Яков Геллер: Федеральный закон «О закупках» надо отменить

Главный инструмент в борьбе с коррупцией в России так и не заработал.
Главный инструмент в борьбе с коррупцией в России так и не заработал.

В Казани прошел семинар «Коррупционные риски в сфере государственных услуг, оказываемых бизнес-структурам». Организатором его выступил аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей РТ совместно с Советом Европы. Для обсуждения проблем взаимоотношений бизнеса и власти в столице Татарстана собрались представители разных регионов России, эксперты из Евросоюза и ведущих вузов нашей страны. 

Как отметил программный директор Совета Европы в России Петр Зих, проблема мздоимства актуальна не только для нашей страны, но и для всего Старого Света. Он поблагодарил бизнес-омбудсмена Татарстана Тимура Нагуманова за открытость к сотрудничеству и рассказал о программе «ПРЕКОП», на создание первой части которой международное сообщество выделило 1,5 миллиона евро. Важность этого проекта оценил и сам татарстанский омбудсмен.

Яков Геллер: Федеральный закон «О закупках» надо отменить

— Проект «ПРЕКОП» для всей страны — это в первую очередь систематизация той работы, которая у нас проводится регулярно. Конечно, с чем-то мы сталкиваемся постоянно, но при детальном осмотре и обсуждении с международными экспертами мы смотрим на них по-другому. Из этих докладов можно будет почерпнуть какие-то цифры, но каких-то серьезных отклонений, сразу скажу, у нас нет. Татарстан — это большой регион, где системно ведется борьба с коррупцией, — отметил Нагуманов в разговоре с журналистами. 

По его словам, несмотря на достигнутые успехи, большинство типовых историй актуальны и для нашего региона. 

— Поэтому мы для того, чтобы преодолеть эти первичные проявления коррупции, ориентируемся на опыт Совета Европы — тех стран, которые уже этот путь движения к рыночной экономике прошли. За прошлый год к нам обратилось 1 500 предпринимателей и в каждом обращении можно усмотреть элементы коррупции, но по каждому можно и работать. В основном проблемы касаются земли, имущества, проверок и уголовного преследования бизнеса, — заявил омбудсмен. 

За прошлый год число обращений в адрес Уполномоченного выросло на 5-10%. В основном это связано с крахом татарстанских банков. 

Яков Геллер: Федеральный закон «О закупках» надо отменить

Во время семинара выступали не только омбудсмены и эксперты, но и представители властей Татарстана. По словам заместителя председателя Госсовета РТ Юрия Камалтынова, антикоррупционная работа и вправду ведется большая, но говорить об удовлетворении достигнутыми результатами пока не приходится.

— Мы стараемся максимально минимизировать столкновение государства и бизнеса лицом к лицу. Для этого создаются электронные системы государственных услуг, в том числе используется российский сервис МФЦ. Делаем все, чтобы минимизировать коррупционные риски, — сказал чиновник.

Положительно работу электронных сервисов оценил и заместитель начальника Управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Иван Гущин. Сейчас, по его словам, все государственные служащие отчитываются о доходах, а тех, кто это отказывается сделать, с должностей снимают, невзирая на уровень поста.

Руководитель аппарата Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Игорь Корзенков в свою очередь добавил, что проблема коррупции не такая специфическая для России, но она существует везде.

— Происходят позитивные изменения, но процент тех, кто считает, что действия правоохранительных органов недостаточно эффективны, так же высок, — подчеркнул он.

Яков Геллер: Федеральный закон «О закупках» надо отменить

Во время обсуждения, которое длилось целый день, поднимались самые разные проблемы. В их числе: качество оказания государственных услуг, невыплата предпринимателями заработной платы сотрудникам и защита заявителей о факте коррупции, а также уголовное преследование.

Так, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Чувашии Александр Рыбаков заострил внимание на вопросе электронных цифровых подписей. По его словам, предпринимателям нужно этих кодов много и каждый год их надо продлять, а стоит каждый ключ по несколько тысяч рублей. Омбудсмен тоже придерживается мнения, что программу поддержки малого и среднего бизнеса надо продлять, но с конкретными предложениями.

Эксперты из Высшей школы экономики и юрист из Германии Арам Хагагордян предложили обучать чиновников ведению торгов. При этом Хагагордян говорил о необходимости развития институтов гражданского общества, ибо там, где они сильны, строительство той же дороги обходится гораздо дешевле.

А вот руководитель Агентства по государственным закупкам Татарстана Яков Геллер предложил вообще отменить федеральный закон о закупках №44 либо изменить несколько его статей. По его словам, если государство хочет помогать бизнесу, у него есть две корзинки возможностей. Первая — преференции, а вторая — доступ к закупкам и продажам регулируемых организаций.

Яков Геллер: Федеральный закон «О закупках» надо отменить

— Даже если вы не хотите, вам все равно придется брать в одной из двух. Карфаген должен быть разрушен! 44-й закон должен быть отменен. Все 48 поправок в него были бесполезны. У него родовая травма. К тому же 44-й закон императивный, его нельзя менять на местном уровне, — заявил Геллер. 

Если же не говорить о его полной отмене, то надо заменить несколько понятий. Вместо «каталога продукции» должен быть «каталог потребностей». А вместо «централизации компетенций» — «централизация объемов». Сегодня пилотный проект с такими изменениями уже реализуется на биржевой площадке АГЗРТ, правда, пока в закупках пищевой продукции.

— Для каждой бюджетной группы мы выделили каталог потребностей. Мы сформировали каталог того, что можно покупать. Естественно, в детский сад нельзя покупать коньяк.  Качество продукции подтверждается одним из трех сертификатов, сама она защищена 14-значным кодом, у нас получилось 42 предложения на один лот, — рассказал Геллер.

Длительность всей процедуры торга — 48 часов. Затем составляется протокол, равный по силе договору, потом накладная на поставку товара, далее — акт об отсутствии претензий и возвращается залог.

— Мы снизили ответственность до уровня завхоза. Только он отвечает за выбор качественной продукции, — объяснил глава Агентства по госзакупкам РТ.

И за год на рынок пришло около 750 новых представителей малого бизнеса. Были разрушены устойчивые пары, когда чиновники раздавали заказы своим родственникам. Только за четыре месяца 2018 года цены на продукцию упали на 22%.

Яков Геллер: Федеральный закон «О закупках» надо отменить

Выступление Геллера вызвало в зале бурные аплодисменты, идеологию его площадки захотели взять на вооружение и в других регионах России. Правда, не везде к этому готовы. Омбудсмен из Ярославской области, к примеру, говорит, что в регионе тяжело воспринимают опыт других субъектов. На что Яков Геллер ответил так:

— Если вы убедите своего губернатора в том, что это нужно, то мы в течение нескольких дней добавим Ярославскую область на нашу площадку, а через неделю там появится наш специалист, который за месяц обучит, как с ней работать. И это абсолютно бесплатно. Более того, я сам готов ему платить зарплату.

А курский омбудсмен не поверил в объективность результатов торгов на электронных площадках Татарстана. По его словам, предпочтение все равно отдается местным предпринимателям. Чуть позже его переубедили, что это не так.

Геллеровская система успешно сейчас реализуется в Набережных Челнах. Как рассказала заместитель руководителя исполкома автограда Наталия Кропотова, на госзакупках теперь удается экономить десятки миллионов рублей.

— Для того, чтобы эта система заработала, нужна заинтересованность первых лиц, — резюмировала она.

Кроме того что биржевые площадки способствуют объективности торгов, они еще и открывают новые инвестиционные ниши. А это уже способствует развитию всей экономики в целом, резюмировали эксперты. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *