Как новая власть Челнов «убивает» художников и скульпторов

Специалисты
Специалисты, окончившие по три учебных заведения, сегодня остались без
заработка.

«Это наше четвертое обращение за последние три года», — говорится в последнем письме членов Союза художников Набережных Челнов, текст которого есть в распоряжении KazanFirst. Над ним маститые живописцы, монументалисты, скульпторы работали с мая по ноябрь 2017 года. Затем они отправили его президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Художники пишут не только лидеру республики. Они дважды обращались к мэру города Наилю Магдееву, встречались с руководителем исполкома автограда Ринатом Абдуллиным, вели переговоры с главным архитектором Алмасом Идрисовым. Всякий раз речь идет об одном и том же. Творцы в буквальном смысле кричат о своем бедственном положении, о том, что им не на что жить, они погрязли в долгах. Один только долг Союза художников за коммунальные услуги составляет 300 тысяч рублей. 

Чтобы понять, почему сегодня художники «в провинции» вынуждены писать жалобы на свою жизнь, надо хотя бы коротко знать историю финансирования их деятельности.

Кто и как платил художникам до Магдеева

В 1970-1980-е два-три процента тех денег, которые советское государство выделяло на строительство того или иного объекта в Челнах, шли на художественно-эстетическое оформление этого объекта. То есть деньги выделялись художникам. Это были хорошие суммы. Художники зарабатывали по 400-800 рублей в месяц (для сравнения: буханка хлеба стоила 16 копеек, бутылка водки — 3,62-4,12 рубля, килограмм колбасы — 2-3 рубля), но и работали они за такие деньги добросовестно. Создавали панно, витражи, мозаику, монументы, делали интерьеры.

Как новая власть Челнов «убивает» художников и скульпторов

В 90-е, когда социализм скончался, власти озадачились тем, чтобы у народа при его беспросветных проблемах в жизни хотя бы иногда были праздники. Все бюджеты тогда были очень скудными, но появилась практика раскручивать бизнесменов на «добровольное» спонсорство тех или иных мероприятий. И если не в бюджете, то в каком-нибудь фонде деньги были, и они выделялись художникам.

— Я, например, получал 250-300 тысяч рублей на новогоднее оформление площади Азатлык, вместе с помощниками вырубал ледяные фигуры за несколько дней, у меня были средства на жизнь. Я на год вперед оплачивал квартплату и «коммуналку» в мастерской и об этом больше не думал. На оформление Сабантуя я снова получал 250-300 тысяч рублей и мог жить и бесплатно устраивать выставки, проводить мастер-классы, продвигать наше челнинское искусство в городах Татарстана и России, — вспоминает член правления Союза художников обладатель знака Народный художник Татарстана Анатолий Пашин.

Так продолжалось до тех пор, пока руководить городом не пришли мэр Наиль Магдеев и руководитель исполкома Ринат Абдуллин.

Как новая власть Челнов «убивает» художников и скульпторов

На художественное оформление города они тратят только те деньги, которые есть в бюджете. А там их совсем немного. В жизни произошли и другие большие изменения. Жилые дома стали собственностью жильцов, многие объекты в городе перешли предпринимателям.       

«Художественные фонды закрыты, заказов нет, в учреждениях штаты художников упразднены», — пишут творцы Минниханову, давая президенту понять, что для специалистов, окончивших по три учебных заведения (художественная школа, колледж, Академия), прошедших огромный жизненный путь, сегодня перекрыты все пути к заработку.

Почему художникам никто сейчас не платит

В письме художники много пишут и о несправедливостях, которые они видят при проведении городских конкурсов, где они хотели бы участвовать, чтобы получить какие-то заказы от муниципалитета. Эти конкурсы либо проводятся так, что о них челнинские художники узнают от своих московских коллег, либо в жюри входят чиновники и архитекторы, которые, как считают художники, не объективно оценивают их конкурсные работы.

В распоряжении KazanFirst есть и ответ заместителя руководителя исполкома города Равиля Халимова председателю Союза художников Факилю Гайфутдинову. Это ответ на все претензии художников. В частности, Халимов сообщает о том, как организовываются в городе немногочисленные интересные художникам конкурсы. Они проводятся по всем правилам, с предварительным уведомлением в средствах массовой информации. Но суть ответа Халимова в следующем. 1 ноября 2016 года исполкомом города было принято постановление №5 731, которым была утверждена «Программа развития культуры г. Набережные Челны» на 2017-2019 годы. В рамках этой программы оказывается информационная и организационная поддержка творческих объединений деятелей искусства различной направленности. Реализуется проект «Художник года».

Обратим внимание на то, что в рамках программы оказывается прежде всего «информационная и организационная поддержка» творческих объединений. То есть муниципалитет просчитал все свои финансовые возможности и принял ту культурную программу, которую сможет реально профинансировать. Денег на многотысячное оформление сабантуев и прочие дорогостоящие заказы художникам в казне нет.

Как новая власть Челнов «убивает» художников и скульпторов

Казалось бы, в этой ситуации у творцов есть очень простой выход. Нет заказов от государства, так предлагайте свои услуги предпринимателям, состоятельным людям, создавайте произведения на продажу! Но не все так просто. В Челнах на улице Татарстан в 25-м микрорайоне есть магазин «Художник». Там продается все необходимое художникам, архитекторам, дизайнерам для работы. Но посмотрите на цены — ахнете. Наборы кисточек стоят от 135 до 400 с лишним рублей. Цена одного набора акварельных карандашей — больше одной тысячи рублей. Один тюбик краски стоит в пределах 200-400 рублей. Живопись — это очень дорогая индустрия. Частными заказами художник заработает, если низведет себя до уровня уличного портретиста, но тогда он перестанет быть художником, способным создавать подлинные произведения искусства.

А нужны ли провинциальным Челнам художники?

Есть аргументы и повесомее. Набережные Челны до сих пор называют «городом-спальней». Несмотря на все усилия нынешнего главного архитектора по красочному оформлению жилых домов, автоград остается серым и мрачным, особенно в бессолнечную, пасмурную погоду. Гулять по городу неинтересно, глазу зацепиться не за что. В 70-80-е прошлого века все было несколько иначе. На стенах снаружи и внутри Дворцов культуры, кинотеатров, школ, детских садиков было много высококачественных художественных панно, мозаик, картин, витражей.

Как новая власть Челнов «убивает» художников и скульпторов

На улицах можно было встретить монументы и фонтаны, тоже представляющие собой произведения искусства. Но все это потеряно. Весь художественный облик города был беспощадно разломан, разворован, соскоблен новыми владельцами зданий, утрачен из-за недостатка денег на содержание. Что взамен? Почти ничего. А то немногое, что создается, у профессионалов вызывает отторжение. Мы приведем всего два примера.     

— Вот потратили деньги, привезли в Челны танки и самоходки времен Великой Отечественной, установили их на улице Студенческая у знаменитой «Матери-Родины» Ильдара Ханова и в парке Победы. Причем военную технику установили на Аллее тружеников тыла! А что, труженики тыла с фашистами на поле боя сражались? Зачем здесь танки и самоходки? Здесь был тыл, здесь люди трудились, делая все для фронта, все для победы! Ну так и надо увековечивать подвиг тружеников тыла, им ставить памятник! — резонно замечает Пашин и его коллеги по Союзу художников.

Как новая власть Челнов «убивает» художников и скульпторов

Очень существенные замечания делают художники и в адрес тех, кто устанавливал в городе памятник Габдулле Тукаю и создавал вокруг него сквер, и тех, кто оформлял набережную Тукая. Шестиметровый памятник гениальному поэту теряется на фоне многоэтажного дома, он «задавлен» этим домом, а сквер даже не виден, если проезжать мимо него на машине. А при оформлении набережной Тукая почему-то использованы образы из зарубежного кинохита «Пираты Карибского моря». С черепами и пиратской символикой.

— А при чем здесь тогда Тукай?! — с недоумением вопрошают художники. 

Совсем недавно ломались копья по поводу преподавания уроков татарского языка в школах. Все мы осознали, что татарский язык крайне необходим, но к нему дети будут тянуться только в том случае, если он будет привлекательным. А какой язык будет привлекательным, если на набережной, названной именем великого татарского поэта, красуются модные англоязычные персонажи? Наконец, такой вопрос: куда пойдут граждане, выросшие в сером и безликом городе, — в театр или в пивбар? Вопрос риторический, если вспомнить, что бутылка водки стоит 300-400 рублей, а билет на спектакль в челнинский театр «Мастеровые» — 800 рублей.

Так кто же поможет художникам?

В челнинском Союзе состоят 68 художников, скульпторов, монументалистов из Челнов, Нижнекамска, Заинска. Среди них один Заслуженный художник России, четыре Народных художника Татарстана и 16 Заслуженных деятелей искусств Татарстана. Они способны создавать в провинциальных городах высокоэстетическую среду и готовы это делать, но сидят без работы.

Как новая власть Челнов «убивает» художников и скульпторов

Ирония судьбы в том, что даже президент Татарстана в сложившихся условиях едва ли может им помочь. Потому что президент тоже волен распоряжаться только теми деньгами, которые поступают от налогоплательщиков, и только в рамках закона прежде всего утвержденного Госсоветом бюджета. Художникам могут помочь депутаты города и республики. Они вправе пересматривать бюджеты и предусматривать в них отдельные статьи расходов на работу творцов. Получается, художникам нужно сейчас формировать свое лобби в законодательных собраниях городов и республики. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *