Бекмамбетов: Интернет — это страшный лес, про который писали в сказках

Один из самых коммерчески успешных российских режиссеров выступил в Казани с лекцией о новом языке кино.
Один из самых коммерчески успешных российских режиссеров выступил в Казани с
лекцией о новом языке кино.

Послушать признанного во всем мире мастера в парке «Черное озеро», где завершался Казанский книжный фестиваль, пришли десятки молодых режиссеров, студентов и просто поклонников творчества Тимура Бекмамбетова.

Важность виртуального мира

Автор «Дозоров», снявший такие картины, как «Особо опасен», «Бен-Гур» и «Хардкор», фактически презентовал новое направление кинематографа — screenlife, дословно — «экранная жизнь». Все действие здесь происходит на экранах компьютеров или смартфонов, по сути, в виртуальном пространстве. 

Бекмамбетов: Интернет - это страшный лес, про который писали в сказках

— То, что происходит с нами на компьютере, — это очень важная для нас вещь. Главные события нашей жизни сейчас происходят на наших экранах. Там мы знакомимся, реализуемся, встречаемся, расстаемся. Я лично треть времени сейчас провожу в своем смартфоне. Если раньше можно было надеть маску, ограбить банк, то сейчас мы видим, что в банке больше нет наличных. К тому же повсюду стоят камеры и того, кто одел маску, поймают еще быстрее, чем он вошел в банк, — рассказал Бекмамбетов. 

По его словам, к новому формату он пришел в 2012 году, решив вместе с режиссером Леваном Габриадзе снять фильм «Убрать из друзей». Действие картины о самоубийстве американской школьницы и последующей за этим расплаты виновников в ее смерти полностью происходит на экране компьютера. Несмотря на то, что изначально в Америке идею ленты не одобрили, ее все равно выпустили совместно с компанией Universal и она имела кассовый успех: при бюджете в миллион долларов сборы составили 64 миллиона. 

Затем было снято еще шесть фильмов в подобном формате. Одним из них стал фильм «Профиль» о британской журналистке, внедрившейся в ряды «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая группировка. — Ред.) в целях написания сенсационного материала о том, как вербуют девушек. Там действие так же происходит только на экране компьютера. 

Интересный момент: фильм снимался на Кипре и в Лондоне, а монтировался в Лос-Анджелесе. География съемок обширна и непринципиальна, поскольку для этого достаточно всего лишь компьютера или смартфона. Актриса в фильме британская, а основная часть съемочной группы — россияне.

— В фильме «Профиль» показана такая история, которая могла бы произойти в виртуальном мире, но в реальности эти люди бы никогда не встретились. И мы создаем именно такие истории, — говорит Бекмамбетов.

Кроме того, появились уже даже исторические сериалы, действие которых происходит на экране смартфона. Один из таких примеров — «1968. Digital». 

Бекмамбетов: Интернет - это страшный лес, про который писали в сказках

Повествование там идет от лица исторических персонажей, общающихся в мессенджерах, если бы у них в тот год были смартфоны. Среди спикеров: журналист Уолтер Кронкайт, президент Линдон Джонсон, генерал Уэстморленд, ученый Андрей Сахаров, Мартин Лютер Кинг и даже Леонид Брежнев. По словам создателей произведения, 1968 год выбран неслучайно. Именно тогда наступил перелом в войне во Вьтнаме, состоялись выступления студентов в Сорбонне, фактически приведшие к отставке Шарля де Голля, и «Пражская весна». Авторы сочли эти события едва ли не поворотными в истории человечества, когда стало ясно: старый мир перестал существовать.

Фильмы на «вебку»

Стоит отметить, этот формат вообще не предполагает использования камер, за исключением камер мобильных телефонов и компьютеров. И тут важен не только портрет героя, здесь больше важно то, что у него на экране. По словам Бекмамбетова, даже то, как у человека расположены значки на рабочем столе, может много сказать о состоянии его души. Примерно об этом фильм «Поиск».

— Это история про молодого отца, у которого пропала дочь. И чтобы ее найти, он вскрывает ее компьютер и пытается разобраться, чем она жила в последнее время. Он окунается в этот страшный виртуальный мир, понимая, что дочь он потерял не столько физически, сколько морально. То же самое актуально для пар. Очень много семей распадается, узнав подробности виртуальной жизни своих партнеров, — отметил режиссер.

Бекмамбетов: Интернет - это страшный лес, про который писали в сказках

Он добавил, что русские сказки рассказывают про Бабу Ягу, но это не страхи городского человека. Интернет — это еще тот темный лес.

— Этот мир страшный. Мы тысячелетиями устанавливали правила для мира физического, но сейчас мы сталкиваемся с таким явлением, как виртуальность. Мы рискуем, деля свою жизнь между реальностью и интернетом. Тем не менее с этим надо научиться жить. Личного пространства уже не осталось, мир становится еще более открытым, — поделился своей точкой зрения Тимур Бекмамбетов.

Во время встречи режиссеру задали вопрос «Почему на Западе снимают кино лучше, чем у нас?». На что он ответил: «Не все снимаемое на Западе лучше. Формат screenlife придумали наши соотечественники и создают такие фильмы по всему миру». И для каждой страны монтируется своя адаптация фильма, которая порой стоит дороже самой картины. Более того, адаптации могут создаваться даже для отдельных регионов одной страны. Так что в Казань Бекмамбетов приехал не просто так — он ищет здесь партнеров, которым такое кино было бы интересно.

Бекмамбетов: Интернет - это страшный лес, про который писали в сказках

Причем на вопрос одного из продюсеров о дороговизне съемок фильмов он заявил, что если у вас есть компьютер, стоимость фильма начинается с нуля рублей. Для этого, правда, необходимо, чтобы вам было что рассказать. И даже с небольшими затратами можно снять киноленту высокого качества и показать ее в кинотеатре. Причем режиссер и его команда готовы предоставить казанскому кинематографу специальные программы, чтобы это делать.

— Мы научились так записывать, что весь экран становится кликабельным. Вы можете с ним взаимодействовать напрямую. Таким образом, кино становится интерактивным, — поделился своими достижениями спикер.

Он также отметил, что в старых форматах полнометражных лент по большому счету рассказать ничего нового уже не получится. Все давно снято, и это превращается в цитирование. Конечно, их снимать будут, но постепенно им придется подвинуться на рынке, впустив туда новые форматы.

Бекмамбетов: Интернет - это страшный лес, про который писали в сказках

Наставления молодежи

В разговоре с журналистом KazanFirst и в ходе лекции Бекмамбетов призвал молодежь быть собой.

— Я верю в то, что формат нового кино будет жить, и надеюсь на молодежь. Я вижу новое направление и не могу от него отказаться. Это как наркотик. Нужно делать то, что тебе хочется. Делать то, что тебя удивляет. Абсолютно не важно, где ты находишься. Нужно рассказывать про себя, а получит ли ваша работа «Оскар» или нет — это не так важно. Только ограничения создают форму, — сказал он слушателям.

Также режиссер призвал не становиться сразу актером. Для этого надо, например, сходить в армию, познать жизнь. Только тогда у вас будет что сказать миру.

Бекмамбетов: Интернет - это страшный лес, про который писали в сказках

В конце выступления Тимуру Бекмамбетову казанская писательница Лада Аюдаг подарила букет цветов и сборник сказок, предложив ему снять по ним фильм. А затем режиссер еще долго беседовал и фотографировался со слушателями уже лично. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *