Site icon KazanFirst

Первый рейтинг медийности министров Татарстана

Кто из Кабмина республики лучше всего работает со СМИ и какие им нужно делать посты в соцсетях.
Кто из Кабмина республики лучше всего работает со СМИ и какие им нужно делать
посты в соцсетях.

Редакция KazanFirst на основе данных из открытых источников составила первый рейтинг медийности татарстанских министров. Оценивали чиновников по частоте упоминаемости в СМИ, а также наличии страниц в социальных сетях и их обновляемости.  

Новости с полей Ахметова и заплывы в бассейне Леонова

В рейтинг вошел 31 член Кабинета министров Татарстана, а возглавил его премьер-министр республики Алексей Песошин. Это как раз пример того, как чиновник «перебил» показатели остальных участников одним лишь количеством публикаций в СМИ с упоминанием его имени. В 2017 году таких публикаций было 21 000.  

Самой популярной темой стала новость о назначении Песошина на пост премьер-министра. В апреле прошлого года об этом писали много. СМИ с интересом разбирали биографию нового главы правительства и следили за каждым заявлением Песошина на новом посту. 

Чаще всего имя Алексея Валерьевича можно было заметить в декабре 2017 года — премьер-министр «засветился» в 2 775 публикациях. Связано это было с отставкой министра образования и науки Татарстана Энгеля Фаттахова после языкового скандала и последующим назначением Рафиса Бурганова на освободившуюся должность. 

Страниц в соцсетях у премьер-министра нет. Посты с Песошиным можно найти только по хештегам (16 упоминаний) на страницах Госсовета республики, дольщиков ЖК МЧС, отдельного портала о республике и на аккаунте Полномочного представительства Татарстана в РФ. 

Второе место занял министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Ахметов. В 2017 году его имя было упомянуто в СМИ 7 500 раз. Наибольший резонанс вызвала тема о начале сельскохозяйственных ярмарок. Марат Готович лично контролировал их работу, на одной из таких ярмарок пообщался с местными продавцами и покупателями. 

В сентябре интерес к министру возрос на фоне новостей о сборе 5 млн тонн зерна и открытии все тех же ярмарок. К слову, у Марата Ахметова есть страничка в «Инстаграме» и даже 1 800 подписчиков. Но вот контент не отличается разнообразием и частотой публикаций — это либо «вести с полей», либо фото Дворца земледельцев с разных ракурсов. 

Третье место закрепилось за министром по делам молодежи и спорту Татарстана Владимиром Леоновым. Что тоже неудивительно, ведь повестка, как говорится, на поверхности — Кубок Конфедераций, Чемпионат мира по футболу. За прошедший год Леонов упоминался в публикациях 5 600 раз, а пик пришелся на июль, благодаря матчам Кубка Конфедераций.

Но помимо этого министр является активным пользователем соцсетей, особенно «Инстаграма». И надо сказать, аккаунт раскручен вполне успешно — жизнью чиновника интересуются 24 600 подписчиков. Здесь-то и представлена всевозможная палитра постов — от спортивных достижений Леонова в бассейне, на лыжне или фитнес-зале, официальных приемов до личных, семейных мероприятий. 

Четвертое место — министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана Ирек Файзуллин. В 2017 году его имя было упомянуто в 4 000 публикаций в СМИ. Наибольший отклик вызвала история с рейдерским захватом в сфере управления многоквартирными домами. Министр рассказал о случаях незаконной смены управляющих компаний. К слову, сфера строительства и ЖКХ всегда была актуальной среди татарстанцев во многом из-за значительного количества проблем в ней. Так, пик интереса к персоне Файзуллина пришелся на апрель 2017 года — 706 упоминаний. Большинство публикаций, в которых фигурирует имя министра, связано с болезненной темой выселения людей из аварийного жилья в Татарстане. 

Замыкает пятерку лидеров министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов с показателем в 3 700 публикаций с упоминанием его имени. Особо интересовала татарстанцев тема, которая возникла в мае прошлого года, — создание в республике опытной зоны сети 5G. 

Как и его коллега Владимир Леонов, Шайхутдинов активен в соцсетях. Он охватил две наиболее популярных и актуальных сети — «Инстаграм» и «Твиттер». Суммарная аудитория аккаунтов министра на этих двух площадках составляет 13,5 тысячи человек. В соцсетях Шайхутдинов в основном публикует информацию об официальных мероприятиях со своим участием.

В рейтинг также вошли и новоназначенные «кабминовцы»: министр здравоохранения Марат Садыков — 17-е место, министр лесного хозяйства Равиль Кузюров — 22-е место, министр экологии и природных ресурсов Александр Шадриков — 27-е место.

Чиновники, занявшие низкие строчки, отличились в основном лишь своими финансовыми декларациями о доходах. А вот их упоминаемость в СМИ непосредственно по рабочим вопросам крайне низкая.

«Комментировать все приходится президенту, хотя этим должны заниматься министры» 

Так или иначе, надо понимать, что повестка и инфоповоды, благодаря которым перечисленные чиновники попали в рейтинг, редко были продиктованы ими самими или их пресс-службой. Все это скорее стечение обстоятельств, в некоторых случаях ожидаемое. 

Так, медиаменеджер и социальный технолог Ярослав Муравьев отмечает, что татарстанским чиновникам Кабмина Татарстана не хватает открытости в общении с населением, в том числе посредством СМИ. По его мнению, министры должны не просто констатировать уже имеющиеся факты и делать какие-то политические заявления, но и формировать повестку в своей отрасли.

— Руководители ведомств являются лидерами мнений. Они должны формировать повестку, отношение к своей отрасли и давать некоторые ориентиры участникам этой отрасли: куда мы идем, зачем, какие правила, что в отрасли происходит. Поэтому, конечно, выступления министров на официальных мероприятиях, в СМИ, формирование мнения через свои соцсети — это важная часть их работы. К сожалению, иногда создается ощущение закрытости республиканских министров. Чаще они собираются на каких-то закрытых совещаниях. Это приводит к непониманию среди населения того, что происходит в отрасли и как относиться к тем или иным событиям. Сегодня в Татарстане необходимо повышение медийности министров, но не как публичных персон, а как экспертов и лидеров. Очень важно не просто делать какие-то политические заявления, а комментировать повестку, задавать ее. В республике есть такая практика, что комментировать все приходится президенту, хотя этим должны заниматься министры, — отметил собеседник. 

Закрываются татарстанские чиновники не только от СМИ, но и от социальных сетей. Хотя именно соцсети — один из главных и действенных инструментов формирования имиджа сегодня. 

— Будучи простым пользователем социальных сетей, я не вижу какой-то активности министерств на тех площадках, которые удобны людям и которыми они привыкли пользоваться. Есть лишь некоторые министерства, которые активны в соцсетях через пресс-секретарей. Такое ощущение, что министерства ждут, когда люди сами придут на их сайт, к ним на мероприятия. А ведь проще взять и написать о своей работе в крупных тематических группах. Посмотрите, например, как работают крупные корпорации — те же сотовые операторы. Они общаются с клиентами не только на своих аккаунтах, но и оперативно реагируют при упоминании в других пабликах, страницах, сайтах, форумах. Министерства — это такие же отделы по работе с людьми. Из татарстанских видно активность Министерства строительства и ЖКХ. Они ведут работу как через классические медиа, так и в соцсетях, — отметил Ярослав Муравьев. 

«Нужно сразу решить, кто ты — небожитель или свой парень»

Вопрос не только в том, чтобы вести собственные странички в социальных сетях, важно еще понимать, как это делать. 

— Разумеется, политики должны вести собственные аккаунты, потому что в 2018 году по-другому уже нельзя. Где им еще со своим электоратом общаться, как не в соцсетях? На отношение к ним простых людей влияет однозначно. Можно как полностью похоронить свою карьеру одной-двумя неудачными фразами в «Твиттере», так и взлететь до небес благодаря открытой реакции на какие-то события. В общем, необходимо иметь мнение и голос, высказываться публично, не по протоколу. Если быть активным пользователем «Инстаграма» или «Фейсбука», можно привлечь больше внимания к своим словам и действиям, — отмечает медиааналитик, автор Телеграм-канала «Журналистика» (@dddjournalism) Александра Жуковская.

По мнению собеседницы, важно разобраться «на берегу», каким хочет представить себя чиновник своей аудитории. 

— Если у политика стратегия быть ближе к народу, вряд ли народ поймет фотографии из личного самолета, фотографии жены в мехах и бриллиантах, фотки из дорогих отелей. То есть нужно сразу решить, кто ты — небожитель или свой парень, шутник или серьезный человек. Мне кажется, главное — быть или хотя бы пытаться быть искренним и честным, — считает Жуковская.

При этом реакцию на трагические или неоднозначные события в стране лучше публиковать, согласовав с пиарщиками. Но фотографии лучше публиковать свои, а также свои впечатления об увиденном или услышанном. Одно из главных условий «успеха», отмечает собеседница, — это простой и понятный язык общения. 

— Не нужно делать из своих страниц нечто, похожее на протокольные документы. Пытаться быть на одной волне с молодежью и шутить про половину маршрутки, не понимая сути, я бы не стала. Быть собой и совсем чуть-чуть — политической фигурой — это лучший вариант, — заключила Жуковская.

Exit mobile version