Пивомаркеты в Челнах ждет падение спроса и кризис

Постепенно этот вид бизнеса вытеснят сетевики и новые тренды.

Алкоголь в розницу в Набережных Челнах продают 149 организаций в 564 торговых объектах. По сравнению с прошлым годом число магазинов возросло на 48. Такие данные статистики приводит начальник Набережночелнинского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Гульшат Вафина.

В 2017 году челнинцы купили 819,5 тысячи декалитров алкоголя, из них 380 тысяч - это водка. Выросли объемы продаж слабоалкогольной продукции (за исключением шампанских вин - по ним снижение на 9% по сравнению с 2016 годом). Эти показатели говорят о том, что в целом пить стали больше. Впрочем, эксперты прогнозируют снижение числа специализированных магазинов, где продают разливное пиво.

- Сейчас рынок разливного пива переходит в стадию сжимания, то есть сохраняется определенная доля устойчивых сетей, а небольшие игроки в силу невыдерживания конкуренции либо уходят, либо объединяются с сильными игроками, - считает аналитик ИК «АЛОР» Алексей Антонов.

Усложнить работу продавцов пива может и инициатива Росалкогольрегулирования, которое планирует обязать такие торговые точки перерегистрироваться в юридические лица из ИП. Одна из причин - борьба с фальсификатом. По мнению авторов инициативы, на рынке много нелегального пива, а контроля за ним мало.

- Супермаркеты эконом-сегмента сейчас могут открывать алкогольные отделы с хорошим ассортиментом, - объясняет эксперт. Их ценовая политика и защищенность от ненадежных поставщиков все больше будут перетягивать потребителей, поэтому отдельные алкогольные магазины, если это не сетевые гиганты, будут уходить с рынка.

Высокая конкуренция и сезонность

Представители рынка в свою очередь так же говорят о падении спроса. Увеличение количества пивных магазинов в статистических данных они объясняют сезонностью: часть точек открываются летом и закрываются зимой.

- Падение спроса связано с тем, что конкуренция очень высокая на данном рынке, - считает директор сети разливных напитков Айрат Ибрагимов.

Пивные магазины в Челнах действительно на каждом шагу. По запросу «пиво» на карте города появляется более 200 точек продаж разливного пенного напитка - как сетевых магазинов, которые выходят фасадами на центральные проспекты, так и маленьких пивнушек в подворотне.

Высокая конкуренция рождает большое количество очень дешевых предложений. Разливное пиво можно найти даже по цене 39-40 рублей за литр, но такой напиток вряд ли можно назвать качественным.

- Цена должна быть не менее 100 рублей за литр, - уверяет пивовар Айрат Ибрагимов.

Но только по ценнику определить, где продают качественный алкоголь, а где могут «набодяжить», покупателю сложно. Контроль качества в подобных заведениях - реальная проблема рынка. Все держится исключительно на совести владельца и продавца.

- Могу посоветовать не стесняться просить сертификаты качества, - говорит предприниматель.

Выросло число нарушений, но контрафакта стало меньше

По информации Госалкогольинспекции, за прошлый год в Челнах выявлено 400 нарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Это на 37% больше, чем в 2016 году.

Самым частым нарушением стала продажа алкоголя в неустановленное время. Таких случаев было 144. 119 раз в торговых точках не предоставили декларации, в 52 местах торговали без лицензии.

Все организации, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, подключены к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). В 2017 году был установлен факт передачи информации о розничной продаже алкоголя в ЕГАИС с тождественными штрих-кодами, федеральными специальными марками. В отношении нарушителя составили протоколы об административных правонарушениях.

- В результате действенной борьбы государства с теневым рынком алкогольной продукции, в частности введения системы ЕГАИС, ликвидации схем производства водки без уплаты акциза, изменения схемы распределения акцизов между федеральным и региональным бюджетами, где отныне поступления в местную казну зависят не только от производственных показателей, но и от розничных продаж, можно сказать, что для легальных производителей и дистрибьюторов рынок становится более привлекательным, поскольку с рынка за последние два года действительно ушло много нелегалов, чему свидетельствует рост продаж основных его лидеров - производителей водки и слабоалкогольных напитков, - комментирует аналитик Алексей Антонов.

В Татарстане надзорные органы констатировали существенное снижение контрафакта на прилавках - если в 2016 году Госалкогольинспекция изъяла с рынка 45 тысяч декалитров продукции, то в 2017 году - 26 тысяч. Пока рано говорить о стопроцентной зачистке рынка, так как доля фальсификата сейчас на уровне 20%, но прогресс в этой части очевиден.

Контроль за реализацией пива законодательно не предусмотрен: этот вид продукции не лицензируется. Госалкогольинспекция выезжает на объекты по жалобам потребителей, когда те сообщают о том, что недобросовестные предприниматели реализуют спиртное в неположенное время с 22.00 до 10.00.

На смену пивным пришли винные маркеты

Конкуренты пивоваров - продавцы других видов алкогольных разливных напитков. Например, вина.

- Наши точки работают менее года, но мы ощущаем, что этот рынок очень перспективный, - рассказывает руководитель одной из точек продаж Максим Яценко. - Рынок разливного пива сейчас находится в некой стагнации, потому что из-за жесткого демпинга цены начали опускать, качество упало. А вино на розлив - новый для Татарстана рынок. Челнинцы активно интересуются этим продуктом. У нас не менее 200-300 человек постоянных клиентов, каждый день появляются новые. За 10 месяцев мы реализовали не менее 20-25 тонн продукции.

В то же время предприниматель отмечает, что в Татарстане есть некое давление на этот вид бизнеса - многие краснодарские заводы не пускают в регион.

- По всей России рынок разливного вина очень развит, но на нашем татарстанском уровне в этом сегменте есть сложности, - говорит Яценко. - На Юге многие предприниматели удивились бы, насколько доступно там хорошее и качественное вино. Если произойдут изменения в нашем законодательстве, от этого в конечном итоге выиграет потребитель. Я считаю, что государственные инстанции должны больше заниматься проверкой качества продукции, а не бюрократическими нюансами.

Еще один момент, который пока тормозит развитие рынка разливного вина, - предрассудки относительно его качества.

- Многие «обожглись» на нашем Юге, потому что там продавец не заинтересован в постоянной клиентской базе, распространен некачественный продукт, - поясняет предприниматель. - Здесь мы стараемся пробить эту стену недоверия и, возможно, даже станем первооткрывателями для татарстанских предпринимателей, которые тоже решат этим бизнесом заняться. Я бы хотел, чтобы помимо наших магазинов появлялись другие точки, потому что живая конкуренция всегда ведет к развитию. К сожалению, у нас у основного производителя алкоголя в республике нет конкуренции, поэтому иногда это не очень хорошо влияет на качество.

Предприниматель утверждает, что ввозимое в бочках вино должно быть также сертифицировано, иметь лицензию и эти данные легко проверить в интернете или по программе с телефона.


Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Матрена
Одним словом - спаивание населения продолжается. А вы еще и популяризируете разлив пива и вина. Алкоголизм - страшная болезнь общества, с ней практически бесполезно бороться, потому что алкозависимые люди не поддаются излечению. Они такие же как и наркоманы. Только с наркодилерами борются, а с продавцами алкоголя - нет.
2
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite