«Нужно заставить челнинцев пересесть с личного авто в такси и автобусы»

Эксперты рассуждают
Эксперты рассуждают, как сломать «моду» обзаводиться собственным авто.

Дворы под автооккупацией

В Набережных Челнах на 530 тысяч населения приходится 185 тысяч автомобилей в личной собственности. Большинство открытых автостоянок, на которых раньше хранились автомобили, ликвидированы, на их месте построены торговые центры и жилые дома. Поэтому автовладельцы переместили своих «коней» во дворы домов. Но поскольку чисто по статистике автомобилем в городе владеет каждая семья, то автомобилей во дворах больше, чем детей. Вопрос: куда автовладельцам убрать машины со дворов (газонов, тротуаров, детских и хозяйственных площадок) ставит специалистов в тупик.

— Проблема висит! — так ответил на этот вопрос главный архитектор города Алмас Идрисов. Стоит сказать, что в тот момент, когда вопрос был задан, Идрисов еще недолго занимал должность главного архитектора. Но он прав, проблема висит и сейчас.

— Надо снести старые торговые центры и на их месте создать несколько красивых автостоянок, — говорит архитектор и скульптор Владимир Нестеренко

«Нужно заставить челнинцев пересесть с личного авто в такси и автобусы»

Он уточняет, что это, конечно, шутка. Просто действующих торговых центров и зданий, строящихся под торговые и офисные центры уже столько, что в глазах рябит от объявлений: «Аренда», «Сдается в аренду».

— Специалистам нужно заходить в каждый микрорайон и там на месте искать варианты решений, — считает архитектор Анатолий Петрушин. — Другого способа я не вижу.

Автостоянки могут создавать торговые центры

Способы, однако, есть. Потому что есть огромные заасфальтированные площади, например, возле гипермаркета «Эссен» на проспекте Яшьлек, возле торгово-развлекательного центра «Торговый квартал», есть такие же площади поменьше возле других подобных объектов. Как правило, это пустующие по ночам гостевые стоянки или площади, зарезервированные владельцами на перспективу. О том, что эти площадки разумно и даже выгодно сдать под автостоянки, говорят факты. 

Жители соседних с ТЦ «Торговый квартал», «Декатлон», «Эссен» периодически жалуются на водителей-хулиганов, которые по ночам дрифтуют (с визгом и шумом выделывают пируэты на своих машинах) на упомянутых площадках. ГИБДД с этим ничего поделать не может, потому что водители правила дорожного движения не нарушают.

«Нужно заставить челнинцев пересесть с личного авто в такси и автобусы»

У администраций торговых центров уже есть опыт. Например, в 2013-м году ТЦ «Элекам» сдал собственную гостевую стоянку в аренду фирме, которая в ночное время организовала здесь платную парковку. С тех пор много воды утекло, сеть «Элекам» обанкротилась, а вот автостоянка осталась. 

— Они от нас отделились и машины у них стоят круглосуточно, — рассказал один из работников торгового центра.

Хотя надо сказать, что администрации торговых центров не стремятся обзаводиться платными парковками для населения. Слишком это хлопотно и отвлекает от основного бизнеса. 

Челны должны развиваться по пути Амстердама

Пожалуй, наиболее реальный и приемлемый способ размещения автомобилей предлагает председатель Союза архитекторов Набережных Челнов Ринат Сафиуллин.  По его мнению, нужно оборудовать под стоянки газоны не во дворах, а вдоль дублирующих дорог проспектов, вдоль местных проездов. При этом нужно убрать траву, а взамен посадить побольше деревьев. Сафиуллин утверждает, что летом на дороги по проспектам вся пыль и грязь попадает именно с травяных газонов. Если их замостить и оборудовать под парковки, то и грязи на дорогах станет меньше. И машины, передислоцированные со дворов на парковки вдоль дорог, останутся рядом с домами.

Архитектор Равиль Сафиуллин сторонник совсем иного подхода к решению проблемы. Он уверен в том, что размещение автомобилей на гостевых стоянках торговых центров и на газонах между дорогами, строительство наземных и подземных паркингов, «этажерок» (паркинг без стен) и прочие способы — это все временные варианты. Город растет, а земля не резиновая и больше ее не сделаешь. Если количество автомобилей будет и далее расти по 10 тысяч единиц за год, то однажды перестанет хватать и паркингов, и территорий под стоянки.

«Нужно заставить челнинцев пересесть с личного авто в такси и автобусы»

— Нужно идти по московскому пути и по пути Амстердама. Вводить повсеместную плату за автопарковки. Брать плату даже в том случае, если машина стоит во дворе. А вырученные деньги пускать на развитие общественного транспорта и велосипедного движения, — в этом заключается идея Равиля Сафиуллина.

Тотальное обложение автовладельцев необходимо для того, чтобы отбить у людей «моду» покупать машины. Ездить нужно на общественном транспорте, на мотоциклах, велосипедах, скутерах. В Москве люди уже предпочитают такси личному транспорту и пользуются самокатами на электротяге. Ездить в такси дешевле, чем содержать собственную машину. 

— А в Амстердаме очень серьезно развивают велосипедное движение. Там велосипед — вид городского транспорта, а не развлечение. А планы строить капитальные автопаркинги и даже «этажерки» — это путь тупиковый. Это пытались делать в Москве лет семь назад, но люди отказались покупать машиноместа даже в «этажерках», где место стоило 450 тысяч рублей, — уверяет Равиль Сафиуллин.  

«Нужно заставить челнинцев пересесть с личного авто в такси и автобусы»

Как видим, в Челнах существуют возможности сделать так, чтобы машины не загромождали дворы и не мешали людям жить. Понятно, что у каждого из вариантов есть плюсы и минусы. Но размещение личных автомобилей, развитие общественного транспорта, велосипедного движения и благоустройство должны быть составной частью стратегии развития города на многие годы вперед. Пока же мы наблюдаем нежелание чиновников браться за решение задачи. Точнее сказать, мы не видим, что власти города озабочены и озадачены скоплением машин в старых дворах.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *