На генплан Казани потратят больше полутора триллионов рублей

По жилой зоне поселков проложат дорогу
По жилой зоне поселков проложат дорогу, в «Салават Купере» запустят скоростной
трамвай, а через Волгу построят еще два моста.

Действующий генплан столицы Татарстана Казгордума утвердила в 2007 году. Тогда местные власти рассчитывали не менять его до 2020-го. Но резкий демографический всплеск и, как следствие, нехватка объектов городской инфраструктуры скорректировали планы. Решение разработать обновленную версию генплана, рассчитанную до 2035 года, было принято в 2014-м. Акценты в новом документе сделаны на благоустройство территорий столицы, воссоздание и сохранение исторического своеобразия города, развитие общественных, культурных и представительских функций центра, модернизацию производственных зон и вынос вредных предприятий из города, а также обустройство общественных пространств.

Новый проект презентовал журналистам руководитель группы разработчиков генплана Казани, первый замдиректора Института генплана Москвы Олег Григорьев. По его словам, необходимость такой разработки возникла не случайно. 

На генплан Казани потратят больше полутора триллионов рублей

— Существует очень много республиканских и ведомственных документов, которые не укладываются в действующее законодательство, — отметил Григорьев. — Разработана Стратегия -2030. Но один из основных поводов для разработки нового генплана — это то, что многие показатели сегодняшнего города уже далеко ушли за рамки существующего генплана. 

Так, например, показатель численности населения 1 180 000 человек город планировал достичь в 2020 году, а он был достигнут уже в 2013-м. А к 2035 году, по расчетам авторов проекта, в Казани будет уже 1 520 000 жителей. 

На генплан Казани потратят больше полутора триллионов рублей

При планировании развития инфраструктуры разработчики изучили данные всех сотовых операторов, чтобы понять, где живет основная часть горожан и где она работает.

— Сейчас наблюдается дисбаланс между схемой расселения и размещением мест приложения труда, которые концентрируются в основном в центральной, исторически освоенной части города, — констатировал Григорьев.

Обновленная версия генплана предполагает выравнивание этого дисбаланса, а также создание более развитой социальной инфраструктуры, в которую добавят 350 детсадов, 150 школ и 66 поликлиник.  

На генплан Казани потратят больше полутора триллионов рублей
На генплан Казани потратят больше полутора триллионов рублей

Что же касается изменений в транспортной схеме, то планируется провести скоростной трамвай в «Салават Купере», «закольцевать» город современной автомобильной трассой, реализовать круговую систему движения электропоездов в границах Казани, а в перспективную часть генплана заложены еще две ветки метро: «Юго-Восток — Север», «Восток — Центр».

— Мы не можем точно сказать, когда они будут строиться и в каких объемах, так как это зависит от республиканского и федерального бюджетов, — уточнил представитель разработчика. — Тем не менее они все в план заложены.

Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева добавила, что город не отказывается от дальнейшего развития сети метро, но сейчас строительство новых веток нерентабельно.

На генплан Казани потратят больше полутора триллионов рублей

Кроме того, в перспективной части генплана предусмотрено возведение еще двух мостов через Волгу к 2050 году, которые свяжут Аракчино и Приволжский район с Верхним Услоном. 

— Они снимут транспортную нагрузку с уже действующих, которую в основном генерирует Иннополис, — добавил Олег Григорьев.

На участке между Казанской Ривьерой и Центром семьи «Казан», который сейчас засыпан песком, планируется построить новое общественное пространство — парк и благоустроенную набережную. Генплан Казани предусматривает также увеличение и развитие природно-рекреационной зоны на 12% и организацию новых туристических и экскурсионных маршрутов, включенных в транспортную инфраструктуру, а также привязанных к водным объектам. Один из вариантов такой схемы — водный маршрут: Центр семьи «Казань» — Казанская Ривьера — стадион «Казань Арена» — Кремлевская набережная — Кировская дамба. 

Первая очередь реализации обновленного генплана Казани, на которую планируется потратить 762 млрд рублей, рассчитана до 2025 года, вторая — до 2035-го. Кроме того, существует и так называемая перспективная часть генплана, в которую заложено развитие Казани до 2055 года. Реализация двух основных очередей обойдется в 1 597 трлн рублей: 772 млрд — профинансируют республиканский и федеральный бюджеты и 874 млрд — инвесторы и другие внебюджетные источники.  

На генплан Казани потратят больше полутора триллионов рублей

Отвечая на вопросы журналистов о судьбе городских поселков Новая Сосновка, Карьер и Большие Клыки, «перечеркнутых» на схеме генплана новой магистралью, которая должна разгрузить Южную трассу, Олег Григорьев заявил, что проект предусматривает минимальные изменения в жилой зоне.

— Часть дорог, которые есть в действующем генплане и которые вызывают сейчас много вопросов, мы в ряде встреч с жителями, в ряде встреч с КАПО вывели в зону аварийной посадки, хотя первоначально нам запрещали это делать, — сообщил журналистам Григорьев. — Все, что возможно сделать для того, чтобы уйти от сноса, делается. Новую Сосновку мы обходим полностью. В зоне будущего дорожного строительства остаются только Большие Клыки и Карьер. 

При этом он уточнил, что Новая Сосновка попадает в перспективные зоны аварийной посадки, принадлежащие КАПО, границы которых сейчас согласовываются с Росавиацией. 

— Первая зона аварийной посадки уже утверждена на федеральном уровне, она закоординирована и поставлена на кадастр, — подчеркнул Олег Григорьев. — Это совершенно железные границы, которые технологически необходимы для эксплуатации экспериментальной взлетно-посадочной полосы авиационного завода. Остальные семь перспективных зон, которые тоже принадлежат КАПО, не имеют запрета по застройке, но имеют определенный режим по этажности, назначению объектов и прочим параметрам. До конца года завод должен разработать эти зоны, хотя в генплан они уже тоже включены. Но лишь с теми ограничениями, которые сегодня существуют.  

Так что вопрос сноса попадающих в эту зону домов в Новой Сосновке остается открытым. Однако Татьяна Прокофьева еще раз напомнила, что генплан, где обозначается прохождение дорог, не означает снос жилой застройки. 

— Эти «коридоры» предусмотрены на перспективу, — напомнила она. — И когда, в соответствии с планом развития дорожной сети, муниципалитет принимает решение о строительстве, тогда уже предпринимаются все меры для того, чтобы разработать очень детальный план и проект этой дороги. И только затем принимаются решения об изъятии недвижимости и финансировании компенсации.  

На генплан Казани потратят больше полутора триллионов рублей

Она подчеркнула, что дорога через казанские поселки давно включена в генплан, просто люди зарегистрировали свои участки и дома, пользуясь так называемой дачной амнистией, которая не требует разрешения управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани. Но если бы собственники сверили свои участки с генпланом, то сейчас бы такой ситуации не возникло.  

— Ведь до смешного доходит, — посетовала Татьяна Прокофьева. — Недавно пришла к нам женщина и просила не показывать ее участок в этой зоне, потому что завтра она его продает. Получается, человек знает, что строить нельзя, но все-таки кому-то его продает под застройку! То есть такие ситуации были и они, наверное, еще будут. Главный архитектор Казани призвала жителей города к тому, что прежде чем приобретать недвижимость, нужно обязательно сделать запрос в управление архитектуры и градостроительства, чтобы свериться с генпланом.

Рассказала Татьяна Прокофьева и о судьбе территории порохового завода, который планируется перенести в Удмуртскую Республику. 

— Мы совместно с разработчиками «прощупывали» эти территории и все-таки определили, что мы их должны рассматривать как некий резерв, — сообщила она. — Но мы увидели, что жилая застройка там невозможна. И не только из-за того, что там есть определенные требования к рекультивации земель, но и потому, что этот участок не впишется в существующую и даже планируемую дорожную сеть.

По словам главного архитектора города, после переезда Казанского порохового завода на его территории возможно размещение каких-то структурных объектов, наподобие технопарков и IT-парков, либо производственных площадей, но не первого класса опасности, а не вредного — третьего и четвертого.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: