Site icon KazanFirst

На генплан Казани потратят больше полутора триллионов рублей

По жилой зоне поселков проложат дорогу
По жилой зоне поселков проложат дорогу, в «Салават Купере» запустят скоростной
трамвай, а через Волгу построят еще два моста.

Действующий генплан столицы Татарстана Казгордума утвердила в 2007 году. Тогда местные власти рассчитывали не менять его до 2020-го. Но резкий демографический всплеск и, как следствие, нехватка объектов городской инфраструктуры скорректировали планы. Решение разработать обновленную версию генплана, рассчитанную до 2035 года, было принято в 2014-м. Акценты в новом документе сделаны на благоустройство территорий столицы, воссоздание и сохранение исторического своеобразия города, развитие общественных, культурных и представительских функций центра, модернизацию производственных зон и вынос вредных предприятий из города, а также обустройство общественных пространств.

Новый проект презентовал журналистам руководитель группы разработчиков генплана Казани, первый замдиректора Института генплана Москвы Олег Григорьев. По его словам, необходимость такой разработки возникла не случайно. 

— Существует очень много республиканских и ведомственных документов, которые не укладываются в действующее законодательство, — отметил Григорьев. — Разработана Стратегия -2030. Но один из основных поводов для разработки нового генплана — это то, что многие показатели сегодняшнего города уже далеко ушли за рамки существующего генплана. 

Так, например, показатель численности населения 1 180 000 человек город планировал достичь в 2020 году, а он был достигнут уже в 2013-м. А к 2035 году, по расчетам авторов проекта, в Казани будет уже 1 520 000 жителей. 

При планировании развития инфраструктуры разработчики изучили данные всех сотовых операторов, чтобы понять, где живет основная часть горожан и где она работает.

— Сейчас наблюдается дисбаланс между схемой расселения и размещением мест приложения труда, которые концентрируются в основном в центральной, исторически освоенной части города, — констатировал Григорьев.

Обновленная версия генплана предполагает выравнивание этого дисбаланса, а также создание более развитой социальной инфраструктуры, в которую добавят 350 детсадов, 150 школ и 66 поликлиник.  

Что же касается изменений в транспортной схеме, то планируется провести скоростной трамвай в «Салават Купере», «закольцевать» город современной автомобильной трассой, реализовать круговую систему движения электропоездов в границах Казани, а в перспективную часть генплана заложены еще две ветки метро: «Юго-Восток — Север», «Восток — Центр».

— Мы не можем точно сказать, когда они будут строиться и в каких объемах, так как это зависит от республиканского и федерального бюджетов, — уточнил представитель разработчика. — Тем не менее они все в план заложены.

Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева добавила, что город не отказывается от дальнейшего развития сети метро, но сейчас строительство новых веток нерентабельно.

Кроме того, в перспективной части генплана предусмотрено возведение еще двух мостов через Волгу к 2050 году, которые свяжут Аракчино и Приволжский район с Верхним Услоном. 

— Они снимут транспортную нагрузку с уже действующих, которую в основном генерирует Иннополис, — добавил Олег Григорьев.

На участке между Казанской Ривьерой и Центром семьи «Казан», который сейчас засыпан песком, планируется построить новое общественное пространство — парк и благоустроенную набережную. Генплан Казани предусматривает также увеличение и развитие природно-рекреационной зоны на 12% и организацию новых туристических и экскурсионных маршрутов, включенных в транспортную инфраструктуру, а также привязанных к водным объектам. Один из вариантов такой схемы — водный маршрут: Центр семьи «Казань» — Казанская Ривьера — стадион «Казань Арена» — Кремлевская набережная — Кировская дамба. 

Первая очередь реализации обновленного генплана Казани, на которую планируется потратить 762 млрд рублей, рассчитана до 2025 года, вторая — до 2035-го. Кроме того, существует и так называемая перспективная часть генплана, в которую заложено развитие Казани до 2055 года. Реализация двух основных очередей обойдется в 1 597 трлн рублей: 772 млрд — профинансируют республиканский и федеральный бюджеты и 874 млрд — инвесторы и другие внебюджетные источники.  

Отвечая на вопросы журналистов о судьбе городских поселков Новая Сосновка, Карьер и Большие Клыки, «перечеркнутых» на схеме генплана новой магистралью, которая должна разгрузить Южную трассу, Олег Григорьев заявил, что проект предусматривает минимальные изменения в жилой зоне.

— Часть дорог, которые есть в действующем генплане и которые вызывают сейчас много вопросов, мы в ряде встреч с жителями, в ряде встреч с КАПО вывели в зону аварийной посадки, хотя первоначально нам запрещали это делать, — сообщил журналистам Григорьев. — Все, что возможно сделать для того, чтобы уйти от сноса, делается. Новую Сосновку мы обходим полностью. В зоне будущего дорожного строительства остаются только Большие Клыки и Карьер. 

При этом он уточнил, что Новая Сосновка попадает в перспективные зоны аварийной посадки, принадлежащие КАПО, границы которых сейчас согласовываются с Росавиацией. 

— Первая зона аварийной посадки уже утверждена на федеральном уровне, она закоординирована и поставлена на кадастр, — подчеркнул Олег Григорьев. — Это совершенно железные границы, которые технологически необходимы для эксплуатации экспериментальной взлетно-посадочной полосы авиационного завода. Остальные семь перспективных зон, которые тоже принадлежат КАПО, не имеют запрета по застройке, но имеют определенный режим по этажности, назначению объектов и прочим параметрам. До конца года завод должен разработать эти зоны, хотя в генплан они уже тоже включены. Но лишь с теми ограничениями, которые сегодня существуют.  

Так что вопрос сноса попадающих в эту зону домов в Новой Сосновке остается открытым. Однако Татьяна Прокофьева еще раз напомнила, что генплан, где обозначается прохождение дорог, не означает снос жилой застройки. 

— Эти «коридоры» предусмотрены на перспективу, — напомнила она. — И когда, в соответствии с планом развития дорожной сети, муниципалитет принимает решение о строительстве, тогда уже предпринимаются все меры для того, чтобы разработать очень детальный план и проект этой дороги. И только затем принимаются решения об изъятии недвижимости и финансировании компенсации.  

Она подчеркнула, что дорога через казанские поселки давно включена в генплан, просто люди зарегистрировали свои участки и дома, пользуясь так называемой дачной амнистией, которая не требует разрешения управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани. Но если бы собственники сверили свои участки с генпланом, то сейчас бы такой ситуации не возникло.  

— Ведь до смешного доходит, — посетовала Татьяна Прокофьева. — Недавно пришла к нам женщина и просила не показывать ее участок в этой зоне, потому что завтра она его продает. Получается, человек знает, что строить нельзя, но все-таки кому-то его продает под застройку! То есть такие ситуации были и они, наверное, еще будут. Главный архитектор Казани призвала жителей города к тому, что прежде чем приобретать недвижимость, нужно обязательно сделать запрос в управление архитектуры и градостроительства, чтобы свериться с генпланом.

Рассказала Татьяна Прокофьева и о судьбе территории порохового завода, который планируется перенести в Удмуртскую Республику. 

— Мы совместно с разработчиками «прощупывали» эти территории и все-таки определили, что мы их должны рассматривать как некий резерв, — сообщила она. — Но мы увидели, что жилая застройка там невозможна. И не только из-за того, что там есть определенные требования к рекультивации земель, но и потому, что этот участок не впишется в существующую и даже планируемую дорожную сеть.

По словам главного архитектора города, после переезда Казанского порохового завода на его территории возможно размещение каких-то структурных объектов, наподобие технопарков и IT-парков, либо производственных площадей, но не первого класса опасности, а не вредного — третьего и четвертого.

Exit mobile version