«Постоянных слушателей челнинского органа мы знаем в лицо»

Что общего между органом и машиной
Что общего между органом и машиной, а также зачем музыкантам кирпичи для игры на
инструменте.

В Татарстане органы есть только в двух городах — Казани и Набережных Челнах. В 2005 году бывший кинотеатр «Россия» в автограде реконструировали для установки органа чешской фирмы Rieger-Kloss. Его подарил городу первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

За 13 лет в челнинском зале выступили много известных исполнителей: Николай Петров, Рубин Абдуллин, Денис Мацуев, Юрий Башмет, оркестр Спивакова. Здесь же проходят концерты камерного оркестра Игоря Лермана. У органного зала за эти годы сложился свой постоянный слушатель.

«Постоянных слушателей челнинского органа мы знаем в лицо»

— К примеру, у одной челнинки (она педагог) есть даже свои постоянные места в зале, она всегда покупает именно их и посещает каждый наш концерт, — рассказывает лектор-экскурсовод органного зала Эльмира Фасхутдинова. — В шутку эта слушательница говорит: «Я на работу хожу в свободное от концертов время». Есть семейная пара пенсионеров, которые тоже не пропускают ни одного концерта. Мы знаем этих людей в лицо, всегда здороваемся. Теплая, семейная атмосфера здесь.

Бывает, что на некоторых концертах наполняется только половина или треть зала. Рассчитан он на 800 мест, это один из самых больших органных залов в России.

— Когда между частями концерта люди вдруг хлопают, мы радуемся: пришел новый слушатель. Так как постоянные гости уже знают, что между частями классического произведения хлопать не принято, — с улыбкой отмечает экскурсовод.

«Постоянных слушателей челнинского органа мы знаем в лицо»

Особенно популярны концерты Игоря Лермана, иностранных исполнителей и детские абонементы: тогда обычно набирается полный зал. Детский театр при органном зале — уникальный, в республике другого такого нет. Артисты — талантливые дети в возрасте от 5 до 12 лет. Репертуар составляют музыкальные сказки и театрализованные концерты. А в операх «Муха-Цокотуха» и «Веселый огород» дети исполняют арии вживую под рояль и орган.

В челнинском зале создана прекрасная акустика, слышимость инструментов достигается без дополнительных усилителей и микрофонов. Настройку производили специалисты Московского научно-исследовательского и проектного института (МНИИП) и Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания (ВНИИТР). Панели стен сделаны из бука, вся сцена — из специального звукоотражающего материала.

Вес органа — 19 тонн. Фактически этот инструмент — целый духовой оркестр, а каждый из его регистров — отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием (в челнинском органе 49 звучащих регистров). Сделан орган в 1972 году, перевезен в Челны из Казанского органного зала.

Красивая передняя часть, которую зрители видят во время концерта, называется «проспект органа». В органе 3 642 (!) трубы различных форм и размеров, деревянные и металлические из оловянно-свинцового сплава. Большая часть спрятана внутри.

Органом в Челнах уже 13 лет заведует Ильсияр Сулейманова. Она и исполнительница, и хранительница ключа от органа, а с недавних пор еще и настройщик этого инструмента. Ильсияр Сулейманова — ученица ректора Казанской консерватории Рубина Абдуллина. Она также окончила Высшую школу в Германии. Челнинскую органистку хорошо знают слушатели не только в России, но и в Европе.

— Ухаживать за органом непросто, — рассказывает Ильсияр Сулейманова. — Нужно точно выдерживать температуру, примерно 20 градусов, параметры влажности, так как помимо металлических труб, которые видны в зрительном зале, есть и деревянные трубы, которые от перепадов могут менять высоту звука. Более того, раз в пять лет нужно производить генеральную настройку, для этого мы вызываем специалистов, которые на протяжении месяца ведут ежедневную кропотливую работу.

«Постоянных слушателей челнинского органа мы знаем в лицо»

Чтобы включить орган, его нужно завести ключом, как автомобиль. От этого начинает работать мотор, который отвечает за подачу воздуха (ведь это клавишно-духовой инструмент). У органа три клавиатуры: две ручные и одна ножная. Удивительно, но ножная клавиатура полноценна и некоторые произведения можно исполнять одними ногами. Это нам с удовольствием и продемонстрировала Ильсияр Сулейманова.

Хоть орган выглядит традиционным, на самом деле он частично управляется компьютером, который прежде всего запоминает пресеты — наборы регистров. Переключаются они кнопками на торцах мануалов.

Для многих журналистов было открытием, что каждый органист является импровизатором, ведь в нотах или совсем не указывается набор регистров, или указываются общие пожелания. Во всех органах общим является только базовый набор регистров, а их количество и тональность могут сильно отличаться. Только лучшим исполнителям под силу быстро адаптироваться к набору регистров и использовать их возможности в полной мере.

А вот задняя часть органа, скрытая от зрителя, совсем не похожа на музыкальный инструмент. Она больше напоминает производственное помещение. Воздух, с помощью которого звучит орган, подается мощными, но очень тихими вентиляторами. Для равномерной подачи используются обычные кирпичи.

«Постоянных слушателей челнинского органа мы знаем в лицо»

Они прижимают меха. Когда вентиляторы включены, меха раздуваются, а вес кирпичей обеспечивает необходимое давление воздуха. В помещении также есть две маленькие лестницы, по которым можно пролезть внутрь органа.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *