Новый ректор педуниверситета Челнов выгнала театр «Ключ» на улицу

Любительское искусство оказалось не нужно ученым.
Любительское искусство оказалось не нужно ученым.

В Челнах разыгрывается какой-то трагикомический спектакль вокруг популярного любительского театра «Ключ». На публичной сцене города этот спектакль начался в начале 2018 года.

— Наши спектакли никогда не проходили при полупустом зале, но в последние полгода мы заметили, что посещаемость стабильно растет, зрителям уже не хватает мест, — рассказывала режиссер театра Софья Федекина KazanFirst в марте. 

Стабильный рост посещаемости вынудил коллектив театра обратиться к руководству города с просьбой взамен небольшого зала в общежитии педагогического университета выделить «Ключу» новое, более просторное помещение, желательно отдельное здание. Творцы просили также оказать помощь в оплате коммунальных услуг в новом здании. 

Новый ректор педуниверситета Челнов выгнала театр «Ключ» на улицу

Одновременно Федекина задумалась о коммерциализации деятельности самодеятельного театра, стала искать способы преобразования его в чье-то частное предприятие. Знатоки театрального искусства в городе давно говорят Федекиной, что если «Ключ» не научится зарабатывать, то будущего у него нет.

Власти не спешили с помощью любительской труппе, но и отвергать просьбу не стали. Начались переговоры в высоких кабинетах. Но по законам жанра в мирное течение жизни вмешался злой рок. В мае Федекина и самодеятельные актеры вдруг узнали, что им нужно срочно думать не о том, как развивать театр, а о том, как спасти ему жизнь. В педуниверситете сменился ректор. «Новая метла» стала по новому мести -коллективу объявили, что в помещении университетского общежития им не место. Якобы из уст кого-то из руководителей НГПУ прозвучала даже фраза: «Мне богадельня не нужна!». Дамоклов меч злого рока над театром висел недолго. Через несколько дней труппе нашли помещение в молодежном центре «Нур». «Ключ» может выдохнуть и осваиваться на новом месте. 

Новый ректор педуниверситета Челнов выгнала театр «Ключ» на улицу

Но вот городу Набережные Челны — чиновникам от культуры, педагогам и руководителям системы образования, общественности, да и простым обывателям стоит хотя бы попытаться осмыслить и понять, что на самом деле произошло, о чем говорит нам всем история с театром. Не претендуя на истину в последней инстанции, мы попробуем в этом разобраться.

Федекина — режиссер с цветастой судьбой

В общем-то Софья Федекина — это и есть театр «Ключ». Потому что она его мама, она его родила и выпестовала, она его режиссер. А режиссер — это тот, кто выбирает пьесы для постановки, создает из пьес спектакли, помогает каждому актеру с образом. Словом, режиссер — это суть театра.

И как режиссер, и как человек Софья Федекина очень любопытная личность. Например, такой факт. Профессию режиссера она никогда не осваивала в профессиональных вузах. За ее плечами нет ни «Щуки», ни школы-студии МХАТ, ни какого-то другого театрального института. В своей жизни Федекина выучилась на цветовода-декоратора, а потом окончила Елабужский пединститут. О своем решении поступить именно в пединститут и именно в Елабуге Софья Юрьевна рассказывает так:

— Приехала в Набережные Челны и поступила очень смешно. Не собиралась быть педагогом, но там (в Елабуге в пединституте. — Ред.) был очень хороший литературный фонд. Библиотека. Читала-читала-читала четыре года подряд. В конце четвертого года (перед окончанием института) я поняла, что надо, оказывается, в школе работать.

Новый ректор педуниверситета Челнов выгнала театр «Ключ» на улицу

Федекина училась только там, где была возможность посещать театры и участвовать в театральной самодеятельности. В самодеятельных театрах она играла с детства. И все время училась этому искусству. Окончила несколько театральных курсов, получила образование на режиссерских курсах Союза театральных деятелей России. Везде, где Федекина устраивалась на работу, дело у нее заканчивалось театром. Пришла педагогом в частную школу Александра Либермана в Челнах и организовала самодеятельный театр. Устроилась цветоводом-декоратором в детский центр «Огниво» и организовала детский самодеятельный театр, который и назвала «Ключ». Когда он вырос и больше не мог оставаться в «Огниве», его приютила (предоставила помещение в общежитии и взяла Федекину на ставку режиссера. — Ред.) бывшая тогда ректором НГПУ Файруза Мустафина. Сейчас Федекина — член Союза театральных деятелей России и лауреат премии «Признание» от того же Союза.

— Актеры мои тоже участвуют в профессиональных фестивалях. Получали первые места, — говорит Федекина. 

Про режиссера и актеров «Ключа» можно сказать, что это профессионалы без дипломов и окладов. На сцене по вечерам достойно играют роли продавцы, журналисты, рабочие.

«Нас привлекает честность»

О том, почему он захотел играть в театре, продавец автомагнитол Сергей Светлаков (полный тезка знаменитого актера. — Ред.) рассказывает так:

— До «Ключа» я чувствовал себя одиноким человеком. С самого детства работал в торговле. Деньги — товар, товар — деньги. Родители были продавцами. Вся жизнь за прилавком. Здесь я был шокирован тем, что помимо «товар — деньги» есть человеческое общение. Здесь другая атмосфера совершенно. Искренняя.

Журналистка Эльмира Ахметова говорит несколько возвышенными словами:

— Театр — это моя душа, моя любовь. С детства. Училась в 26-й гимназии. У меня было хорошее окружение. «Ключ» знаю с 2007 года. Этот театр с первой постановки покорил мое сердце. Это была «Гроза» по Островскому. Мне тогда было лет 14. В театре каждый день. Отдыхаем тоже здесь. Все наши вечера, все наши дни рождения проходят здесь. В жизни люди друг другу лукавят. А здесь честность. И между нами, и с людьми. Отсюда я беру эту честность и переношу ее в жизнь.

У режиссера Федекиной при выборе пьес и в работе над спектаклем есть кредо, которое она называет «состоянием считки» у зрителя. 

Новый ректор педуниверситета Челнов выгнала театр «Ключ» на улицу

По мнению руководителя, театр — это форма общения, а спектакль — честный разговор напрямую со зрителем. То есть актеры играют роли, изображают действие, своим языком говорят зрителю о том, о чем хочет им сказать автор пьесы, режиссер и сами актеры. А зритель считывает сказанное своим восприятием (умом, чувствами) настолько, насколько он способен это сделать. Поэтому играть надо честно, с полной отдачей и не кривя душой. И пьесы Федекина подбирает такие, где авторы пишут честно, стараясь довести читателя до сути. Спектакли ставятся по документальным исповедям о советском времени лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич, по рассказам О`Генри, произведениям Платонова, Ремарка, Пушкина. Видимо, все это и привлекает людей в «Ключ».

О чем не подумала «новая метла» в НГПУ 

Все, что было сказано выше, говорит о том, чем интересен и полезен театр «Ключ». Но в жизни Набережных Челнов сейчас происходят такие перемены, от которых зависит, какой будет жизнь города в ближайшем будущем и далее. Вернее, это зависит от того, как именно сейчас, в момент нынешних перемен, сориентируются все, от кого зависит организация досуга граждан, те, кто наполняет этот досуг тем или иным содержанием. 

Перемены эти показывают конкретные цифры — статистика УМВД по городу. Статистика, к счастью, говорит, что в городе, в свое время претендующем на звание едва ли не одной из столиц бандитизма в России, даже не снижается, а стремительно падает преступность. На десятки процентов сократилось количество убийств и изнасилований. Но есть показатели, по которым видно, что челнинцы в целом задумались о том, как они живут. 

— В 2017 году за январь-февраль было зафиксировано 210 преступлений в пьяном виде, в 2018-м за это же время — 192. Снижение на 8,6 процента. Количество задержаний за распитие спиртных напитков на улицах — 393 за январь-февраль 2017-го и всего 59 в 2018-м — тоже за январь-февраль, — сообщил руководитель пресс-службы УМВД Артур Муллин в марте. В мае он сообщил, что снижение количества преступлений в пьяном виде в нынешнем году по сравнению с прошлым составляет уже не 8,6, а 10 процентов. Напомним, по словам Федекиной, посещаемость спектаклей стала заметно расти во второй половине 2017 года.

Новый ректор педуниверситета Челнов выгнала театр «Ключ» на улицу

Челнинцы трезвеют. Во всех смыслах слова. Это значит, что горожане отказываются и от привычного времяпрепровождения на досуге. Раньше отдых — это база отдыха или посиделки у подъезда. Сейчас отдых — это трезвость и… для многих пока неизвестность. Заняться нечем, поэтому время посвящается телевизору или интернету. Но то и другое рано или поздно надоедает. И вот тут появляются люди, которые вспоминают, что существуют театры. И там интересно. Поэтому многое сейчас зависит от того, как все, кто занимается и отвечает за организацию досуга граждан, будут относиться к театрам и ко всему, что несет подлинную культуру в массы.

А как ни крути, с театром «Ключ» произошло вот что. Бывший ректор НГПУ, бывший вице-мэр Файруза Мустафина по образованию, по призванию и по работе — педагог и организатор. Поэтому она в свое время создала для никому не известного самодеятельного театра все условия, в частности, предоставив ему помещение в общежитии. 

Новый ректор педуниверситета Челнов выгнала театр «Ключ» на улицу

Сменившая Мустафину нынешний ректор НГПУ Альфинур Галиакберова — тоже очень опытный организатор и специалист, но она не педагог, а финансист. Бывший вице-мэр по экономике, бывший руководитель казначейства. Галиакберова всю жизнь считает деньги. Видимо, Альфинур Азатовна занялась в университете оптимизацией расходов и «Ключ» попал в непрофильные и ненужные вузу коллективы и «кадры». Но нельзя допускать, чтобы учет и контроль в Челнах одолели растущую тягу людей к культуре. Иначе опять получим столицу бандитизма.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *