«Ставится под угрозу сохранение народностей России»

Депутаты Госдумы от Татарстана рассказали
Депутаты Госдумы от Татарстана рассказали, как они будут противостоять
скандальным поправкам в закон «Об образовании».

Комитет по образованию и науке нижней палаты российского парламента рассмотрел законопроект №438863-7 на соответствие регламента и, без обсуждения содержательной части, отправил его на Совет Госдумы РФ, который соберется на следующей неделе. Совет же отправит законопроект всем субъектам законодательной инициативы, в том числе депутатам Госдумы, в законодательные органы субъектов РФ, комитеты и комиссии. До начала июля всем участникам законотворческого процесса представится возможность официально высказать позицию, только после этого законопроект снова поступит в профильный комитет — по образованию и науке, который обсудит его уже в содержательной части и примет постановление: либо рекомендовать принять в первом чтении (или даже в целом), либо не рекомендовать.

Но уже сейчас депутаты Госдумы от Татарстана заняли непримиримую позицию и заявили, что законопроект нельзя принимать в таком виде.

Ирек Зиннуров, депутат Госдумы РФ

«Ставится под угрозу сохранение народностей России»

— Однозначно я против этого законопроекта, — говорит депутат Ирек Зиннуров. — Почему изучение родного языка должно быть в факультативной части, а изучение иностранного — в обязательной? Этого я понять не могу. Если родные языки вынести в вариативную часть программы, как предлагается, то в конечном итоге дойдет до того, что не останется специалистов-преподавателей родного языка. Ну, какой абитуриент пойдет учиться по специальности, которая может оказаться невостребованной? Да, какие-то изменения надо вносить в закон «Об образовании в РФ» в этой части, но не такие кардинальные. Неплохая же была система, когда в татарстанских школах для изучения татарского языка учеников делили на «татарские» и «русские» группы — с разным уровнем обучения. Наверное, у нас существовал перегиб с татарским в какой-то момент. Но часа два-три в неделю в обязательной части программы, мне кажется, было бы оптимально. 

«Ставится под угрозу сохранение народностей России»

Мы разговаривали с депутатами из других регионов, в том числе из Башкортостана, и они тоже об этом говорят, они тоже этим озабочены, так же готовят поправки к этому законопроекту. Не хотелось бы, конечно, чтобы он прошел даже на первое чтение. Надо собираться, надо объединяться всем депутатам из национальных регионов, чтобы в таком виде, как сейчас, он не был принят. Ведь речь идет не только о татарском языке, речь идет обо всех родных языках народов России. Поэтому всем регионам, где тоже остро стоит этот вопрос, надо сейчас активнее подключаться. Ведь многие депутаты Госдумы не понимают пока, что если такой закон примут, то это приведет к вымиранию родных зыков народов РФ. Если этот предмет станет необязательным, то вряд ли родители школьников выберут его даже в качестве факультатива. У школьников и так большая нагрузка — все готовятся к ЕГЭ. Конечно, я уверен, найдутся такие родители, которые принципиально выберут родной язык. Но в основном выбор будет за теми предметами, по которым надо сдавать ЕГЭ. 

Айрат Фаррахов, депутат Госдумы РФ 

«Ставится под угрозу сохранение народностей России»

— Я однозначно не поддерживаю этот законопроект в сегодняшней его версии. Любой принимаемый закон должен иметь социальный запрос, то есть он должен быть востребованным обществом. А этот законопроект не востребован. Любой принимаемый закон должен улучшать нашу жизнь. Я не могу сказать, что данный законопроект сделает нашу жизнь более качественной. Честно сказать, вопросов к его авторам очень много. Но наши коллеги-депутаты, в соответствии с их полномочиями, внесли этот закон в Госдуму. И я очень надеюсь на то, что состоятся «нулевые чтения» и обсуждения, потому что он затрагивает интересы моих избирателей и касается их непосредственно. Ко мне очень много приходило граждан, приносили обращения, и я намерен отстаивать интересы своих избирателей во время обсуждения и рассмотрения этого законопроекта. А в случае если он все-таки дойдет до первого чтения, будем готовить серьезные поправки. Я очень надеюсь, что в таком варианте он не будет поддержан и моими коллегами в Государственной думе. 

Ильдар Гильмутдинов, депутат Госдумы РФ

«Ставится под угрозу сохранение народностей России»

— Те, кто инициировал этот законопроект, мне его сразу показали. И я сказал, что в таком виде я его не поддерживаю. Он несет в себе две части поправок в закон «Об образовании РФ». Во-первых, он еще жестче прописывает принципы добровольности изучения родных языков, которые, впрочем, предусмотрены и действующим законодательством. Но самое страшное, что теперь предлагается убрать изучение родных языков из обязательной части учебной программы, которая сегодня предусмотрена в рамках стандартов примерных образовательных программ, и перевести ее в вариативную. Если исходить из сегодняшних программ по изучению родных языков, то в начальных классах они предусматривают их обязательное изучение по одному-два часа в неделю, дальше к родному языку прибавляется родная литература. Под это расписание написаны и учебные программы, и учебники, и идет подготовка специалистов. А теперь предлагается убрать все эти часы из обязательной части и уместить изучение родных языков в два часа факультатива. То есть в те часы, которые даются образовательной организации, чтобы вместе с родителями решить, какие предметы их дети будут изучать еще два часа в неделю. Ни для кого не секрет, что обычно в эти часы дополнительно изучаются все те же предметы из обязательной части — математика, русский язык, иностранные языки и так далее, по которым нужно сдавать ЕГЭ. Не трудно догадаться, что, отнеся изучение родных языков к этой вариативной части, мы практически лишаемся возможности их изучения. Потому что не факт, что они выдержат конкуренцию с другими предметами. А если 60-70 процентов родителей решат, что важнее математика или робототехника? Как же тогда мы будем гарантировать, в соответствии с Конституцией РФ, изучение и развитие родных языков? Как будем защищать права остальных 30-40 процентов родителей, которые хотят, чтобы их дети изучали в эти два часа в неделю родные языки? Да никак! А если эти родители начнут подавать в суд иски о нарушении своих конституционных прав, то мы из судов не вылезем. Какая же это гарантия государства, если решать будут родители и школы, надо изучать родные языки или не нет? 

«Ставится под угрозу сохранение народностей России»

Поэтому я за то, чтобы оставить изучение родных языков в обязательной части программы. Ни в коем случае нельзя выносить их в вариативную часть. Это моя личная позиция как депутата Госдумы, потому что мы пока еще не обсуждали законопроект на комитете по делам национальностей, который я возглавляю, но обязательно будем обсуждать — как соисполнители. И только после этого будет сформулирована официальная позиция нашего комитета. Я считаю, закон сырой и его нельзя принимать в таком виде, в котором его внесли. Свою позицию должны высказать и регионы. 

И я еще раз хочу подчеркнуть, что речь в законопроекте идет не о добровольности изучения родных языков, как трактуют некоторые, а о том, чтобы изъять их из обязательной части в вариативную. В то время как у нас изучение иностранных языков остается в обязательной части, а родные языки, по сути дела, убираем на факультатив. А как тогда формировать учебники по родным языкам? Как будем готовить педагогов? Сколько их нужно будет? Как государство сможет планировать все это, если каждая школа будет сама решать, изучать родные языки или нет?

Марат Бариев, депутат Госдумы РФ 

«Ставится под угрозу сохранение народностей России»

— Для меня большая загадка, почему этот законопроект вообще появился. Я не знаю, что побудило депутатов внести его в Госдуму. Я пытался поговорить с одним из авторов на эту тему, но этот человек ушел от ответа — не сказал ничего конкретного. Но появился законопроект уж очень неожиданно и очень уж не вовремя. Вроде бы все острые вопросы были сняты. И президент республики Рустам Минниханов высказал свою позицию, и полпред в ПФО Михаил Бабич рассказал, как все будет развиваться. Все решили, что никакой угрозы для изучения родных языков больше не существует. И вдруг — этот законопроект! В том варианте, в котором он внесен в Госдуму, он вызывает много вопросов и ставит под сомнение перспективу сохранения родных языков народов РФ. А поскольку язык — это основа этноса, то ставится под угрозу и сохранение самих народностей Российской Федерации.

Это законопроект надо если не снимать с рассмотрения, то скорректировать — в части сохранения изучения родных языков в обязательной части учебной программы. Они не должны конкурировать с какой-нибудь информатикой или робототехникой. Кроме того, в законопроекте есть еще одна недопустимая формулировка. Предлагается изучать родные языки не только факультативно, но и при наличии возможностей у образовательного учреждения. Как я понимаю, сегодня эта возможность есть, а завтра ее может не быть. Может не хватить помещений или учителей. А так как этот предмет необязательный, то вскоре и учителей родного языка на работу не будут брать. 

«Ставится под угрозу сохранение народностей России»

Чем это все закончится в итоге? В вузах прекратится набор по специальности «учитель родного языка», в связи с туманными перспективами трудоустройства по специальности. И через энное количество лет мы останемся без специалистов в области родного языка. Лично я не хочу такого развития событий, и многие, с кем я по этому вопросу общаюсь, тоже не хотят. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: