«Для нас принцип «ноль отходов» начал творить чудеса»

Общество 08:51 / 16 мая
5
«Для нас принцип «ноль отходов» начал творить чудеса»

Как отказаться от косметики, производить одну баночку мусора в год и быть счастливым.

В Россию с лекциями впервые приехала известная во всем мире Беа Джонсон - автор бестселлера «Дом без отходов». Философия ее жизни состоит в том, чтобы не допустить появления мусора на планете и максимально долго использовать те вещи, которые у нас уже есть. Так, семья Беа Джонсон из четырех человек за год образует всего одну банку отходов. На встречах Беа делится собственным опытом и рассказывает, как научиться жить полноценной жизнью без дополнительных трат и без образования мусора.

Джонсон провела две встречи в России - в Санкт-Петербурге и Москве. Для жителей Казани была организована прямая трансляция в резиденции креативных индустрий «Штаб» с московской встречи.

Все, что нельзя выбросить, можно засушить

На площадке «Штаба» собралось довольно много людей, желающих познакомиться с идеями Беа Джонсон. Тем более,э что в сети нет ни одной записи с выступлений Джонсон, а ее книги не переведены на русский язык. Трансляция задерживалась по меньшей мере на 20 минут, поэтому организаторы встречи взяли внимание на себя.

- Кто переходит или пытается перейти на раздельный сбор мусора? - задала вопрос модератор встречи - одна из активистов движения против МСЗ Вера Керпель. В зале практически все подняли руки. Но вот на уточняющий вопрос: «И как вам? Все получается?» посыпались вопросы. В частности, одна из женщин рассказала о своей ситуации.

- Мы пока на первом этапе - разделяем мусор на бытовые и пищевые отходы. Ну, разделила я, а дальше что? Что делать с пищевыми отходами? Сейчас, пока начался дачный сезон, раз в три дня удается вывозить на дачу. Но если это будет стоять неделю, то начнет жутко вонять. Но мой муж уже против такого. 

- Есть выход, - ответила ей другая девушка. - В морозилку. 

- Можно высушить, это достаточно просто. И пищевые отходы не воняют, когда сохнут. У меня, например, стоит кухонный гарнитур, на полу под ним расстелена газетка, на которой сохнет развернутая кожура от бананов, апельсинов, мандаринов. Все пищевые остатки. Что делать потом? Можно измельчить и добавить в цветы, либо отвезти на дачу, закопать в лесу. За две недели все перегниет, - поделилась своим методом Вера Керпель. 

А такие отходы, как, например, рыбную голову, предложила отдавать уличным кошкам, которые с удовольствием все съедят.

«Ноль отходов не означает ноль сексуальной жизни»

И вот наконец на экране появилась сама хедлайнер встречи - под бурные аплодисменты не только московских зрителей на видео, но и казанских.

Худенькая высокая женщина в черном платье и берете настоятельно просила ее не снимать и вообще убрать все телефоны. А увидев, что кто-то все же нарушил просьбу, довольно резко сделала замечание. Когда все организационные нюансы были улажены, Беа перешла к своей лекции. 

Итак, в ее семье четыре человека: она, муж и двое сыновей, еще один житель их дома - собака. Первые попытки начать жить более экологично Джонсоны стали предпринимать в 2006 году. Тогда они решили переехать ближе к центру, но перед покупкой дома сняли квартиру, поэтому и вещей с собой взяли по минимуму - только самое необходимое. Остальное отправилось на время на склад. С минимальным набором домашней утвари, одежды и других сопутствующих предметов семья поняла: меньше вещей - больше времени на личные дела. 

- Когда мы приехали на склад за вещами, то осознали, что 80 процентов этих вещей нам не понадобились в течение года. Зато было время изучать вопрос сохранения окружающей среды. Поняли, что проблема велика. Сначала мы обратили внимание на то, как потребляем энергию, воду, а потом обратились и к мусору. На этом пути столкнулись с термином «ноль отходов», - рассказала Джонсон. - Я подумала: «Вот что мы должны сделать!». И если цель не ноль отходов, то какая цель имеет смысл? Что будет, если мы достигнем среднего показателя? Нет, важна была эта цифра.

Действовали Джонсоны методом проб и ошибок. Многие из них не сработали. Например, Беа узнала, что волосы можно мыть без шампуня. Нужно просто намочить голову, затем взять соду, втереть ее в кожу головы и смыть яблочным уксусом. 

- Так я мыла голову полгода. Но никакого результата не почувствовала. Было такое ощущение, что я вымочила волосы в масле. Кроме того, когда я однажды ложилась спать рядом со своим мужем, он закатил глаза и сказал: «Я так устал от того, что ты пахнешь как винегрет. Это совсем не сексуально». И я поняла, что зашла слишком далеко. Ноль отходов не означает ноль сексуальной жизни. 

Затем Беа взялась за свою косметику. Она принесла косметичку в магазин и попросила подобрать экологичную альтернативу всем продуктам. Сегодня в арсенале Джонсон масла вместо кремов для лица и тела, какао-порошок вместо румян, жженый миндаль вместо теней, специальные самодельные натуральные растворы для ногтей, сода вместо зубной пасты и прочее.

Правила жизни Беа Джонсон 

Итак, после массы перепробованных методов, некоторые из которых были явно абсурдными (например, мох вместо туалетной бумаги или крапива вместо бальзама для увеличения губ), Джонсон вывела идеальную формулу повседневной жизни. Важно следовать пяти правилам: откажись, сократи, используй еще раз, переработай, компостируй. 

В качестве результата она указала на две небольшие баночки на столике рядом с ней. 

- Это мусор, который моя семья произвела за 2017 год, - с гордостью констатировала Джонсон.

1.Отказаться от того, что не нужно. 

- Исключите пластик, который не будет больше использоваться, например. Мы также отказались от листовок, от еды в аэропорту и самолетах, а также от визитных карточек. Мы оставили только то, что нам нужно. Это, конечно, крыша над головой, несколько предметов мебели и одежды. Нам нужно немного, чтобы чувствовать себя комфортно. 

Между делом Беа транслировала фото своего дома. На них было отчетливо видно, что в каждой комнате у нее действительно минимальное количество вещей. Например, из кухонной утвари - буквально парочка столовых приборов, одна ложка для приготовления еды, нож, и все. Особенной ее «болью» было место под раковиной, заваленной всевозможными чистящими средствами.

- Я слушалась маркетологов. Мне говорили: «Чтобы помыть пол или окна, нужен отдельный предмет химии. Сейчас мы просто очищаем дом уксусом, кастильским мылом, которое является натуральным. Покупаем его без упаковки. Им можно помыть даже собаку.

На каждую кровать в семье Джонсон - по одному комплекту постельного белья, а полотенец всего восемь - четыре для повседневного использования и четыре на всякий случай, например, для бассейна. 

2. Сократить.

Далее Беа продемонстрировала свой гардероб. Да, от избытка платьев, юбок, брюк, блузок она тоже отказалась. В итоге осталось минимальное количество вещей, которые можно сложить в один дорожный чемодан небольшого размера.

- Если у вас меньше вещей, это не значит меньше вариантов. Я просто оставила вещи, которые могут хорошо сочетаться. Я создаю около 50 луков при помощи этой одежды и уже знаю, в чем буду на следующей лекции, - отметила Джонсон.

3. Использовать повторно. 

В этом случае нужно заменить все одноразовое на многоразовое. По опыту семьи Беа, бумажные полотенца меняются на скребки, исключаются пищевая пленка, фольга. Кстати, отказались они и от любой упаковки. А вместо коробочек, в которые фасуют крупы, Джонсон использует стеклянные банки. 

- Я всегда покупаю продукты на развес. Выбор не такой большой, но мы учимся использовать то, что есть.

По идеологии «ноль отходов» Джонсоны одеваются только в секонд-хендах и сдают старые вещи туда же, а совсем устаревшие - на переработку. 

4. Переработать.

- У нас дома есть специальная корзинка с вещами, которую мы отдаем на переработку. Не все принимают городские службы. Но, например, если образовалась дырка на кроссовке, мы относим обувь в магазин, где принимают любые кроссовки, перерабатывают их и направляют материал на дальнейшее использование.

5. Компостировать.

В данном случае речь в основном о пищевых отходах. Компостированием занимаются специальные городские службы, а Джонсоны просто сортируют остатки пищи отдельно. 

Еще один пример - деревянные зубные щетки. После использования их так же можно отправить на компост.

В завершение встречи спикеру традиционно задали несколько вопросов. Пожалуй, одним из наиболее запоминающихся стал вопрос об окружении: как оно изменилось за эти годы нового образа жизни Джонсонов.

- Мы потеряли всех своих друзей, - с ходу ответила Беа. - Понятно, что многие люди ушли из нашей жизни. Потому что когда вы стараетесь избавиться от хлама в своей жизни, вы задаете себе вопрос: «С кем я хочу провести свою жизнь?». Ведь каждый момент имеет значение. Я хочу прожить свою жизнь с людьми, которые заботятся обо мне, приносят позитив в мою жизнь. Поэтому отношения с людьми, которые были очень привязаны к своим вещам, большим домам, гаджетам, сумкам «Гучи», пришлось закончить.

Сейчас все окружение семьи Джонсон разделяет их взгляды на жизнь и даже стремится придерживаться их по мере возможностей.

- Для нас принцип «ноль отходов» начал творить чудеса, так узнайте, что он сделает для вас, - завершила встречу Беа Джонсон.

Пять правил, которым следует семья Беа Джонсон вот уже 10 лет, позволили сэкономить 40 процентов семейного бюджета, освободили время для путешествий, саморазвития и дали возможность просто радоваться жизни без лишних вещей.

КОММЕНТАРИИ (3)
Антон
Интересно узнать чужую историю. Сам пробовал раздельно собирать, но это трудно., попробуйте как нибудь- поймёте
6
ОТВЕТИТЬ
Ксюша
Антон, попробовали и поняли -это очень легко. Остальное отговорки)
1
ОТВЕТИТЬ
Я
До такого, конечно, вряд ли дойду, но кое-что сделать вполне реально. Например, всегда в сумочке ношу пакет, и не покупаю в магазине каждый раз новый. Мусор собираю в обычные пакеты, в которые упаковывают все товары в магазине. В сутки отходы нашей семьи вполне в них умещаются. Пакеты от чистых продуктов оставляю и при необходимости складываю в них продукты. В общем, произвожу меньше отходов в виде пакетов))) также не покупаю различные тряпки для мытья полов, столов и еще чего-то там. Для этого есть старые вещи
7
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Изъятие родных языков из обязательной программы - ошибка федерального центра»

Автор фото: KazanFirst
Общество 08:23 / 16 мая
4
«Изъятие родных языков из обязательной программы - ошибка федерального центра»

Коммунисты предлагают создать министерство национальных отношений России, чтобы решать языковые проблемы.

О своем отношении к законопроекту о необязательном изучении родных языков, который поступил в Госдуму в начале апреля и вызвал общественный резонанс в национальных регионах, в интервью KazanFirst рассказал депутат Госсовета РТ - руководитель фракции КПРФ Хафиз Миргалимов

- Хафиз Гаязович, по-вашему, почему этот законопроект появился?

- Виктор Степанович Черномырдин, который был известен своими афоризмами, как-то сказал: «У кого руки чешутся, чешите в другом месте». Проблемы между федеральным центром и регионами, особенно национальными, всегда были. Но их надо решать с учетом реальности, объективности и, я бы сказал, не только на теоретическом уровне, но и на практике. Я сам закончил национальную школу (в то время десятилетка была) и поступил учиться после армии в КГУ. В 1975 году сдавал историю на татарском языке и написал изложение на татарском. Но меня же никто не заставлял учить и русский язык. Это была потребность. Как же это так? Жить в Российской Федерации и не знать великого и могучего? Я горжусь, что я владею русским языком. Это очень большой плюс. Но мой родной язык - татарский. И мне было предоставлено право изучать его в том объеме, в котором я хочу. 

- Сейчас не так?

- Попробуйте сдавать экзамен в вуз на своем национальном языке! Даже ЕГЭ невозможно сдавать на татарском для тех, кто 11 лет учится на своем родном языке. Вот здесь есть проблема, которую надо решать. А у нас в 2009 году убрали закон о региональном национальном компоненте. Вот именно тогда надо было более настойчиво отстаивать родной язык. Хотя наш уважаемый президент, в то время Минтимер Шарипович, мобилизовал все национальные республики и области. Тогда приехал Андрей Фурсенко, который был министром образования и науки РФ, но мы не смогли убедить федеральный центр в том, что вопрос изучения родных языков - это прерогатива субъектов. Вообще, я считаю, что Москве нельзя решать вопросы с регионами административным путем, путем принуждения. 

Еще Владимир Ильич Ленин говорил, что нельзя давать привилегии ни одному языку и что власти, как в центре, так и на местах, должны создавать все объективные и субъективные, материальные и нематериальные условия для развития родных языков. Даже в то время появилось понятие «родной язык». Ведь что такое язык? Это не только средство общения, но и средство культурного обогащения - изучения тысячелетней России и тысячелетней Булгарии. У нас ведь государственность уже в то время была. Язык - это познание и сохранение традиций, обычаев, культуры. И в 2009 году не надо было федеральному центру решать «языковой вопрос» в таком ключе. Кроме того, у нас ведь есть Конституция РТ, которая провозглашает двуязычие - знание и преподавание как русского, так и татарского.

Я не знаю, кто посоветовал Путину поднять этот вопрос, когда он сделал свое резонансное заявление о том, что родные языки нельзя изучать в обязательном порядке. Но я думаю, что это не очень хороший совет. А разве нет других, более актуальных проблем в стране? В экономике, образовании, медицине. Вопросы заработной платы, пенсии. 24 миллиона россиян на краю бедности - еле-еле концы с концами сводят. 

- Некоторые полагают, что этот законопроект - провокация. 

- Я так не считаю. Думаю, что это ошибка федерального центра, которую не поздно исправить. Нам в Российской Федерации пора создавать министерство национальных отношений, потому что в России более 170 национальностей, у которых очень много проблем. И на уровне только комитета Госдумы по делам национальностей эти проблемы не удастся решить. Даже по результатам выборов это видно - 45 миллионов россиян не пришли на выборы. В том числе из-за национальных и языковых вопросов. Москве надо прислушиваться к мнению субъектов страны.

- То есть вы считаете, что проблему раздули на ровном месте? И что в Татарстане не было никаких проблем с изучением татарского языка? 

- Проблемы, конечно, были. Когда я беседовал с учителями татарского языка и литературы, они говорили, что программа очень сложная. У нас ведь три категории детей. Первая - это дети тех родителей, которые знают татарский язык и литературу на уровне преподавателей. И дети из этих семей очень успешно усваивают грамматику родного языка. На высочайшем уровне. Я им даже завидую. И в таких семьях есть стимул и интерес, потому что родители сами общаются на татарском языке и детей с детсадовского возраста приучают говорить на родном языке. Вторая категория - это дети тех родителей, которые почти забыли свой родной язык. Они по паспорту татары, но почти не говорят по-татарски. Однако они хотят, чтобы их дети изучали родной язык в школе в обязательной части программы. Третья категория - это дети из семей, для которых татарский не родной. Вот для них программу надо было упростить - обратить больше внимания на разговорную часть. Ведь татарская грамматика очень сложная. Это надо было учитывать. Но программы для школы у нас пишут академики, которые ни одного дня не преподавали в школе. А школа обычно живет приказами Министерства образования. Но помимо приказов надо было вникать, советоваться с учителями при составлении соответствующей программы. Может, надо было часов уменьшить. Хотя, по-моему, везде было поровну часов - 50/50. Кроме того, школам надо было работать и с родителями, поскольку образование не может быть без воспитания. Надо было этот процесс взять под особый контроль. Нужно было провести аналитику результатов преподавания родного языка в Татарстане, учитывая практику и психологический подход. Надо было обобщить 25-летний ценный опыт изучения родного языка в Татарстане, а не ждать, когда гром грянет. 

- Главный аргумент противников обязательного изучения родных языков - это необходимость сдавать ЕГЭ. А там нет татарского - только русский. Может быть, если сдавать выпускной экзамен по родным языкам, их никто не откажется изучать? 

- Напротив. Я считаю большой ошибкой, когда у нас ввели обязательное тестирование по татарскому языку в 9-м классе. Хотя вроде бы речь шла о так называемом внутреннем ЕГЭ. Я считаю, что ЕГЭ вообще чуждо нашему государству, нашей системе образования. Ведь откуда он появился в России? В 1993 году наша страна нуждалась в финансовой поддержке и международный банк поставил условие - ввести ЕГЭ. Борис Ельцин, который был тогда президентом, подписал этот документ. В тех условиях у него не было выхода, может быть. Но сейчас-то другие времена. Не надо все копировать с Запада. У нас в СССР было прекрасное образование. Нельзя было в 9-м классе вводить ЕГЭ, в том числе по татарскому. Достаточно зачета. 

- Вот сказали, что для очень большой части населения Татарстана родным является русский язык. Разве он тоже не нуждается в поддержке как родной язык? 

- Как это ни странно звучит, но я считаю, что в наше время и русский язык тоже нуждается в поддержке. Посмотрите, Казань превращается в столицу западного государства. На вывесках, в речи представителей власти и других медийных личностей столько иностранных слов! А ведь в русском и татарском языках есть прекрасные аналоги. Есть переходные, понятийные и из экономическо-финансовой сферы. Названия гостиниц и магазинов и так далее. Да, любой образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. Я изучал французский и немного немецкий. Я вот спрашивал тогда нашу учительницу иностранного: «Зачем мне французский? Я же не поеду в Париж жить». Она мне объясняла, что для высшего образования знание иностранного языка обязательно. Вот и татарский язык в Татарстане хоть два часа в неделю должен быть обязательным. 

- Чем плоха факультативная форма изучения языков? 

- Изучение татарского языка в форме факультатива - это не изучение. Это расхолаживает. Ведь что такое факультатив? Это значит, я могу сходить на урок, а могу и не сходить. Я вообще могу встать и уйти. А у детей такая психология: если им необязательно, они и не будут ходить. Мы же вот, помню, радовались, что учительница заболела и не будет урока. Хотя болезнь - это, может быть, драма и трагедия. А мы радовались, что можно домой идти. Когда в 30-градусный мороз разрешали не ходить в школу, мы тоже радовались и в хоккей шли играть. Факультативная форма преподавания татарского языка психологически сломает и преподавателей, которые 20-25 лет его преподавали, а сейчас вынуждены проходить курсы по преподаванию риторики. Кроме того, для факультатива учебниками не обеспечивают централизованно, а преподаватели теряют в зарплате.  

И, я думаю, Москва вернется к этому вопросу. Если есть законопроект, то к нему будут изменения и дополнения. Как говорил Владимир Ильич, «практика - критерий истины». А практика, которую прошла эта проблема с октября прошлого года по май нынешнего, показала, что она не решается административным путем. Большинство населения все же за два обязательных часа в неделю родного языка. Но надо изменить методику, надо облегчить программу, которая должна составляться с учетом мнения тех, кто непосредственно более 25 лет преподает в школе татарский язык. 

- На 37-м заседании Госсовета было принято обращение к председателю Госдумы РФ Вячеславу Володину, в котором выражалась озабоченность Татарстана по поводу нового законопроекта и высказывалось пожелание оставить изучение родных языков в обязательной части школьной программы. Обращение дошло до адресата? Он его читал? Как отреагировал?

- Он мне не докладывал. Но председатель Госсовета РТ Фарид Хайруллович Мухаметшин лично встречался с председателем Госдумы Вячеславом Володиным. Кроме того, у нас есть 15 депутатов Госдумы от Татарстана, которые тоже работают над этой темой. Ведь не только Татарстан, но и другие национальные регионы довели свою позицию до федерального центра. И, я думаю, реакция есть. Сначала этот законопроект планировали рассматривать 10 мая. Но теперь отложили до осени. Я надеюсь, что власти Российской Федерации решат эту проблему в пользу нашего многонационального государства, в пользу субъектов, в том числе в пользу Республики Татарстан. 

В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (12)
Гузель
Уважаемые министры и депутаты Татарстана,ответьте мне на вопрос почему же ваши дети вместо родного тат.языка изучают английский язык?! Покажите пример на своих детях,тогда и мы подтянемся! Почему такая несправедливость,вы значит своих детей отправляете за границу учиться,а мы простой народ должны сохранить ваш родной язык(русскоязычное население)...Не справедливо!
34
ОТВЕТИТЬ
Алик Мухтаров
Татарстан это субъект федерации вчем дело как решили так ибудет
-11
ОТВЕТИТЬ
Светлана
Народ отвлекают этой темой. Так народ меньше обращает внимание на свою бедность и их богатство.
14
ОТВЕТИТЬ
Марат
Живёшь в Татарстане учи язык !
-3
ОТВЕТИТЬ
АНТИмарат
Живёшь в России - учи язык! И мне - как и подавляющему большинству живущих в Татарстане - важнее и практичней владеть русским... Татарин? - хочешь учить свой язык - похвально и понятно, но не желающим - не навязывай!
8
Мударис.
Не учили, не учим, и не будем учить
-1
челны
все правильно делает правительство РТ!!! Если призовут выйдем на митинги!!!
1
я
Антимарат учи язык
-7
ОТВЕТИТЬ
Феликс
Если учатся за рубежом,то это не означает, что не учат родной язык. Татарстан - это не единственная исконно татарская земля. Татары Поволжья, Урала и Сибири наблюдают за Казанью. Если руководство Татарстана не может защитить свой родной язык, то зачем они нужны... Всю жизнь прогибаться под Ивана тоже не дело!!!
-1
ОТВЕТИТЬ
евгений
ну так учите свой родной язык. только ни надо свою культуру поддерживать за счет других национальностей.это навязывание
1
Я
Надо перейти на латиницу, тогда появится интерес к языку.
0
ОТВЕТИТЬ
Ананим
Навязывание национальных языков ни к чему не приведёт. Дети будут только ненавидеть предмет. И никогда не будут использовать язык в общении, даже если выучат.
3
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх