Жертвы генплана: дома в казанских поселках пойдут под снос

Новая Сосновка, Карьер и Большие Клыки - эти территории мешают развитию города.

С 29 мая начинается череда публичных слушаний по генеральному плану Казани. Люди надеются, что власти города скорректируют планы и все-таки откажутся от сноса домов в столичных поселках. Впрочем, в исполкоме заявляют, что все дома, стоящие на пути строительства новых магистралей, - самострои, а дороги там планировались аж с 60-х годов.

Всё для людей

Действующий генплан Казани был утвержден Казгордумой в 2007 году. Тогда местные власти рассчитывали не трогать его до 2020-го. Но резкий демографический всплеск и, как следствие, нехватка объектов социальной инфраструктуры скорректировали планы. 

- Численность населения, заложенная генеральным планом на 2020 год, была достигнута уже в 2014 году. Следовательно, все социальные объекты не соответствовали реальной ситуации, - заметила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева

Обновленная версия генплана рассчитана до 2035 года при условии, что жители будут на 100% обеспечены объектами социальной сферы. 

С максимально подробными изменениями, которые утвердили городские власти, можно ознакомиться здесь. Их Татьяна Прокофьева озвучивать не стала. Она лишь вкратце и довольно обобщенно пробежалась по главным отличиям действующего документа от будущего: переориентация на развитие и благоустройство территорий столицы в существующих границах, выявление новых приоритетов, таких, как воссоздание и сохранение исторического своеобразия города, развитие общественных, культурных и представительских функций центра, модернизация производственных зон и вынос вредных предприятий из города, обустройство общественных   пространств. 

- Очень внимательно проработаны экологические аспекты. В отличие от действующего генплана, где необходимость создания природного рекреационного комплекса была лишь задекларирована, в новом проекте создана продуманная система озелененных пространств, выполнены подробная карта и перечень природно-рекреационного каркаса и мероприятия по сохранению существующих зеленых зон, - отметила также главный архитектор. 

Изменения произошли и в транспортной системе, в том числе с учетом выхода жилой и коммерческой застройки за пределы Казани. При этом система расселения горожан принята полицентрическая, чтобы загружать не только центр, но и гармонично развивать все районы.

- У нас не должно быть окраин, - решительно добавила Прокофьева.

Неоднозначен вопрос с метро. В самом проекте сказано о намерениях города отстроить первый участок второй линии подземки от остановки "Разъезд Восстания" до остановочной платформы "Компрессорный" протяженностью 8 км. 

Но уже позже Татьяна Прокофьева отметила, что планы пока на бумаге, в реальности без федерального финансирования новые станции в Казани не появятся, да и загрузки метро особо нет.

- Все мы понимаем, что метро - самый комфортный вид общественного транспорта. Отказываться от метро как такового мы не будем. Единственное, надо ещё понимать, что в экономическом плане метро не имеет достаточной загрузки. В Казани нет такой нагрузки, которая позволила бы строить станции. Мы в генеральном плане закладываем коридоры, но строительство этих станций не ожидается в плановом порядке сейчас, - отметила главный архитектор. 

Проект уже одобрили М инистерство культуры Татарстана, главы Высокогорского, Пестречинского, Лаишевского и Верхнеуслонского районов. Медлит лишь глава Зеленодольского района Александр Тыгин. От него ответа пока нет.

«Генплан задает четкие правила для всех»

Все бремя ответственности за конечный результат взяли на себя «москвичи» - Институт генплана Москвы, выигравшие тендер на проведение работ. Чем, кстати, оказались недовольны местные экологи. Последние жаловались, что их не допускают до разработок, а лишь приглашают экспертами на отдельных этапах работы.

- На самом деле мы и в начале процесса разговаривали с экологами, и в процессе разработки документа были обсуждения, и в конце будем встречаться, чтобы еще раз задать вопросы и внести замечания. Есть организация, которая выиграла конкурс, которая полностью берет на себя ответственность за конечный продукт. Она и решает, каким образом строить работу, - пояснила позже Прокофьева. 

И вот когда на руках у исполкома есть готовый план, определились с датами проведения публичных слушаний. Они пройдут с 29 мая по 6 июня на 13 площадках города. 

До публичных слушаний проведут ряд обсуждений с профессиональным сообществом - архитекторами и экологами, а также с депутатами Казгордумы. 

- Даже эти уже значительно доработанные материалы мы считаем лишь рабочей версией, доработка которых будет производиться после публичных слушаний, - уверила Прокофьева, добавив, что после внесения корректировок по результатам встреч с жителями города план пойдет на согласование с республиканскими и федеральными органами. Окончательное утверждение запланировано на сентябрь-октябрь. 

В ближайшие два дня на четырех площадках Казани установят планшеты с предлагаемым генпланом - возле ТЦ «Южный», «Кольцо», «ГоркиПарк», «Тандем».

- Вообще, генплан - это важнейший стратегический документ, в него вложено много труда сотен специалистов, профессионалов, лучших в России. Привлекались зарубежные эксперты. Генплан задает четкие правила для всех - собственников, жителей, бизнеса, инвесторов, в том числе для нас, для чиновников. Сегодня тренды крупных городов развиваются очень стремительно - автомобилизация, демография. Планка взята. Нужно очень серьезно этот документ готовить и соразмерно развитию города предусматривать появление новых магистралей, новых объектов социальной инфраструктуры и выравнивать условия между крупной, густой застройкой и нашими пригородами, - высказался мэр Казани Ильсур Метшин.

Дома снесут в интересах большинства

В отличие от Прокофьевой Метшин не обошел стороной скандальную тему с дорогами, которые по новому генплану должны появиться на месте некоторых домов в поселках Большие Клыки, Новая Сосновка и Карьер.

- Публикация генерального плана в общем доступе уже вызвала массу очагов непонимания. В связи с планирующимся строительством дорог. Хочу сказать, что такие ситуации возможны. Делаются они в интересах большинства. Кто-то говорит о том, что не предупредили. Это бессмысленно. Невозможно предусмотреть и предугадать. Повторюсь, все решения в генплане предложены специалистами, градостроительными профессионалами на основе глубокого анализа. Эти решения принимались с ответственностью за будущее города, делались в интересах жителей. Сейчас на публичных слушаниях с той же ответственностью все должны высказаться по тем вопросам, по которым на сегодня есть непонимания. Жизнь в таком большом городе - это всегда компромисс между комфортом, удобством и какими-то ограничениями. Но всегда в интересах большинства жителей, - отметил градоначальник.

Уже позднее свой комментарий дала и Татьяна Прокофьева. Она акцентировала внимание на то, что эти дороги не новшество и были на карте давно. Отказаться от них не представляется никакой возможности.

- Невозможно жить только по своим собственным, частным правилам в таком большом городе. Всегда будут какие-то вопросы, которые относятся к интересам неограниченного количества граждан, будут какие-то конфликты. У нас не появилось практически ни одной дороги, которая не была бы проведена в действующем генеральном плане 2007 года. Абсолютно все дороги были сохранены, мы не можем от них отказаться, - сказала архитектор.

По ее словам, на особом контроле ситуация с Новой Сосновкой - ее рассматривают отдельно. 

- Здесь не только дорога имеет значение, там вопрос в основном в конфигурации и площади аварийной посадки, которую мы не можем держать под контролем. Это контролируется другим документом и не Казанью. Есть такие районы, в которых поселки много лет. Кто-то знал, кто-то не знал, что дорога проходит. Но планы по строительству дорог были заложены достаточно давно (многие дороги - еще в 60-х годах), - добавила она.

- Почему, в таком случае, выдавались разрешения на строительство домов? - возник резонный вопрос у журналистов.

- Это не так. Разрешения не выдавались. Это самострой, в том числе поселок Карьер. Есть некоторая двойственность положения. Дело в том, что в собственность некоторые здания были переведены не решением города, а федеральными структурами по дачной амнистии. На самом деле по градостроительному плану земельного участка ни одного разрешения на строительство в таких коридорах не выдавалось никогда, - с уверенностью заявила Татьяна Прокофьева, назвав ситуацию по поселку Карьер «раздутой».

При этом было сказано, что жители вышеуказанных поселков, чьи дома попали под снос из-за возведения на их месте дорог, получат компенсацию. Точнее муниципалитет выкупит эти земли в соответствии с законодательством. 

- Если существует такая ситуация, что дом попадает в линию будущего строительства дороги, то до его начала жить там спокойно можно, никто никого не сносит. Когда же будет принято решение о начале строительства конкретной дороги, разрабатывается проект, город получает финансирование, в которое включены деньги, выделяющиеся на достойный выкуп в соответствии с законодательством тех участков, которые попадают в зону дорог, - прокомментировала главный архитектор. - Это, конечно, неприятная ситуация. Никому не позавидуешь в ней. Но, тем не менее, государство позаботилось о таких случаях. И если, предположим, есть стратегическая необходимость проведения и наличия дороги на каком-то участке для функционирования города, то такие случаи предусматриваются законодательством, - заключила спикер. 

«Это всё ложь!»

Между тем журналист KazanFirst связалась с одним из активистов поселка Новая Сосновка Ринатом Хайруллиным. Он рассказал, что новососновцы продолжают вести борьбу за свои дома и сдаваться не намерены. Жильцы разослали огромное количество писем в различные ведомства и министерства Татарстана и России, но о конкретных результатах говорить пока рано. 

Так или иначе, ни на какие выкупы и компенсации, о которых было сказано, люди не пойдут.

- Нет, нас такой расклад абсолютно не устраивает. Потому что изначально нашей позицией было то, что нам деньги не нужны. Мы хотим жить в этом поселке, - сказал Хайруллин. - То, что дороги по плану проложены давно, - это ложь! Можем открыть действующий генплан, который утвердили в 2007 году. Дорога действительно есть, но она проходит по полю. Возможно, тогда финансирования не было, поэтому проект не реализовался. А в новом генплане каким-то чудесным образом дорога уже не по полю проходит, а по домам. Причем по домам не аварийным, а абсолютно новым.

Отрицает он и то, что частные дома - это самострои, возведенные без разрешительной документации. На данный момент нашлись как минимум трое жителей, у которых есть на руках разрешение на строительство от городского ведомства. Какого именно, собеседник уточнить не смог. 

- Я покупал свой дом у местного застройщика. Большинство сами строили, в том числе за счет материнского капитала, на протяжении многих лет, кто-то строит до сих пор, - добавил Ринат Хайруллин.

Но дорога поверх домов - это одна проблема. Возникла и другая, более серьезная. Зовется она «зона 430». В новом генплане расширяется зона приаэродромной территории (территория, предназначенная для обеспечения взлета, маневрирования в районе аэродрома, захода на посадку и посадки воздушных судов. - Ред.). 

Сейчас границы этой территории заканчиваются в зоне поля - там, где нет никакой застройки. Новый генплан был скорректирован согласно принятым поправкам в Воздушный кодекс РФ – приаэродромная территория будет увеличена. Причем настолько, что в зону отчуждения попали жилые дома поселка. Если в ситуации с дорогой под снос попадают 40-50 домов, то с расширенной приаэродромной зоной - примерно 180. 

- Ситуация непонятная. Фактически людям нельзя будет там жить, а у них есть документы на собственность, разрешение на строительство. И как это сейчас они хотят признать зоной отчуждения? Все эти документы признают недействительными, получается. На это нам четко ответили, что этот вопрос не в зоне ответственности исполкома, - заключил активист. 

Чтобы привлечь еще больше внимания к проблеме, жители казанских поселков выйдут на митинг. Первый они планируют провести уже в ближайшую субботу, 19 мая.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Влад
Метшин пусть через свой дом дорогу проведёт!!!
17
0
Ответить

Чегевара
Пусть предприятия сносят. А не частные дома. И на снесеных предприятиях строят дороги Этот новый план вообще нормальный человек не понимает
3
0
Ответить

Руслан
Прокофьева в наглую врет, чтобы общественное мнение было против Новой Сосновки, типа самострой, у меня там друг живет его дому 20 лет со всеми документами
9
0
Ответить

Ann
Совсем долбанулись что ли? Такие дома сносить?. Я живу в своем доме. Все права собственности есть, плачу налоги. Потом мне сообщат, что мой дом пойдет под снос. Что-то напоминает, как кулаков выселяли в Сибирь. Мама рассказывала:они вкалывали с утра до ночи. А у них потом все отобрали. Я буду дом защищать свой дом. Может быть даже с ружьем.
6
0
Ответить

ввлерий
транспортные коридоры были давно некоторые даже до войны (жд дорога на бугульму ) просто потом от строительства отказались (была война) коридор остался а дома выросли!
-1
0
Ответить

валерий
и зона 430 была всегда там где сейчас дома там раньше были ЛОКАТОРЫ
-1
0
Ответить

Тед
Заберут землю, снесут дома и и дачные участки, и выкинут на улицу. когда это у нас компенсацию нормальную давали ? людей за скот считают.
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite