«К сожалению, ничего не сделаешь с тем, что мы не Москва и не Нью-Йорк»

Как жителей казанского микрорайона Абсалямова уговаривали принять концепцию обустройства бульвара.
Как жителей казанского микрорайона Абсалямова уговаривали принять концепцию
обустройства бульвара.

Прошла очередная встреча жильцов с архитекторами, на которой обсуждали благоустройство бульвара Абсалямова. Начался этот диалог еще 14 марта. Тогда казанцы думали, как вообще выстраивать концепцию территории, потому как она большая, сложная, с обилием проблемных зон. Сейчас территория — это, по сути, автомобильная парковка, которая к тому же используется неэффективно — ее заполняемость в лучшем случае составляет 30 процентов ночью. 

На основании тех предложений, которые внесли жители, проектная группа архитекторов создала полноценную концепцию бульвара с функциональным зонированием и использованием ландшафтных решений. Правда, сами горожане сконцентрировались не на возможности благоустроить заброшенную ныне территорию, а исключительно на проблемных объектах застройки вдоль улицы, на проездах во дворы и критике местной власти. 

Бульвар с системой садов, фонтаном и кофейней

Традиционно модератором встречи стала Надежда Снигирева — член проектной группы. Она отметила, что бульвар планируется обустроить к августу 2018 года. Это будет первая очередь благоустройства. Он станет логическим дополнением сквера «Стамбул» и вместе с парком Победы и парком у Центра семьи «Казан» образует единый пешеходный маршрут.

«К сожалению, ничего не сделаешь с тем, что мы не Москва и не Нью-Йорк»

Почему только первая очередь? Потому что после внешнего благоустройства проектной группе вместе с различными экспертами предстоит еще заняться вопросами транспортных развязок, заездов и многими другими инфраструктурными направлениями.

— Мы хотим не просто сделать бульвар, а интегрировать в него разные общественные пространства, — начала представление проекта Снигирева.

Итак, входная группа расположится со стороны улицы Ямашева (парк Победы). Здесь, по задумке архитекторов, смогут быть как жители района, так и гости, потому что это транзитная, пешеходная зона. 

Вторая часть — это сквер «Белые цветы» (отсылка к книге «Белые цветы», написанной известным татарским писателем Абдурахманом Абсалямовым, — Ред.) с высокими деревьями. Кстати, высаживаться будут уже взрослые растения, чтобы не ждать 20 лет, когда же они вырастут и образуют «зеленый щит». Здесь же разместят фонтан, который так просили местные жители в прошлый раз. Зона предназначена для районных или внешних мероприятий.

«К сожалению, ничего не сделаешь с тем, что мы не Москва и не Нью-Йорк»

Далее (за магазином «Наутилиус») — зона тихого отдыха, где можно просто посидеть на лавочке или прогуляться. При желании не исключена установка шахматных столов.

Все это переходит в небольшую детскую площадку. Здесь смогут найти себе занятие не только малыши-дошколята, но и 12-летние ребята. Для них высадят высокие и крепкие деревья, на которые установят домики. Конечно, не обойдется без песочниц с навесами. А специально для маломобильных деток установят резиновое покрытие, чтобы им было проще перемещаться.

«К сожалению, ничего не сделаешь с тем, что мы не Москва и не Нью-Йорк»

— Следующая зона — тоже важная. Мы даже получили письмо на почту с подробным обоснованием на четыре страницы. Письмо о том, что нужна зона для пожилых людей, где они могут посидеть или позаниматься на тренажерах, которые обеспечивали бы полный комплекс упражнений. Мы прислушались к этой идее и решили интегрировать ее в тихую зону, — прокомментировала модератор.

Предусмотрено и наличие самой спорной территории, по которой возникает больше всего вопросов. Это площадка для выгула собак. Она нужна, потому что всегда возникает конфликт интересов. 

— Это не туалет для собак. Это просто зона с высоким забором, где можно отпустить собаку побегать без поводка, чтобы она никому не мешала. Как мы отвечаем на вопрос туалета домашних животных? Мы предлагаем установить догбоксы с пакетиками, чтобы хозяева сразу убирали за своими животными, — пояснила детальнее Снигирева.

«К сожалению, ничего не сделаешь с тем, что мы не Москва и не Нью-Йорк»

Кроме того, вдоль бульвара, мимо домов, сохраняется пеший транзит и организовывается велодорожка, которая соединит набережную, сквер «Стамбул» и парк Победы. Что важно -пешеходная и велосипедная тропинки не пересекаются. 

Общественный туалет как повод для гордости

На центральной площади, которая в рабочей версии зовется «Школьный парк» расположится открытое пространство для проведения праздников, зимой — для установления центральной елки и организации небольшого катка. Здесь же можно разместить амфитеатр с навесом и Wi-Fi — как открытый школьный класс. 

«К сожалению, ничего не сделаешь с тем, что мы не Москва и не Нью-Йорк»

Ну и, разумеется, на такой большой территории не обойтись без небольшого кафе, возможно, кофейни и туалета.

— Общественный туалет — это не какой-то там вагончик зелененький или синенький, как мы привыкли видеть. Это туалет с подведенными коммуникациями. И он приличный, с хорошим дизайном. Туда приятно зайти. Мы не хотим здесь городить что-то неприятное, плохо пахнущее, — отметили создатели концепции.

За главной площадью появится центральная детская площадка района. За ней даже закреплен отдельный архитектор Ксения Гузнова, которая занималась проектированием концепции.

— Основной принцип детской площадки — это обучение через игру. Создание таких игровых сценариев, с помощью которых дети, находясь в естественной среде, играя, смогли бы обучаться, узнавать новое без принуждения, — объяснила архитектор. 

«К сожалению, ничего не сделаешь с тем, что мы не Москва и не Нью-Йорк»

Итак, площадку задумано разделить на городские лаборатории, которые классифицируются не только по возрасту, но и по научным направлениям. Например, в зоне «слушательная» будут трубы и ксилофоны, где дети смогут изучать свойства звука, а в зоне «фантазерная» — зеркальный лабиринт. Здесь же будут и обычные горки, но построенные под стилистику научных лабораторий. О взрослых тоже позаботились и рядом с детской площадкой предусмотрели взрослые качели. 

«К сожалению, ничего не сделаешь с тем, что мы не Москва и не Нью-Йорк»

Завершается бульвар самым проблемным объектом, который не дает покоя местным жителям, — заброшенным недостроем. Было решено интегрировать его в новое общественное пространство и сделать из него спортивную зону для молодежи и подростков — «Руина»: установить воркаут-зону с оборудованием, антивандальные теннисные столы, приспособить стену недостроя для игры с мячом, организовать зону для мини-футбола. 

«Если мы сейчас зациклимся на недостроях, мы парк опять не получим»

Когда начался блок вопрос-ответ, стало ясно, что концепция бульвара не так интересна населению, как проблемы коммерческой застройки в их районе.

— Когда представляли концепцию, вы так мило обошли маленькое серое здание, которое сейчас строят прямо под окнами. Ни аншлагов, ничего нет. Что это будет? — прозвучал первый же вопрос.

— Я глава администрации района и не знаю, что там будет. К бизнесу мы сегодня никакого отношения не имеем. Нас отстранили. Мы бизнес видим, только когда уже он появляется в районе, — ответил глава Ново-Савиновского района Тимур Алибаев

Когда наконец выяснилось, что на этом месте строится торговое здание, из зала посыпались вздохи:

— О боже мой! Опять торговое здание!

— Тут кругом торговые здания!

«К сожалению, ничего не сделаешь с тем, что мы не Москва и не Нью-Йорк»

Постепенно атмосфера накалялась, а гул все нарастал.

— Давайте не будем концентрироваться на этом здании. Давайте поговорим о бульваре, — призвал Алибаев. Но, увы, вопрос за вопросом был посвящен тому или иному коммерческому объекту. 

— Если мы сейчас зациклимся на этих вещах, мы парк опять не получим. Мы этот парк могли получить три года назад. Когда пришла комиссия, они зашли на автостоянку, а бравые ребята сказали: «Нам здесь парк никакой не нужен, мы здесь машины свои ставим». Люди ушли и сказали, что в районе сквер не хотят. Если мы сейчас здесь не сделаем сквер, то на этой территории вновь появятся новые торговые точки, — попытался умерить пыл собравшихся глава администрации. Но тщетно.

Вторым по популярности стал вопрос парковок во дворах и проездов в них. Согласно новому проекту, большая часть проездов закрывается в целях безопасности. Но таким образом создается коллапс внутри дворов. Одну из жительниц района волновал вопрос подъезда в садик.

— Транспортная проблема очень непростая, потому что дома спроектированы из расчета одна машина на три квартиры. Сегодня в каждой квартире по одной машине как минимум. Мы пытаемся втиснуть их во двор. Согласитесь, что это нереально — какие бы мы проезды ни делали. Можно вообще все убрать и оставить парковку. Поэтому придется найти компромисс. Все-таки город для человека. Да и машина для человека. И если мы все будем делать только для машины, у нас никакой жизни не получится. Нигде не написано, что мы должны приехать на своей машине в свой двор и встать там. Нам придется где-то в чем-то себя ограничить, чтобы получить благоустроенную территорию. Что касается детского садика. Он для микрорайона, и дети должны ходить туда пешком, — продолжает «отбиваться» Алибаев. — Вообще, есть выбор. Эти 136 миллионов рублей прекрасно уйдут на озеро Лебяжье или озеро Кабан, а сквер Абсалямова может остаться как есть. Поэтому надо выбирать. 

«К сожалению, ничего не сделаешь с тем, что мы не Москва и не Нью-Йорк»

На этом вопросы проездов оказались исчерпаны, зато с новой силой назревало напряжение вокруг темы самостроев и коммерческих объектов. Все перекинулось на «Пятерочку» и кафе «Хинкальная», что ближе к Чистопольской. Их попросили снести.

— Добрый вечер! Я представитель власти, которую вы так ругаете, — взялся отвечать глава комитета внешнего благоустройства Казани Игорь Куляжев. — Первое, что я хотел бы уточнить по поводу ваших правильных замечаний, что эти заведения не совсем на тех местах, где должны бы были быть. Программа, которую мы сейчас реализуем, исполняется за счет двух источников — федерального и республиканского бюджетов. Есть определенная сумма, которую мы выделили для благоустройства этого сквера. Мы можем потратить ее на выкуп участков магазина и кафе. Но нам ее, наверное, не хватит — мы сможем выкупить только половинку этого магазина. На следующий год — еще половинку. Лет через 10 мы выкупим эти строения и потратим весь бюджет. Закон — хорош он или плох — есть закон. На сегодняшний день это не государственная собственность и сносить ее мы не можем.

— В Москве же сносят! — выкрикнула женщина с места.

— В Москве бюджет, выделенный на украшение города к новогодним праздникам, был равен бюджету Казани на весь год, — сказал Куляжев, чем заметно поубавил пыл оппонента. 

Чиновник вновь попытался сконцентрироваться на бульваре и призвать людей поговорить о нем, а не о магазинах и кафе. Но его перебивали и вновь возвращали к той же «песне». 

— Я не могу отвечать за тех предшественников, которые давали разрешения на землю. Но мы собрались здесь, чтобы обсудить, как сделать эту территорию лучше. Иначе вы пропустите мимо ушей самое главное — где будет детская площадка, где будет центральная площадь, а будете думать только о том, как снести чужую собственность. Мы не можем ее снести. Точно так же, как не можем из вашей квартиры вынести холодильник и телевизор! Только по решению суда. Вот этим мы и будем заниматься, — уже явно раздраженно отвечал Куляжев.

1/0

Тогда к нему на помощь вышла руководитель Дирекции парков и скверов Алсу Саетова, напомнившая историю Горкинско-Ометьевского леса.

— Два года назад, когда над этим парком начали работать, это была абсолютно заброшенная территория, где обитали бомжи, проститутки и бездомные собаки. Сейчас это самый любимый казанцами парк, куда хочется возвращаться с ребенком и где нестрашно гулять. Вам сейчас, как людям, которые годами видели весь этот беспредел на улице Абсалямова, сложно представить, что скоро здесь может появиться другая среда. Но сейчас наша совместная задача — напрячься, включить фантазию и постараться представить себе то, что предлагают нам архитекторы. Ругать тех людей, которые когда-то продали муниципальную собственность непонятным физическим лицам, конечно, мы могли бы. Но в этом нет никакого толку. Однако в наших силах сейчас обсудить вместе, что мы хотим видеть на бульваре. К сожалению, ничего не сделаешь с тем, что мы не Москва, не Нью-Йорк. Мы — Казань! Где на конкретных местах есть заброшенные объекты. Как только это станет благоустроенной территорией, там появится другая культура посетителей. 

В итоге после сложного обсуждения концепцию благоустройства бульвара Абсалямова приняли. Единственное, осталось доработать проезжие развязки с ГИБДД. Но решением этого вопроса займутся уже после выполнения работ. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *