«Церковь обязана влиять на общество, в том числе и через культуру»

Отец Андрей Старцев рассказал о традициях католической Пасхи и призвал верующих идти на выборы президента России.
Отец Андрей Старцев рассказал о традициях католической Пасхи и призвал верующих
идти на выборы президента России.

Меньше месяца остается до праздника Святой Пасхи. В этом году католики отметят Воскресение Христа 1 апреля, а православные 8 числа. Настоятель Римско-католического прихода «Воздвижение Святого Креста» отец Андрей Старцев дал развернутое интервью республиканским СМИ о том, как проходят приготовления к священному дню. 

— Здравствуйте, отец Андрей. Как готовитесь к Пасхе?

— К Пасхе католическая церковь, как и православная, готовится таким продолжительным временем, которое называется Великий пост. Великий пост — это время покаяния, время сугубой молитвы, особой молитвы, время также дел милосердия, время, в которое мы осознаем всю нашу слабость и греховность, а главное осознаем необходимость Божьей помощи, необходимость нашего спасения и необходимость обращения. 

Такая подготовка именно через покаяние, через молитву, через осознание нашей греховности, помогает понять, сколь велик тот дар, который мы получили в лице Иисуса Христа, особенно в деле той жертвы, которую он принес ради нас на кресте, а также воскресение — окончательной победы над грехом и над смертью. Победы, которую Бог одержал, и которая теперь может достичь любого человека. И любой человек, прибегая к божьей помощи и молитве, прибегая через церковь к тем таинствам, которые Христос установил, обретает спасение. Его земная жизнь пусть и заканчивается, но он понимает свое предназначение и может получить ту вечную награду, которую бог уготовил для всех, кто его любит. Для всех, кто хочет ответить на его призыв – на призыв любви, которую он, прежде всего, показал страданиями на кресте единородного сына своего Иисуса Христа, который и ради нас принес эту жертву.

«Церковь обязана влиять на общество, в том числе и через культуру»

— А в чем отличие Пасхи католической от православной?

— Различия есть. Но по сути, это один праздник. Дело в том, что литургические особенности народов формировались по-разному. Центральной вещью в праздновании Пасхи у католиков является большая свеча, которая зажигается в начале службы, причем вне храма. Храм находится в темноте и олицетворяет собою мир, в котором отсутствует Бог. А вот воскресение Христово, свет Христов, который эта свеча и символизирует, — это то, что просвещает весь мир и наделяет смыслом жизнь каждого человека. Как человек видит ясно при свете, так и Христос, кто живет во свете Христовом видит ясно все, что его окружает. Видит ясно цель своей жизни и к ней идет уверенными шагами с Божьей помощью.

— Как служба пройдет непосредственно в день праздника?

— Во-первых, Пасха — это такой завершительный аккорд. Потому что Пасха празднуется, можно сказать, три дня, если даже не четыре и начинается это в великий четверг празднованием Вечерей Господней — воспоминанием того, как Иисус Христос установил таинство евхаристии накануне своих страданий. Потом Страстная пятница, когда мы вспоминаем жертву, принесенную им, смерть на кресте и погребение. А уже ночью в субботу мы начинаем праздновать его воскресение — его Пасху. Это важные богослужения, которые раньше были обязательными. Цикл событий, которые мы вспоминаем из жизни Христа, важны каждому христианину, и они продлятся три дня и сама пасха.

— Расскажите о символах Пасхи. В некоторых странах есть кролик, например.

— Пасхальные традиции различаются. Есть страны, где есть пасхальный кролик. Пасхальные яйца есть везде, есть обычные крашеные, а есть другие — из шоколада. В других странах выпекают агнец из хлеба, и он является главным символом Пасхи, представляя Иисуса Христа, который является агнцем Божьим, который предал себя за нас и который победил смерть, победил грех. Традиции отличаются в разных странах, ведь католическая церковь присутствует во многих культурах. Здесь нет одной унитарной модели и обычаев празднования. 

«Церковь обязана влиять на общество, в том числе и через культуру»

— А у нас как?

— В Казани большое влияние оказывает Восточная Европа. Потому что большинство католиков этнически являются выходцами из Польши, из Германии, из Прибалтики – из Литвы. И в большей степени традиции этих стран у нас и присутствуют. Этих народов, которые по разным причинам появились в России. Кто-то прибыл в советское время. 

— Сколько сейчас католиков в Татарстане и какие события происходят в жизни паствы?

— Я не так давно являюсь настоятелем прихода, только полтора года. В мое время католиков увеличилось человек, может на 10-12, не считая младенцев. А католиков в Казани по примерным подсчетам около 400. Есть еще те, кто относится к нашему приходу, живущие в Татарстане и даже за его пределами. Вместе с ними набирается человек 500. На самом деле, католики — это меньшинство в России. Согласно статистике, они составляют не более 0,5% населения. Нас мало, но все равно люди приходят, интересуются, желают стать католиками. 

Событие, которые мы можем отметить — это в первую очередь десятилетие строительства храма. Это событие является очень значимым для нашего прихода, потому что позволяет католикам жить полноценной церковной жизнью и являет лицо католической церкви по-настоящему. Люди, которые хотят просто из любопытства узнать, кто такие католики, могут сделать это полным образом. И это событие стало возможным благодаря усилиям правительства, мэрии города и настолько оно примечательно, что является примером не только для России, но и для многих стран, даже католических, где правительство не так помогает при строительстве храма и церквей. Строительство храма – важное событие, к которому мы готовимся, и которое будем праздновать в первых числах сентября.

— Впереди президентские выборы, насколько это важное, на ваш взгляд событие в жизни страны, и будете ли вы в них участвовать? 

— Я, конечно, буду участвовать. Более того, я буду призывать и свою паству исполнить тот долг, который у нас есть перед людьми. Почему нужно участвовать в выборах? Участие в выборах, если просто сказать, — это проявление второй заповеди Божьей из заповедей любви. Вторая заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего как самого себя». В конце концов, все выливается в это. Любить ближнего — это значит любить свою семью, означает любить своих соседей. Любить — значит заботиться, заботиться об их благе, благополучии, любить свой город, свою страну. И как эта любовь может проявляться? По-разному. Одной из этих форм является участие в выборах. Мы определяем ведь тот путь, как будет жить страна на протяжении следующих лет. Это большая обязанностью человека и пренебрежение этой обязанностью является пренебрежением этой заповедью Божьей, а значит попыткой снять с себя ответственность, которую каждый из нас несет за тех, кто тебя окружает.

«Церковь обязана влиять на общество, в том числе и через культуру»

— Как церковь должна учить морали?

— Церковь всегда учит, в том числе и морали. На самом деле, проблема в христианском видении, или беда, которой страдает человек, вследствие греха, — это не только разрыв с Богом, но это еще и внутренний разлад человека. Это значит, человек не живет так, как он мог бы жить, не живет совершенным образом, не живет счастливо, не живет согласно Божьему замыслу, а значит, что откровение Божия касается не только восстановления этой взаимосвязи с Богом, но и преодоления этого внутреннего разлада, который грех принес в сердце человека. Устранение его означает и воспитание в моральном плане. Поэтому 10 заповедей, которые церковь всегда повторяет, учит, которые передали еще Моисею, являются лишь воспроизведением того, что Бог написал в сердце человека, в природе человека, только теперь он еще раз об этом напоминает.

— Ваше отношение к посадкам людей за «оскорбление чувств верующих»?

— Мне сложно об этом говорить, и в нашем отношении я таких случаев не припомню. Уважение свободы совести человека, его взглядов, его убеждений тоже является обязанностью. Человек сотворен Богом свободным. Поэтому это такой вопрос, на который тяжело ответить. Бог ведь создал человека по своему образу и подобию. Это значит, что он дал человеку разумную душу, разум и волю, дал человеку способность познать его и любить его и самостоятельно искать его и ответить на любовь Божью. Бог сотворил человека, который способен любить, способен дружить самостоятельно, не по принуждению. И эта способность подразумевает возможность того, что человек не пойдет по тому, что для него является благом. То есть выберет что-то другое, отвернется от Бога. Это включает и возможность того, что человек будет заблуждаться, но при этом он остается образом Божьим, то есть свободным и поэтому нужно с внимательностью, с заботой и осторожностью относиться к его душе, к его свободному выбору. Мы не должны в него вмешиваться и его изменять силой.

— То есть даже если человек не ходит в церковь, не носит крест — это нормально?

— Одно дело нормально. Другое дело как оно есть. Норма — это правило с греческого. И с этой точки зрения мы все не совсем нормальные.

— Но выбор человека надо уважать?

— Да, безусловно. Нельзя заставить человека любить Бога. 

«Церковь обязана влиять на общество, в том числе и через культуру»

— В прошлом году был известный скандал, связанный с выходом в прокат фильма «Матильда». Под предлогом защиты чувств верующих жгли кинотеатры, устраивали гонения на режиссера картины. На ваш взгляд, должна ли церковь вмешиваться в культуру?

— Церковь состоит из людей и как человек он должен заботиться не только о своей семье, но и о тех, кто рядом находится, заботиться об их благе. В этом смысле церковь обязана влиять на общество, в том числе и через культуру. Только как это делать — вопрос сложный. Могут быть и перегибы, а возможны и недочеты. Здесь важно благоразумие и благоразумие — это такая добродетель, которая не всегда у нас бывает. Что может доходить и до вещей скандальных.

— А как вы поддерживаете отношения с другими конфессиями и направлениями христианства?

— Нормально. Я общаюсь и с представителями РПЦ, в основном с духовенством. Они меня часто приглашают на различные мероприятия. Периодически мы встречаемся на государственных мероприятиях. В этом смысле, конечно, Казань особый город.

— По опыту вашей работы в других городах, где сложнее всего, где легче или везде по-своему? Какая у Казани специфика?

— Везде по-своему. На самом деле, приход в Казани в очень хорошем состоянии, положении и что касается здания прихода, общины, общения с другими конфессиями, здесь очень хорошие люди. Тут все направлено не на преодоление каких-то трудностей, а на внутреннее развитие.

«Церковь обязана влиять на общество, в том числе и через культуру»

— А Ватикан как помогает?

— Морально. Централизации здесь нет. Ватикан является, прежде всего, религиозным, моральным авторитетом. Тот, кто заботится о сохранении веры, о развитии и о том, чтобы верующие как-то дальше шли. Если говорить о материальной стороне вопроса, Святой престол больше помогает тем местам, где больше требуется такая помощь и где церковь только-только начинает развиваться. В России разные места бывают и помощью им не обязательно занимаются из Ватикана, обычные люди тоже помогают. Католики тоже не требуют от Папы Римского, чтоб он вникал во все.

— Как в католической церкви относятся к бедности, когда человеку, даже работающему, не хватает средств на питание и жилье?

— Это задача, которую нужно преодолевать. Это задача, которая стоит перед правительством и перед всеми людьми. Помощь нуждающимся состоит не только в том, чтобы дать денег нищему в переходе, а в том, чтобы помочь людям, потерявшим работу найти ее, помогать друг другу различными способами. В этом заключается один из принципов совместной жизни, солидарность, взаимопомощь, поддержка, а также решение вопросов, которые мы можем сами решить, не дожидаясь решений сверху. Есть целая куча вопросов, которые мы можем решить сообща, малыми группами, малыми силами. А у нас и не только у нас складывается ощущение, что все должны делать власти, не беря на себя ответственность. 

«Церковь обязана влиять на общество, в том числе и через культуру»

Само по себе наличие власти, организации общества — это вещь, которая присуща природе человека. Это записано в природе человека. Бог его сотворил таким. Любая власть — от Бога, но не в том смысле, что именно этот человек должен руководить, а в том, что власть сама по себе как институт является тем, что включено в Божий замысел и которая служит для человека, для развития в материальном, духовном. Власть является средством для достижения цели, ради которой человек живет. Христиане верят, что это — общение с Богом.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *