Site icon KazanFirst

«Постоянных слушателей челнинского органа мы знаем в лицо»

Что общего между органом и машиной
Что общего между органом и машиной, а также зачем музыкантам кирпичи для игры на
инструменте.

В Татарстане органы есть только в двух городах — Казани и Набережных Челнах. В 2005 году бывший кинотеатр «Россия» в автограде реконструировали для установки органа чешской фирмы Rieger-Kloss. Его подарил городу первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

За 13 лет в челнинском зале выступили много известных исполнителей: Николай Петров, Рубин Абдуллин, Денис Мацуев, Юрий Башмет, оркестр Спивакова. Здесь же проходят концерты камерного оркестра Игоря Лермана. У органного зала за эти годы сложился свой постоянный слушатель.

— К примеру, у одной челнинки (она педагог) есть даже свои постоянные места в зале, она всегда покупает именно их и посещает каждый наш концерт, — рассказывает лектор-экскурсовод органного зала Эльмира Фасхутдинова. — В шутку эта слушательница говорит: «Я на работу хожу в свободное от концертов время». Есть семейная пара пенсионеров, которые тоже не пропускают ни одного концерта. Мы знаем этих людей в лицо, всегда здороваемся. Теплая, семейная атмосфера здесь.

Бывает, что на некоторых концертах наполняется только половина или треть зала. Рассчитан он на 800 мест, это один из самых больших органных залов в России.

— Когда между частями концерта люди вдруг хлопают, мы радуемся: пришел новый слушатель. Так как постоянные гости уже знают, что между частями классического произведения хлопать не принято, — с улыбкой отмечает экскурсовод.

Особенно популярны концерты Игоря Лермана, иностранных исполнителей и детские абонементы: тогда обычно набирается полный зал. Детский театр при органном зале — уникальный, в республике другого такого нет. Артисты — талантливые дети в возрасте от 5 до 12 лет. Репертуар составляют музыкальные сказки и театрализованные концерты. А в операх «Муха-Цокотуха» и «Веселый огород» дети исполняют арии вживую под рояль и орган.

В челнинском зале создана прекрасная акустика, слышимость инструментов достигается без дополнительных усилителей и микрофонов. Настройку производили специалисты Московского научно-исследовательского и проектного института (МНИИП) и Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания (ВНИИТР). Панели стен сделаны из бука, вся сцена — из специального звукоотражающего материала.

Вес органа — 19 тонн. Фактически этот инструмент — целый духовой оркестр, а каждый из его регистров — отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием (в челнинском органе 49 звучащих регистров). Сделан орган в 1972 году, перевезен в Челны из Казанского органного зала.

Красивая передняя часть, которую зрители видят во время концерта, называется «проспект органа». В органе 3 642 (!) трубы различных форм и размеров, деревянные и металлические из оловянно-свинцового сплава. Большая часть спрятана внутри.

Органом в Челнах уже 13 лет заведует Ильсияр Сулейманова. Она и исполнительница, и хранительница ключа от органа, а с недавних пор еще и настройщик этого инструмента. Ильсияр Сулейманова — ученица ректора Казанской консерватории Рубина Абдуллина. Она также окончила Высшую школу в Германии. Челнинскую органистку хорошо знают слушатели не только в России, но и в Европе.

— Ухаживать за органом непросто, — рассказывает Ильсияр Сулейманова. — Нужно точно выдерживать температуру, примерно 20 градусов, параметры влажности, так как помимо металлических труб, которые видны в зрительном зале, есть и деревянные трубы, которые от перепадов могут менять высоту звука. Более того, раз в пять лет нужно производить генеральную настройку, для этого мы вызываем специалистов, которые на протяжении месяца ведут ежедневную кропотливую работу.

Чтобы включить орган, его нужно завести ключом, как автомобиль. От этого начинает работать мотор, который отвечает за подачу воздуха (ведь это клавишно-духовой инструмент). У органа три клавиатуры: две ручные и одна ножная. Удивительно, но ножная клавиатура полноценна и некоторые произведения можно исполнять одними ногами. Это нам с удовольствием и продемонстрировала Ильсияр Сулейманова.

Хоть орган выглядит традиционным, на самом деле он частично управляется компьютером, который прежде всего запоминает пресеты — наборы регистров. Переключаются они кнопками на торцах мануалов.

Для многих журналистов было открытием, что каждый органист является импровизатором, ведь в нотах или совсем не указывается набор регистров, или указываются общие пожелания. Во всех органах общим является только базовый набор регистров, а их количество и тональность могут сильно отличаться. Только лучшим исполнителям под силу быстро адаптироваться к набору регистров и использовать их возможности в полной мере.

А вот задняя часть органа, скрытая от зрителя, совсем не похожа на музыкальный инструмент. Она больше напоминает производственное помещение. Воздух, с помощью которого звучит орган, подается мощными, но очень тихими вентиляторами. Для равномерной подачи используются обычные кирпичи.

Они прижимают меха. Когда вентиляторы включены, меха раздуваются, а вес кирпичей обеспечивает необходимое давление воздуха. В помещении также есть две маленькие лестницы, по которым можно пролезть внутрь органа.

Exit mobile version