Школьники не ходят на митинги и не верят СМИ

Исследование показало
Исследование показало, что учащиеся не подвержены оппозиционным настроениям.

Татарстанские школьники показали хороший уровень гражданского самосознания в международном исследовании. 

— Учитывая важность граждановедческого образования, мы приняли участие, по согласованию с президентом республики, в международном исследовании. В нем также были задействованы педагоги и руководители школ. Руководителям муниципальных управлений образования необходимо тщательно проанализировать результаты исследования и разработать дорожные карты по развитию граждановедческого образования, — так открыл заседание в Кабмине министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов

Школьники не ходят на митинги и не верят СМИ

Международное исследование ICCS — это тест среди восьмиклассников, который призван определить уровень подготовки школьников стран-участниц по части граждановедческого образования. Определяется, какими знаниями обладают дети, как они умеют их применить в реальной жизни и насколько они готовы быть активными гражданами. 

Тестирование прошло ещё в 2016 году, а результаты озвучены только сейчас. Для Татарстана это первый опыт, но, как оказалось, вполне успешный. 

Динамика больного перед инфарктом 

В исследовании ICCS приняли участие 94 000 восьмиклассников и 37 000 учителей из 24 стран, 3 800 школ. Республика Татарстан была представлена 148 школами, 3 158 учениками и 2 303 учителями. 

Тест состоял из 88 заданий и охватывал четыре содержательные области: «гражданское общество и системы», «гражданские принципы», «гражданское участие» и «гражданская идентичность». Как итог — каждая страна-участница, в том числе и Республика Татарстан, получила среднюю цифру, которая показывала уровень гражданской образованности детей. 

Как рассказал главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, пороговое значение варьировалось от 311 до 394 баллов. Это как проходной минимум в ЕГЭ. Те школьники, которые добрались до этого уровня, знакомы лишь с основами. Они знают, как действуют правила и законы, признают роль ключевых гражданских институтов, могут, например, объяснить взаимосвязь между тайным голосованием и свободой выбора избирателей, но не более. 

Школьники не ходят на митинги и не верят СМИ

Баллы от 395 до 478 означали, что ребенок перешел на первый уровень. Эти дети уже четко осознают, что граждане могут влиять на политическую и социальную жизнь, и отличают «справедливо» от «несправедливо». Они в состоянии соотнести свободу прессы и ответственность за точность предоставляемой СМИ информации. 

Второй уровень — от 479 до 562 баллов. Учащиеся понимают сущность наиболее распространенных гражданских институтов, систем и концепций и взаимосвязи между ними. Они могут объяснить, как ключевые идеи и принципы проявляются в политике и повседневной жизни. 

Самый высокий — третий уровень с 563 баллами и выше. Эти дети обладают целостными, а не обрывочными знаниями. Они могут дать оценку более глубоко и глобально. Для них активное гражданство — это средство достижения цели. 

Основные итоги: 

— средний показатель по РФ — 545; 

— средний показатель по РТ — 548; 

— средний показатель по ICCS (по всем странам-участницам) — 517; 

— средний показатель страны-победительницы Дании — 586; 

— средний показатель страны-аутсайдера Доминиканы — 381; 

— не освоили базовый порог в РТ — 0,3%, в РФ — 0,08%, по всему ICCS — 2,9%. 

Уровни: 

— на базовом уровне в Российской Федерации находятся 3,7% учеников, в Республике Татарстан — 2,4%. Средний показатель по исследованию — 9,8%;

— первого уровня в Российской Федерации достигли 16,6% учащихся, в Республике Татарстан — 15% (в среднем по исследованию — 21,2%);

— второго уровня достигли 37,3% российских школьников, в Республике Татарстан — 39% (в среднем по исследованию — 31,5%); 

— третьего, самого высокого, уровня добились чуть меньше половины российских учащихся — 42,1%, в Республике Татарстан — 43% (в среднем по исследованию — 34,7%). 

— Вот эта кривая напоминает состояние больного перед инфарктом. На ней изображены данные всех 148 школ Татарстана, которые участвовали в исследовании. Видно, что она не плавная. Очень много школ находится во второй и третьей зоне, но есть ниже показателя 517 — это средний уровень по исследованию. Радует, что достаточно много школ, практически несколько десятков, находится выше уровня Дании — 586 баллов, — прокомментировал данные по Татарстану Положевец. 

Школьники не ходят на митинги и не верят СМИ

К слову, все школы, которые участвовали в исследовании, были поделены на пять типов, в зависимости от населенного пункта, в котором они расположены: сельского типа, маленький город, небольшой город, крупный город, мегаполис. Большой разброс показателей между хорошими и плохими произошел именно из-за территориального признака. Чем больше населенный пункт, в котором находится школа, тем больше ее ученики набирали баллов. Например, школа №16 в Альметьевске показала очень высокие оценки — выше, чем в среднем по РФ и по исследованию. 

Тем не менее выявились еще четыре важных фактора, которые стали решающими в жизни детей. Все идет из семьи, именно поэтому так важен оказался социально-экономический индекс семьи: образование родителей, профессия и количество книг дома. Также важно, насколько активно ребенок демонстрирует свои знания: участвует ли в принятии решений в жизни школы, есть ли у него возможность выражать свою точку зрения в дискуссиях. 

Интересно, что на уровне гражданского образования сказался миграционный фактор. Лучше ответили те дети, которые имели опыт переездов. Влияние показал и язык, на котором говорят дети дома и на котором им преподают в школе. Так, те, кто говорит на русском, достигли более высоких результатов, чем те, кто говорит на родных языках. 

Протестных настроений среди школьников нет 

— Это очень интересный слайд для нашего правительства, для наших законодателей. Не только федеральных, но и республиканских, — указал Петр Положевец на слайд, отражающий показатели доверия детей к тем или иным органам власти. 

Школьники не ходят на митинги и не верят СМИ

По итогам исследования оказалось, что больше всего школьники доверяют правительству — 92%, самый низкий по доверию детей институт — суд, в его пользу ответили 74%. 

Также интересной тенденцией стал низкий уровень доверия СМИ — менее 40%, в то время как у европейских школьников этот показатель абсолютно противоположный. 

— Если вы помните, когда [Алексей] Навальный (российский оппозиционер. — Ред.) в прошлом году организовал несколько несанкционированных митингов, на них вышли подростки. Тогда СМИ и социологи сделали вывод, что появилась новая протестная база — это школьники и подростки. Исследование показывает, что это не так, — уверил докладчик. 

Ответы на вопросы выглядят так: выходить с лозунгами на митинги готовы примерно 15% детей, участвовать в незаконных маршах, демонстрациях намерены около 12% детей, занимать и перекрывать правительственные здания — около 12%. 

— Это, возможно, они будут делать, когда станут взрослыми. Цифры, конечно, должны настораживать, но это не угроза обществу, — заключил главный редактор «Учительской газеты». 

— Мне очень нравятся показатели Татарстана. Они действительно впечатляют, потому что за эти исследования ни один директор школы не отвечает. С него не спросят, почему у его школы такие показатели. Никакого внешнего давления не было. Поэтому это объективное исследование, которое показывает реальную ситуацию, — подвел итог своего выступления Петр Положевец, но без ложки дегтя не обошлось.

Школьники не ходят на митинги и не верят СМИ

Огорчила его невнимательность учителей при заполнении анкет. Всего было выявлено 4 000 помарок, причем 90% из них сделаны именно педагогами, 8% — директорами и лишь 2% — детьми. 

Нет общей концепции — нет знаний 

Сменил докладчика его коллега — профессор Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук Андрей Иоффе

— Ключевая проблема: в России масса проектов, приемов, но у нас нет общей координации, работа фрагментарна. Это все снижает эффективность мероприятий социальной направленности. Как сделать так, чтобы работа была системной? Я предлагаю педагогические направления, семь шагов развития граждановедческого образования, — с ходу перешел к проблемам спикер. 

Так, в числе шагов к выстраиванию эффективной системы Иоффе выделил мониторинг. Эксперт считает, что прежде чем решать проблему, нужно понять, в чем проблема и есть ли она. Кроме того, учителя сами должны предлагать варианты методик, пополняя тем самым банк образовательных ресурсов. Еще один шаг — создание отдельных олимпиад или включение в имеющиеся блок граждановедческой направленности и так далее. 

— Надеюсь, что в республике будет много идей по продолжению работы в этой области. Тем более что есть большой опыт. Я думал, что организованность в Татарстане только в хоккее и футболе. Теперь я знаю, что и в образовании тоже, — заключил Иоффе и уступил слово президенту Татарстана Рустаму Минниханову

Школьники не ходят на митинги и не верят СМИ

— Нам очень важно понимать, где мы находимся и на что обратить внимание, определить методики, чтобы все вопросы решались комплексно. Материалы требуют хорошего осмысления. Считаю, что в дальнейшем сотрудничество с нашими московскими коллегами необходимо, чтобы видеть, какая динамика, и правильно реагировать на те или иные вызовы. В целом мы выглядим неплохо, но есть моменты, на которые хотелось бы обратить внимание. Сами по себе все эти процессы происходят — и качество образования, и уровень воспитания. Больше всего нас беспокоит корреляция: где-то мы находимся на пике, а где-то низко. Хотя все школы финансируются по одной методике. Даже сельские школы, может быть, получают больше финансирования. Наверное, есть какие-то обстоятельства, — подытожил лидер республики и предложил присутствующим в зале педагогам тщательно ознакомиться с результатами исследования и подготовить итоговый документ, который представлял бы собой некое учебное пособие по граждановедческому образованию школьников.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: