Site icon KazanFirst

Новый ректор педуниверситета Челнов выгнала театр «Ключ» на улицу

Любительское искусство оказалось не нужно ученым.
Любительское искусство оказалось не нужно ученым.

В Челнах разыгрывается какой-то трагикомический спектакль вокруг популярного любительского театра «Ключ». На публичной сцене города этот спектакль начался в начале 2018 года.

— Наши спектакли никогда не проходили при полупустом зале, но в последние полгода мы заметили, что посещаемость стабильно растет, зрителям уже не хватает мест, — рассказывала режиссер театра Софья Федекина KazanFirst в марте. 

Стабильный рост посещаемости вынудил коллектив театра обратиться к руководству города с просьбой взамен небольшого зала в общежитии педагогического университета выделить «Ключу» новое, более просторное помещение, желательно отдельное здание. Творцы просили также оказать помощь в оплате коммунальных услуг в новом здании. 

Одновременно Федекина задумалась о коммерциализации деятельности самодеятельного театра, стала искать способы преобразования его в чье-то частное предприятие. Знатоки театрального искусства в городе давно говорят Федекиной, что если «Ключ» не научится зарабатывать, то будущего у него нет.

Власти не спешили с помощью любительской труппе, но и отвергать просьбу не стали. Начались переговоры в высоких кабинетах. Но по законам жанра в мирное течение жизни вмешался злой рок. В мае Федекина и самодеятельные актеры вдруг узнали, что им нужно срочно думать не о том, как развивать театр, а о том, как спасти ему жизнь. В педуниверситете сменился ректор. «Новая метла» стала по новому мести -коллективу объявили, что в помещении университетского общежития им не место. Якобы из уст кого-то из руководителей НГПУ прозвучала даже фраза: «Мне богадельня не нужна!». Дамоклов меч злого рока над театром висел недолго. Через несколько дней труппе нашли помещение в молодежном центре «Нур». «Ключ» может выдохнуть и осваиваться на новом месте. 

Но вот городу Набережные Челны — чиновникам от культуры, педагогам и руководителям системы образования, общественности, да и простым обывателям стоит хотя бы попытаться осмыслить и понять, что на самом деле произошло, о чем говорит нам всем история с театром. Не претендуя на истину в последней инстанции, мы попробуем в этом разобраться.

Федекина — режиссер с цветастой судьбой

В общем-то Софья Федекина — это и есть театр «Ключ». Потому что она его мама, она его родила и выпестовала, она его режиссер. А режиссер — это тот, кто выбирает пьесы для постановки, создает из пьес спектакли, помогает каждому актеру с образом. Словом, режиссер — это суть театра.

И как режиссер, и как человек Софья Федекина очень любопытная личность. Например, такой факт. Профессию режиссера она никогда не осваивала в профессиональных вузах. За ее плечами нет ни «Щуки», ни школы-студии МХАТ, ни какого-то другого театрального института. В своей жизни Федекина выучилась на цветовода-декоратора, а потом окончила Елабужский пединститут. О своем решении поступить именно в пединститут и именно в Елабуге Софья Юрьевна рассказывает так:

— Приехала в Набережные Челны и поступила очень смешно. Не собиралась быть педагогом, но там (в Елабуге в пединституте. — Ред.) был очень хороший литературный фонд. Библиотека. Читала-читала-читала четыре года подряд. В конце четвертого года (перед окончанием института) я поняла, что надо, оказывается, в школе работать.

Федекина училась только там, где была возможность посещать театры и участвовать в театральной самодеятельности. В самодеятельных театрах она играла с детства. И все время училась этому искусству. Окончила несколько театральных курсов, получила образование на режиссерских курсах Союза театральных деятелей России. Везде, где Федекина устраивалась на работу, дело у нее заканчивалось театром. Пришла педагогом в частную школу Александра Либермана в Челнах и организовала самодеятельный театр. Устроилась цветоводом-декоратором в детский центр «Огниво» и организовала детский самодеятельный театр, который и назвала «Ключ». Когда он вырос и больше не мог оставаться в «Огниве», его приютила (предоставила помещение в общежитии и взяла Федекину на ставку режиссера. — Ред.) бывшая тогда ректором НГПУ Файруза Мустафина. Сейчас Федекина — член Союза театральных деятелей России и лауреат премии «Признание» от того же Союза.

— Актеры мои тоже участвуют в профессиональных фестивалях. Получали первые места, — говорит Федекина. 

Про режиссера и актеров «Ключа» можно сказать, что это профессионалы без дипломов и окладов. На сцене по вечерам достойно играют роли продавцы, журналисты, рабочие.

«Нас привлекает честность»

О том, почему он захотел играть в театре, продавец автомагнитол Сергей Светлаков (полный тезка знаменитого актера. — Ред.) рассказывает так:

— До «Ключа» я чувствовал себя одиноким человеком. С самого детства работал в торговле. Деньги — товар, товар — деньги. Родители были продавцами. Вся жизнь за прилавком. Здесь я был шокирован тем, что помимо «товар — деньги» есть человеческое общение. Здесь другая атмосфера совершенно. Искренняя.

Журналистка Эльмира Ахметова говорит несколько возвышенными словами:

— Театр — это моя душа, моя любовь. С детства. Училась в 26-й гимназии. У меня было хорошее окружение. «Ключ» знаю с 2007 года. Этот театр с первой постановки покорил мое сердце. Это была «Гроза» по Островскому. Мне тогда было лет 14. В театре каждый день. Отдыхаем тоже здесь. Все наши вечера, все наши дни рождения проходят здесь. В жизни люди друг другу лукавят. А здесь честность. И между нами, и с людьми. Отсюда я беру эту честность и переношу ее в жизнь.

У режиссера Федекиной при выборе пьес и в работе над спектаклем есть кредо, которое она называет «состоянием считки» у зрителя. 

По мнению руководителя, театр — это форма общения, а спектакль — честный разговор напрямую со зрителем. То есть актеры играют роли, изображают действие, своим языком говорят зрителю о том, о чем хочет им сказать автор пьесы, режиссер и сами актеры. А зритель считывает сказанное своим восприятием (умом, чувствами) настолько, насколько он способен это сделать. Поэтому играть надо честно, с полной отдачей и не кривя душой. И пьесы Федекина подбирает такие, где авторы пишут честно, стараясь довести читателя до сути. Спектакли ставятся по документальным исповедям о советском времени лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич, по рассказам О`Генри, произведениям Платонова, Ремарка, Пушкина. Видимо, все это и привлекает людей в «Ключ».

О чем не подумала «новая метла» в НГПУ 

Все, что было сказано выше, говорит о том, чем интересен и полезен театр «Ключ». Но в жизни Набережных Челнов сейчас происходят такие перемены, от которых зависит, какой будет жизнь города в ближайшем будущем и далее. Вернее, это зависит от того, как именно сейчас, в момент нынешних перемен, сориентируются все, от кого зависит организация досуга граждан, те, кто наполняет этот досуг тем или иным содержанием. 

Перемены эти показывают конкретные цифры — статистика УМВД по городу. Статистика, к счастью, говорит, что в городе, в свое время претендующем на звание едва ли не одной из столиц бандитизма в России, даже не снижается, а стремительно падает преступность. На десятки процентов сократилось количество убийств и изнасилований. Но есть показатели, по которым видно, что челнинцы в целом задумались о том, как они живут. 

— В 2017 году за январь-февраль было зафиксировано 210 преступлений в пьяном виде, в 2018-м за это же время — 192. Снижение на 8,6 процента. Количество задержаний за распитие спиртных напитков на улицах — 393 за январь-февраль 2017-го и всего 59 в 2018-м — тоже за январь-февраль, — сообщил руководитель пресс-службы УМВД Артур Муллин в марте. В мае он сообщил, что снижение количества преступлений в пьяном виде в нынешнем году по сравнению с прошлым составляет уже не 8,6, а 10 процентов. Напомним, по словам Федекиной, посещаемость спектаклей стала заметно расти во второй половине 2017 года.

Челнинцы трезвеют. Во всех смыслах слова. Это значит, что горожане отказываются и от привычного времяпрепровождения на досуге. Раньше отдых — это база отдыха или посиделки у подъезда. Сейчас отдых — это трезвость и… для многих пока неизвестность. Заняться нечем, поэтому время посвящается телевизору или интернету. Но то и другое рано или поздно надоедает. И вот тут появляются люди, которые вспоминают, что существуют театры. И там интересно. Поэтому многое сейчас зависит от того, как все, кто занимается и отвечает за организацию досуга граждан, будут относиться к театрам и ко всему, что несет подлинную культуру в массы.

А как ни крути, с театром «Ключ» произошло вот что. Бывший ректор НГПУ, бывший вице-мэр Файруза Мустафина по образованию, по призванию и по работе — педагог и организатор. Поэтому она в свое время создала для никому не известного самодеятельного театра все условия, в частности, предоставив ему помещение в общежитии. 

Сменившая Мустафину нынешний ректор НГПУ Альфинур Галиакберова — тоже очень опытный организатор и специалист, но она не педагог, а финансист. Бывший вице-мэр по экономике, бывший руководитель казначейства. Галиакберова всю жизнь считает деньги. Видимо, Альфинур Азатовна занялась в университете оптимизацией расходов и «Ключ» попал в непрофильные и ненужные вузу коллективы и «кадры». Но нельзя допускать, чтобы учет и контроль в Челнах одолели растущую тягу людей к культуре. Иначе опять получим столицу бандитизма.

Exit mobile version