50 / 7 февраля
6
Юрий Ларионов: Оперный театр - это планово-убыточное предприятие

Оперные артисты заявили о падении гонораров и предложили продвигать татарскую оперу за рубежом.

На Шаляпинском фестивале показали одну из самых дорогих сердцу казанской публики и бюджету театра постановок - «Порги и Бесс». На следующий день звезды, исполнившие главные партии в опере Гершвина, Лестер Линч (Краун) и Лакита Митчел (Клара) рассказали на пресс-конференции, что гонорары оперных солистов по всему миру упали. И сегодня то, сколько получит исполнитель за партию в спектакле, во многом зависит от политической ситуации. 

- Гонорары артистов заметно снизились во всем мире, не только в одной стране. И мне кажется, что это очень грустно, ведь артист является человеком, который несет искусство людям, рассказывает правду, - говорит Лакита Митчел.

Ее слова подтвердил и Линч, вспомнив, о чем говорила известная оперная дива Мерилин Хорн.
 
 - Она до сих пор живет в Нью-Йорке, и мне удалось с ней пообщаться. Она отметила, что ситуация на мировой оперной сцене сейчас очень трудная, и призналась, что если бы она выступала и сейчас, то ей пришлось бы очень туго. 

Юрий Ларионов, заместитель директора Театра оперы и балета имени Джалиля, подтвердил, что «Порги и Бесс» - это дорогой проект (хотя опера идет в концертном исполнении - без декораций и костюмов), который, естественно, только продажей билетов не окупается.

- Оперный театр - это планово-убыточное предприятие. Нам легче оперы не играть. Как только начинаешь играть, так сразу идем в убыток, - рассказывает Ларионов.

Конечно, оперный спектакль является дорогим удовольствием - одни только декорации чего стоят. Но во сколько в среднем обходится постановка такого спектакля, Ларионов не ответил, ссылаясь на то, что он этим не занимается, а финансовая работа лежит на директоре, которого на пресс-конференции не было.

В позапрошлом году «Порги и Бесс» перенесли из афиши Шаляпинского фестиваля, а в прошлом и вовсе отменили из-за того, что актеров такой величины очень сложно собрать в одном месте и в одно время.

На традиционный вопрос «В чем же фишка 36-го фестиваля?» заместитель директора ответил так же традиционно.

- Фишка одна - это уже 36-й фестиваль, за этим стоит огромная работа. Мы не гоняемся за какими-то новшествами, чтобы на нас обратили внимание. Мы думаем об этом, но у нас «музейный» вид искусства, которое востребовано и здесь и за границей, - сказал он.

Юрий Ларионов наконец ответил тем, кто после открытия фестиваля долго гадал, почему премьерой этого года стала опера «Набукко», хотя до этого она уже ставилась на казанской сцене. Он объяснил, что это принцип театра - классику нужно обновлять. Поедет ли «Набукко» на гастроли, еще неизвестно.

- Главное - удовлетворить эстетические потребности нашего зрителя, который к нам приезжает, - говорит Юрий Ларионов.

В сентябре в оперном пройдет премьера национальной оперы «Сююмбике», но будет ли она в афише следующего Шаляпинского - неизвестно.

Старый друг в роли «новой дочери»

Лестер Линч и Лакита Митчел споют вместе еще в одном спектакле Шаляпинского фестиваля - 9 февраля в опере «Аида», где Линч исполнит роль эфиопского царя Амонасро, а Лакита Митчел - роль Аиды.  

Линч в Казани уже в четвертый раз, но, по его словам, даже несмотря на снег, очень рад находиться здесь.

- Трудно сказать, что сцена чем-то отличается от остальных, но могу отметить, что сам театр и зал потрясающе красивы, - сказал певец.

Он рассказал, что чувствует связь с русской культурой. Когда он начинал музыкальную карьеру, то исполнял на фортепиано второй концерт Рахманинова и учил оперу «Алеко». А самым любимым произведением из всей русской классики Линч назвал «Песни и пляски смерти» Мусоргского. А вот с татарской музыкой солист пока не очень хорошо знаком. 

- У меня много партий, которые я исполняю, и мне приходится очень много работать над ними и изучать их. По этой причине я зачастую не знаю самых популярных песен, которые слушают все в Америке. Я очень люблю джаз, но, к сожалению, у меня нет возможности слушать его так часто, как хотелось бы, потому что работа отнимает все свободное время. Безусловно, находясь здесь, сидя в ресторане, иногда мне удается услышать татарские мелодии и татарские песни, но возможности изучить их более подробно у меня не было, - рассказывает Линч.

Для Лакиты Митчел роль Аиды стала премьерной именно в Казани, но Верди она исполняет уже в четвертый раз. Оперным примером для нее и главной Аидой стала Леонтина Прайс. По словам артистки, это сложная для нее роль, но она того стоит. 

- Вся трудность этой партии в том, что от исполнительницы всегда очень многого ожидают, хотя каждая артистка задумывается о том, когда же ей выпадет шанс исполнить эту роль. Для меня она очень близка, я связана с ней исторически, и, несмотря на то, что она написана много лет назад, она отображает то, что происходит сейчас. Если же говорить о том, чего я жду от выступления, то я надеюсь получить удовольствие, - рассказывает Митчел.

А вот для Линча эта роль уже хорошо знакома, в том числе и на казанской сцене, и главная перемена для него - это как раз «новая дочь».

- Должен сказать, что моя «новая дочь» является моим старым другом. За эти годы мы примерили много разных ролей: она была моей возлюбленной, той, кто отказывал мне в любви. Она была Бесс, а я Краун, и, как вы знаете, я не очень хорошо с ней обращался. И сегодня я очень рад тому, что у нас появилась новая возможность выступать вместе. Я исполню роль ее отца, а она будет моей маленькой принцессой, - рассказывает Линч.

Татарскую оперу - в массы

На вопросы журналистов, почему в татарском театре оперы и балета так редко ставят татарскую оперу, заместитель директора так и не дал внятного ответа. И на реплику журналиста, что трех татарских опер для репертуара татарского театра очень мало, он ответил: «Это ваше личное мнение».

- Но вы должны работать на интересы республики, вы живете на бюджетные средства, вы татарский театр, - не унимался журналист.

- Мы никому ничего не должны, - заключил Ларионов.

Разрядить обстановку попытался Лестер Линч, сказав, что, по его мнению, было бы замечательно познакомить зрителя с чем-то новым, но это трудная задача, потому что аудитория не всегда готова. - Возможно, решением проблемы с недостатком татарских опер в репертуаре театра мог бы стать интерес к ним не только местного зрителя, но и зрителя по всему миру. Тогда был бы смысл заниматься такими операми. Это бы очень помогло. Думаю, стоит предложить это министру культуры, чтобы во всем мире узнали о татарской опере, - сказал он.

Оперный певец считает, что это будет интересно европейскому зрителю. Ведь русскоязычные оперы, которые исполняют на сценах главных мировых театров, пользуются большой популярностью.

- Во всем мире очень любят русскую оперу, любое произведение, которое написано в России, интересно западному зрителю. Тем более когда это что-то новое и особенное, что отличается от того, что мы уже слышали, - считает Линч.

XXXVI Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина еще порадует зрителя семью оперными постановками и двумя гала-концертами. Завершится фестиваль 22 февраля.

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх