Как в квартирах Иннополиса работает система «Умный дом»

Технологии избавляют от необходимости ежемесячно сдавать показания счетчиков.

Эксперты IТ-сферы в один голос называют технологию «Умный дом» главным технологическим трендом будущего. Это единая система управления устройств в квартире, офисе или любом другом здании, представляющая собой набор специальных датчиков. Их работа контролируется онлайн, как правило, с помощью приложений. Элементы «умного» управления впервые были опробованы на территории Татарстана в городе высоких технологий. Сегодня в Иннополисе тестируют «умные» счетчики и домофоны.

Технология для ленивых

Александр Еремин переехал в Иннополис три месяца назад из города Стерлитамак вместе со своей женой. Девушка работает в местном университете, а Александр - веб-разработчиком в компании Lemon Technologies Group. Молодая семья благополучно обосновалась на новом месте, старается участвовать во всех мероприятиях города и вникает в его особенности, ведь Иннополис - это не самый обычный населенный пункт России.

- Да, я новенький, но уже примерно понимаю, что и как. Нам даже удалось выявить так называемый синдром Иннополиса. Он заключается в том, что здесь все живут одной коммуной: общаются в чате, там же решают проблемы, высказывают предложения. Кроме того, здесь везде чисто и уютно. Выходишь на улицу и не боишься. Не страшно, что кто-то подойдет к тебе позвонить, и ты в итоге без телефона останешься, никто «мелочь не стреляет». Ты видишь людей, улыбаешься и чувствуешь себя счастливым. После жизни в таком городе в родном Стерлитамаке нам с женой становится некомфортно. Атмосфера сразу накаляется. Не могу не отметить чистый воздух. В Стерлитамаке, например, на юге города очень много заводов, еще и загазованность сильная. Я 24 года прожил там и даже не замечал запахов. Пока не переехал в Иннополис, - смеется Александр.

Технология «умного дома» не стала новой для молодого человека. Он начал развивать эту идею, еще находясь в Стерлитамаке: с помощью бота в "Телеграме" управлял светом, получал данные с датчиков. 

В квартирах Иннополиса же пока установлены только «умные» счетчики. Технология избавляет пользователей от необходимости вручную переписывать показания и передавать их в управляющую компанию. Специальная программа автоматически передает все данные строго в срок, исключая вероятность просрочки и начисления пеней. Такие датчики установлены и на питьевую воду, под которую выделен отдельный кран.

- Очень понравилось, что здесь есть «умные» счетчики. Я не люблю всю эту возню, когда надо бегать по квартире, записывать показатели и передавать их управляющей компании. Сейчас я вообще не задумываюсь. Все данные отправляются автоматически, компания все высчитывает и высылает счет. Бывает, только ради интереса сравниваю показатели, но это редко. Я на работе, мне об этом думать лень. Полностью приходит счет-фактура в личный кабинет на госуслугах. Мне нравится в нашей управляющей компании то, что приходит одна квитанция вместо тысячи, где указан каждый пункт. Я наглядно вижу, сколько воды я потратил, какой расход тепла и сколько это все стоит. Основная экономия заключается в том, что я не забываю отправить показания и мне не начисляются пени, - отмечает Александр. 

«Человек ошибается, а робот ошибается в два раза больше»

Между тем в городе запустили еще один новый тест - «умные» домофоны. Так, теперь у жителей Иннополиса появилась возможность заходить в подъезды без ключа. Если человек потерял его или забыл дома, он может просто войти в специальное приложение и дверь сама откроется. Кроме того, в высокотехнологичный домофон встроен видеоглазок, который фиксирует, кто заходит в дом и выходит из него.

Пока технологию отрабатывают на одном доме. Но как только все тестовые проверки будут закончены, недочеты устранены, система «умного» домофона распространится на весь город.

- Кто-то, конечно, возмущается, что систему внедрили, а людей не спросили. Но, по сути, мы переехали в тестовый город. Я, например, был бы только рад этому. Пусть он будет плохо работать первое время, но это тесты, все понимают, - прокомментировал новинку Александр Еремин.

Помимо счетчиков элементом «умного» дома в квартирах Иннополиса является электронный ключ. Двери можно открыть с помощью отпечатка пальцев жителей квартиры или по специальной ключ-карте.

- Когда появится еще и домофон, я вообще не буду брать с собой ключи. Просто мобильный и я сам, - улыбнулся собеседник и добавил, что постепенно планирует самостоятельно развивать в своей квартире «умность». В первую очередь Александр хочет внедрить управление светом, водой, «умный» чайник и мультиварку.

- Жена часто забывает выключить утюг. Каждый раз после поездок домой я рад осознавать, что квартира не сгорела. Поэтому хочу внедрить в утюг модуль. Когда я все это внедрю, в общей группе напишу, как я это сделал. И если кому-то понадобится помощь, то обязательно приду. 

По мнению собеседника, с внедрением технологии могут быть определенные проблемы даже в Иннополисе. Связано это с тем, что штрабить стены в квартирах нельзя, провода прокладывать тоже. Из-за этого приходится пользоваться беспроводными датчиками. Поскольку Wi-Fi установлен в каждой квартире, в некоторых даже по два, волны могут перебивать друг друга и приводить к сбою либо работы интернета, либо работы «умных» датчиков.

- Даже у нас роутеры обычные не справлялись с нагрузкой. Но сейчас новая технология - 5 гигагерц. Поставил новый роутер - проблема ликвидирована. Человек ошибается, а робот ошибается в два раза больше, - заключил Александр.

«Мы создаем некоторую питательную среду»

Как позднее рассказал корреспонденту KazanFirst директор Департамента городских и маркетинговых проектов Иннополиса Артем Фатхуллин, жителям города предлагается некоторая «песочница технологий». Фактически, приезжая сюда жить, они соглашаются тестировать различные новшества. Сейчас в Иннополисе построено 840 квартир, 366 сдадутся в августе, еще 366 будут сданы в декабре.

- Это арендное жилье, сбор ТСЖ не требуется, чтобы тестировать технологии. Поэтому внедрение у нас быстрее происходит. Плюс сами жители приветствуют и просят еще что-нибудь потестировать, - отметил представитель Иннополиса.

Так произошло и с «умными» счетчиками. Пока их тестируют на двух домах - у каждого дома своя сеть. В одном доме применяется узкополосный интернет вещей, который реализуют "Мегафон" и "Хуавай". Сеть раскатывается на существующих базовых станциях. В другом доме - технология LoRa, которую предлагает компания «Иннополис Сити» - наш резидент. Она работает на новых базовых станциях. В результате будет выбрана система, которая лучше сработает в тестовый период, и «умные» счетчики появятся в каждой квартире.

- Почему появилась идея создания умных счетчиков?Есть два момента. Во-первых, простота и комфорт. Людям неудобно переписывать показания счетчиков от руки, сдавать бумажки. Во-вторых, экономия. С умными счетчиками человек платит за те услуги, которые он получил. Общедомовые расходы на него не делятся. Это более точные данные, которые автоматом попадают на серверы Госжилфонда, - объяснил Артем Фатхуллин.

В целом базовая концепция Иннополиса заключается в автоматизации всех городских услуг. Запись ли к врачу или услуга ЖКХ - все должно быть сервисно, просто и понятно. Сейчас для решения любых возникающих проблем работает консьерж-сервис, который 24 часа в сутки семь дней в неделю отвечает на любые вопросы жителей на трех языках - русском, татарском, английском.

- Появились типовые вопросы. Например, «во сколько открывается магазин?», «есть ли там бездрожжевой хлеб?» и так далее. Жителей становится больше, а вместе с ними и рутинных вопросов. Поэтому мы взяли на работу в мэрию Инну - это первый сотрудник с искусственным интеллектом. Умный чат - бот, который автоматизированно отвечает на рутинные вопросы жителей, - отметил собеседник.

Впоследствии жители города сами смогут выбирать - продолжать развивать «умные» технологии у себя в квартирах или нет.

- Это путь самого человека. Мы создаем некоторую питательную среду. Если захотят, то продолжат развивать «умные» вещи самостоятельно, - заключил Артем Фатхуллин.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Аноним
Интересно, кто ж оплачивает общедомовые расходы? ТСЖ? из какого кармана?
1
0
Ответить

Ушлый
С нашего и с вашего, то есть из народного. что тут не понятного
-2
0
Ответить

Житель
А диких собак когда отловят? Или они инновационные?
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite