Бекмамбетов: Интернет - это страшный лес, про который писали в сказках

Автор фото: KazanFirst
Культура 09:20 / 12 июня
6
Бекмамбетов: Интернет - это страшный лес, про который писали в сказках

Один из самых коммерчески успешных российских режиссеров выступил в Казани с лекцией о новом языке кино.

Послушать признанного во всем мире мастера в парке «Черное озеро», где завершался Казанский книжный фестиваль, пришли десятки молодых режиссеров, студентов и просто поклонников творчества Тимура Бекмамбетова.

Важность виртуального мира

Автор «Дозоров», снявший такие картины, как «Особо опасен», «Бен-Гур» и «Хардкор», фактически презентовал новое направление кинематографа - screenlife, дословно - «экранная жизнь». Все действие здесь происходит на экранах компьютеров или смартфонов, по сути, в виртуальном пространстве. 

- То, что происходит с нами на компьютере, - это очень важная для нас вещь. Главные события нашей жизни сейчас происходят на наших экранах. Там мы знакомимся, реализуемся, встречаемся, расстаемся. Я лично треть времени сейчас провожу в своем смартфоне. Если раньше можно было надеть маску, ограбить банк, то сейчас мы видим, что в банке больше нет наличных. К тому же повсюду стоят камеры и того, кто одел маску, поймают еще быстрее, чем он вошел в банк, - рассказал Бекмамбетов. 

По его словам, к новому формату он пришел в 2012 году, решив вместе с режиссером Леваном Габриадзе снять фильм «Убрать из друзей». Действие картины о самоубийстве американской школьницы и последующей за этим расплаты виновников в ее смерти полностью происходит на экране компьютера. Несмотря на то, что изначально в Америке идею ленты не одобрили, ее все равно выпустили совместно с компанией Universal и она имела кассовый успех: при бюджете в миллион долларов сборы составили 64 миллиона. 

Затем было снято еще шесть фильмов в подобном формате. Одним из них стал фильм «Профиль» о британской журналистке, внедрившейся в ряды «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая группировка. - Ред.) в целях написания сенсационного материала о том, как вербуют девушек. Там действие так же происходит только на экране компьютера. 

Интересный момент: фильм снимался на Кипре и в Лондоне, а монтировался в Лос-Анджелесе. География съемок обширна и непринципиальна, поскольку для этого достаточно всего лишь компьютера или смартфона. Актриса в фильме британская, а основная часть съемочной группы - россияне.

- В фильме «Профиль» показана такая история, которая могла бы произойти в виртуальном мире, но в реальности эти люди бы никогда не встретились. И мы создаем именно такие истории, - говорит Бекмамбетов.

Кроме того, появились уже даже исторические сериалы, действие которых происходит на экране смартфона. Один из таких примеров - «1968. Digital». 

Повествование там идет от лица исторических персонажей, общающихся в мессенджерах, если бы у них в тот год были смартфоны. Среди спикеров: журналист Уолтер Кронкайт, президент Линдон Джонсон, генерал Уэстморленд, ученый Андрей Сахаров, Мартин Лютер Кинг и даже Леонид Брежнев. По словам создателей произведения, 1968 год выбран неслучайно. Именно тогда наступил перелом в войне во Вьтнаме, состоялись выступления студентов в Сорбонне, фактически приведшие к отставке Шарля де Голля, и «Пражская весна». Авторы сочли эти события едва ли не поворотными в истории человечества, когда стало ясно: старый мир перестал существовать.

Фильмы на «вебку»

Стоит отметить, этот формат вообще не предполагает использования камер, за исключением камер мобильных телефонов и компьютеров. И тут важен не только портрет героя, здесь больше важно то, что у него на экране. По словам Бекмамбетова, даже то, как у человека расположены значки на рабочем столе, может много сказать о состоянии его души. Примерно об этом фильм «Поиск».

- Это история про молодого отца, у которого пропала дочь. И чтобы ее найти, он вскрывает ее компьютер и пытается разобраться, чем она жила в последнее время. Он окунается в этот страшный виртуальный мир, понимая, что дочь он потерял не столько физически, сколько морально. То же самое актуально для пар. Очень много семей распадается, узнав подробности виртуальной жизни своих партнеров, - отметил режиссер.

Он добавил, что русские сказки рассказывают про Бабу Ягу, но это не страхи городского человека. Интернет - это еще тот темный лес.

- Этот мир страшный. Мы тысячелетиями устанавливали правила для мира физического, но сейчас мы сталкиваемся с таким явлением, как виртуальность. Мы рискуем, деля свою жизнь между реальностью и интернетом. Тем не менее с этим надо научиться жить. Личного пространства уже не осталось, мир становится еще более открытым, - поделился своей точкой зрения Тимур Бекмамбетов.

Во время встречи режиссеру задали вопрос «Почему на Западе снимают кино лучше, чем у нас?». На что он ответил: «Не все снимаемое на Западе лучше. Формат screenlife придумали наши соотечественники и создают такие фильмы по всему миру». И для каждой страны монтируется своя адаптация фильма, которая порой стоит дороже самой картины. Более того, адаптации могут создаваться даже для отдельных регионов одной страны. Так что в Казань Бекмамбетов приехал не просто так - он ищет здесь партнеров, которым такое кино было бы интересно.

Причем на вопрос одного из продюсеров о дороговизне съемок фильмов он заявил, что если у вас есть компьютер, стоимость фильма начинается с нуля рублей. Для этого, правда, необходимо, чтобы вам было что рассказать. И даже с небольшими затратами можно снять киноленту высокого качества и показать ее в кинотеатре. Причем режиссер и его команда готовы предоставить казанскому кинематографу специальные программы, чтобы это делать.

- Мы научились так записывать, что весь экран становится кликабельным. Вы можете с ним взаимодействовать напрямую. Таким образом, кино становится интерактивным, - поделился своими достижениями спикер.

Он также отметил, что в старых форматах полнометражных лент по большому счету рассказать ничего нового уже не получится. Все давно снято, и это превращается в цитирование. Конечно, их снимать будут, но постепенно им придется подвинуться на рынке, впустив туда новые форматы.

Наставления молодежи

В разговоре с журналистом KazanFirst и в ходе лекции Бекмамбетов призвал молодежь быть собой.

- Я верю в то, что формат нового кино будет жить, и надеюсь на молодежь. Я вижу новое направление и не могу от него отказаться. Это как наркотик. Нужно делать то, что тебе хочется. Делать то, что тебя удивляет. Абсолютно не важно, где ты находишься. Нужно рассказывать про себя, а получит ли ваша работа «Оскар» или нет - это не так важно. Только ограничения создают форму, - сказал он слушателям.

Также режиссер призвал не становиться сразу актером. Для этого надо, например, сходить в армию, познать жизнь. Только тогда у вас будет что сказать миру.

В конце выступления Тимуру Бекмамбетову казанская писательница Лада Аюдаг подарила букет цветов и сборник сказок, предложив ему снять по ним фильм. А затем режиссер еще долго беседовал и фотографировался со слушателями уже лично. 

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Среда сильно влияет на воспитание и сохранение родного языка»

Культура 17:46 / 8 июня
3
«Среда сильно влияет на воспитание и сохранение родного языка»

Чтобы национальная культура жила, дети должны быть ее неотъемлемой частью.   

Журналисты пообщались с представителями татарской интеллигенции нового поколения. Главные темы к обсуждению, которые были предложены организаторами, - воспитание, сохранение языка и культуры. Впрочем, незаметно для всех оба вопроса слились в один, потому что по отдельности друг от друга, по мнению молодых людей, они существовать не могут. Да и дискуссия проходила на фоне попытки Госдумы провести резонансные поправки в закон «Об образовании в РФ». 

Напомним, согласно инициативе, «преподавание, изучение государственных языков Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию, изучению государственного языка Российской Федерации». Кроме того, изменения предполагали «изучение родных языков с учетом потребностей обучающихся и их родителей». Национальные республики России, понятное дело, выступают против этого. В итоге после нескольких недель всевозможных консультаций депутаты Госдумы - авторы поправок и представители субъектов страны смогли найти компромисс. Новый вариант закрепляет за национальными субъектами право оставить родные языки в обязательной части учебной программы. Первое чтение по обсуждению законопроекта должно пройти в Госдуме 19 июня. 

По мнению татарских активистов, одной из идей нового законопроекта является как раз то, что родные языки хотят сделать «кухонными». Чтобы народы России общались на них в первую очередь в доме и семье. Активисты уверены, что ограничиваться только этим в изучении родных языков категорически неправильно.      

- Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил на татарском, то он должен быть в центре событий своего народа, - считает веб-редактор журнала «Идель» Зулейха Камалова. - Человека с детства нужно начинать знакомить с национальной культурой. Его нужно водить в театры, музеи и другие места на родном языке. Я росла и воспитывалась с дедушкой (дедушка Зулейхи -татарский писатель Нурихан Фаттах. - Ред.). Из-за специфики работы он нечасто выходил из кабинета. Однако я помню, как мы ходили на елку, в театр, в Союз писателей, знакомства и общение с татарскими писателями. Все это помогало мне изучать не только язык, но и культуру.

С этим утверждением согласен и телерадиоведущий ГТРК «Татарстан» Идель Киямов. Он вспомнил, что в его юности многих городских отправляли на лето в деревню к бабушке и дедушке. Там у ребят была возможность в реальности увидеть самобытную культуру народа, к которому они принадлежат. А если сегодня встает вопрос о том, что людям нужно бороться за свой язык, то постепенно все это может привести к тому, что этносы просто начнут исчезать. И в итоге не останется тех, кто сможет передать знания о культуре народа следующему поколению.  

- Я вырос в Санкт-Петербурге, - это уже к беседе подключается солист Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая, композитор, виолончелист Ильяс Камал. - В семье мы общались только на родном языке. Мама привила мне любовь к татарским песням, мы слушали классиков. Старались участвовать во всех татарских мероприятиях.

Ребята согласны, что в семье человек получает основу воспитания, бережного отношения к истории, но при этом нельзя обойтись без тех знаний, которые человеку дает школа. Потому что именно там ребенок проходит социализацию, в это время он понимает необходимость общаться на родном языке. Находит ответы, зачем и для чего его нужно сохранять.   

- В моем городе не было татарских школ. В Казань мы переехали для поступления в музыкальное училище. Потому свой первый урок на родном языке я получил именно здесь, - говорит Ильяс Камал. 

Другая сторона медали этого вопроса - татароязычные дети не читают книг на родном языке, а попадая в среду вне дома, адаптируются под нее и постепенно теряют навык общения. 

- Окружающая среда сильно влияет на национальное воспитание и сохранение татарского языка. Большое влияние оказывают на это дело и СМИ. Я тоже часто наблюдаю подобные ситуации. Думаю, нужно создавать ту атмосферу, в которой дети без проблем общались бы на родном языке. Нужно показывать фильмы на татарском, например, - высказал мнение Идель. - Все люди возвращаются к своим корням. Возможно, и эти дети когда-нибудь поймут, что татарский - их родной язык.

А поскольку современные дети с трудом воспринимают какую-либо информацию из книг, то важно подавать им информацию в видео- и аудиоформате, считают молодые представители татарской интеллигенции.

- Считаю, что в Татарстане не ущемляется ни одна нация. Возможно, из-за этой стабильности не все люди осознают важность родного языка, - замечает Ильяс.  

- Да, это так, но мы можем изменить это, - добавляет Зулейха. - Чтобы заинтересовать молодое поколение в искусстве, нужно показывать альтернативу, знакомить с творчеством Yummy Music (первый музыкальный инди-лейбл в Татарстане. - Ред.), показывать спектакли с участием Нурбака Батуллы. Может, нам стоит попытаться выдвинуть своих артистов, музыкантов и певцов за границу. Тогда они вернулись бы на Родину знаменитыми.

Сожалеют молодые люди о том, что в городской среде постепенно грань отличия интеллигенции стирается. Сегодня уже сложно назвать точную цифру тех, кто причисляет себя к этому сообществу. Возможно, вместе они бы заполнили зал Камаловского театра. 

- Я бы назвал нас татарскими активистами, а то интеллигенция звучит слишком возвышенно, - улыбается Идель. - Мы ведь простая молодежь. Все мы стараемся в своей сфере быть полезными для своего народа. В Казани есть музыкальное училище, консерватория, театральное училище. Все выпускники этих заведений в некоторой степени тоже интеллигенция нового поколения. 

Отвечая на вопрос, что сами активисты делают для сохранения языка и культуры, они рассказывают о музыкальных программах на татарском в филармонии, различных акциях, творческих встречах, организации подобных дискуссий, которые проходят на родном языке. 

- Мы ведь не политики и не депутаты. Мы творческие люди, поэтому именно через свое творчество пытаемся донести до людей свои мысли, - считают участники встречи. 

Говоря о будущем, ребята замечают, что стараются быть оптимистами. В то же время они понимают - сегодня важно доносить до всех, какую определяющую роль в развитии общероссийской нации играют ее народы. 

- Жизнь как волна - то поднимается, то опускается. Нет смысла от того, что мы сидим и говорим, что татарский исчезает. Нужно делать все, что в наших силах для его сохранения, - подытожили активисты. 


В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (4)
Мударис
А где запреты изучать свой язык? Учите. Кто вам мешает?
1
ОТВЕТИТЬ
алекс
+На кухне его не выучишь +А факультатив значит без господдержки
0
ОТВЕТИТЬ
Вася
Так в РТ постоянно заявляют что они суверенное государство. Что значит без гос.поддержки ? В смысле, не хотят тратить свои ?
0
Вася
Ведь уже Госсовет выделил даже 23 миллиона рублей на поддержку татарской идентичности ?
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх