Чем живет футбол в России: сколько зарабатывают клубы, как работают с болельщиками и кого им не хватает

Исследование состояния экономики российского футбола.

На официальном сайте Российской футбольной Премьер-лиги (РФПЛ) появился любопытный документ: «Комплексное исследование экономики российского футбола». В аннотации к этому исследованию глава организации Сергей Прядкин отмечает, что оно «поможет лучше понять текущее экономическое состояние нашего чемпионата и участвующих в нем клубов и определить цели для дальнейшего развития».

Что ж, давайте взглянем, что происходит с нашим футболом.

Инфраструктура

Первое, что обращает на себя внимание, - где играют клубы РФПЛ. Долгое время стадионы являлись одной из самых острых проблем в российском футболе, однако сегодня ситуация начинает улучшаться с появлением все новых арен к чемпионату мира. Тем не менее на данный момент в России лишь 38% стадионов имеют Высшую категорию, которая позволяет принимать матчи международного уровня. Остальные - стадионы Первой категории, допустимой только для матчей внутреннего чемпионата.

Отличительными чертами стадионов Высшей (В) и Первой (П) категорий являются: вместимость (В - не менее 30 тысяч, П - до 30), наличие навеса над зрителями (В - 100 процентов зрительских мест, П - 30), тип газона (натуральный или искусственный) и его качество, освещение (В - 1 400 люкс, П - 1 200), а также количество парковочных мест, VIP-мест, видеокамер, табло с возможностью воспроизведения повторов и пресс-центр.

С точки зрения юридического оформления стадионов и других объектов инфраструктуры большинство клубов пользуются ими по договору аренды с городом. Лишь в Хабаровске власти отдали всю инфраструктуру местному клубу СКА в безвозмездное пользование. Кроме того, исследователи приводят пример казанского «Рубина», которому принадлежит право собственности на базу и академию, но стадион находится в аренде.

В этом году ожидается введение в эксплуатацию двух стадионов клубов РФПЛ в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону; четырех - ФНЛ (Самара, Нижний Новгород, Калининград, Волгоград), одного - ПФЛ (Саранск) и в Сочи. С вводом в эксплуатацию новых стадионов, оснащенных современными системами контроля управления доступом и обеспечения безопасности, сокращается и количество сотрудников, обеспечивающих безопасность. Полицейских постепенно сменяют стюарды.

Коммерческая деятельность клубов

По итогам 2016 года клубы РФПЛ впервые за пять лет суммарно вышли «в плюс». Основным фактором роста доходной части стало повышение выручки от реализованных билетов и абонементов, от спонсорских и прочих коммерческих соглашений.



Билеты

Средняя стоимость билета на матч РФПЛ, по данным исследования, составляет 500 рублей, абонемента - 5 700 рублей. Большинство клубов включают в стоимость абонемента не только матчи чемпионата, но и Кубка России. При этом «Краснодар» и «Зенит» пошли еще дальше и распространяют действие абонементов на некоторые еврокубковые матчи. Успехом пользуются и мини-абонементы - пакеты билетов на несколько матчей.

75% клубов имеют программу лояльности, которая почти всегда включает в себя дополнительные привилегии для болельщиков и специальные предложения от партнеров клуба. Половина клубов использует скидочную систему лояльности, 8% - бонусную систему, остальные - комбинируют.

Атрибутика

Еще одна важная часть доходов - продажа клубной атрибутики. Таковая есть у всех клубов РФПЛ, при этом 81% команд реализует ее через свои фан-шопы. В среднем у клубов работают две-три точки продаж, 63% также имеют официальный интернет-магазин. Самыми популярными товарами являются шарфы, игровые футболки и бейсболки.

Доходы от УЕФА и спонсоров

Важная составляющая доходов - это поступления от УЕФА за участие наших команд в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Лидерами по последнему показателю являются «Зенит» (101 млн евро за пять лет) и ЦСКА (74 млн евро). Совокупные доходы остальных восьми клубов, которые с 2012 по 2016 год участвовали в еврокубках («Спартак», «Локомотив», «Краснодар», «Рубин», «Ростов», «Кубань», «Анжи», «Динамо»), составили 98 млн евро.

Отдельно в исследовании отмечается и тот факт, что за последние два года ни один из российских клубов не был подвергнут санкциям за нарушение финансового фэйр-плей. При этом в отношении «Зенита», «Локомотива», «Краснодара» и «Рубина» УЕФА продолжает вести особенный мониторинг.

Что касается спонсорских соглашений, то в основном они находят свое отражение на игровой форме команд. Самыми популярными местами для размещения спонсоров являются место титульного спонсора на груди и рукав игровой футболки. Однако согласно регламенту РФПЛ, клубы обязаны размещать на правом рукаве футболки логотип турнира и его титульного спонсора, что не дает возможность для коммерческого использования только левого рукава.

Рекордсменом по количеству спонсорских логотипов в сезоне-2017/2018 является «Спартак»: на его игровой форме присутствуют логотипы 11 партнеров, причем один из них размещен дважды. Второе место делят ЦСКА, «Рубин» и «Урал» с пятью спонсорами. Один клуб РФПЛ не имеет спонсорских размещений на своей экипировке, а у трех клубов представлено лишь по одному партнеру.

Взаимодействие с болельщиками и посещаемость

Команды РФПЛ ведут активную деятельность в соцсетях. Общий охват аудитории футбольных клубов РФПЛ в социальных сетях составляет почти 12 млн человек. При этом на зарубежную аудиторию ориентируются меньше половины клубов - лишь у шести есть англоязычная версия сайта, в то же время сайт «Зенита» представлен на 12 языках.

Все клубы РФПЛ используют свои онлайн-площадки для спонсорских активаций, при этом все больше клубов заключают соглашения об инфопартнерстве с социальными сетями (64%). Среди последних трендов - снижение популярности Periscope и увеличение присутствия клубов в Telegram. Рассылки по электронной почте тоже теряют свою эффективность, но почти 70% клубов пока не готовы отказаться от этого канала общения с болельщиками. 56% клубов регулярно производят СМС-рассылки. Вместе с тем меньше половины клубов (44%) предоставляют своим болельщикам консультации по телефону, что связано с высокими расходами на содержание колл-центра. В большинстве случаев в качестве подобного консультанта выступает свободный в данный момент сотрудник отдела по работе с болельщиками.

Исходя из вышесказанного, добиться заметного роста посещаемости матчей РФПЛ долгое время не может. Современные стадионы появляются, но завлечь зрителя на трибуны клубам не удается.

Кадры и детский футбол

Средняя численность штата клуба РФПЛ с учетом спортсменов, тренерского штаба и административно-управленческого персонала составляет 242 человека. По данным исследования, представители клубов отметили нехватку специалистов по направлению организации мероприятий, которые становятся все более востребованными в связи с введением новых многофункциональных арен. Кроме того, остро стоит вопрос с детскими тренерами.

Собственные футбольные академии функционируют у всех клубов РФПЛ, однако получение среднего общего образования в структуре академии организуют менее половины клубов (44%).

Одну из главных проблем в работе с детьми представители клубов видят в недостаточной проработанности системы компенсационных и солидарных выплат при трансфере игроков, которая, по их мнению, не полностью учитывает расходы на подготовку футболиста. В качестве наиболее эффективного стимула для увеличения клубами инвестиций в подготовку спортивного резерва респонденты отмечают предоставление налоговых льгот.

Сравнение РФПЛ с европейскими чемпионатами

Российская Премьер-лига делит 6-7-е места с Турецкой Суперлигой по общей сумме расходов клубов без учета трансферов. Кроме того, в России, Турции, а также Португалии соотношение объема расходов на выплаты заработной платы сотрудникам к объему выручки является наиболее высоким (71-72%), что говорит о несбалансированности бюджетов клубов.


Как отмечают исследователи, в случае с Россией одним из факторов, влияющих на данную ситуацию, являются договоры, заключенные в иностранной валюте, при нестабильности обменного курса.

К операционным расходам футбольных клубов относятся затраты на проведение матчей, содержание инфраструктуры, осуществление коммерческой деятельности и работы со спонсорами. Неоперационные расходы включают в себя выплату налогов и результаты финансовой деятельности.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite