«У меня есть сад-огород, ипотека и машина в кредит, а не 70 миллионов»

Подходит к завершению суд над сыном депутата Госсовета Рыбушкиным
Подходит к завершению суд над сыном депутата Госсовета Рыбушкиным, которого
обвиняют в хищении 74,5 млн рублей.

В Кировском районном суде Казани продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении чиновников исполкома города Алексея Рыбушкина, Леонида Ляпахина и Альберта Мухутдинова. По версии обвинения, бывший замглавы правового управления исполкома Казани Алексей Рыбушкин создал преступное сообщество, подрядив «на работу» своих подчиненных — начальника отдела по вопросам жилищного законодательства правового управления исполкома Леонида Ляпахина и начальника группы юридического отдела и муниципального заказа исполкома Альберта Мухутдинова. 

«У меня есть сад-огород, ипотека и машина в кредит, а не 70 миллионов»

Следствие полагает, что юристы подделывали документы, «рисуя» задолженность муниципалитета перед предпринимателями (с которыми были в сговоре или использовали подставные фирмы) по различным договорам, инициировали иски к исполкому и проигрывали суды. Таким образом, с 2011 года из казны города украдено 74,5 млн рублей.

В деле есть еще один фигурант — начальник отдела юридической и организационно-кадровой работы финансового управления исполкома Юлдуз Гарипов. Он заключил со следствием досудебное соглашение, признав свою вину, но при этом отметив, что действовал по приказу Рыбушкина. В апреле 2017 года Гарипов получил пять лет лишения свободы условно со штрафом 2 млн рублей.

Рыбушкину предъявили обвинения по 11 эпизодам (по одному они были сняты за истечением времени), Ляпахину и Мухутдинову инкриминируют четыре эпизода. Алексей Рыбушкин продолжает находиться в СИЗО, Ляпахин и Мухутдинов — под домашним арестом. На сегодняшний процесс предполагаемого главаря доставили под конвоем в наручниках и посадили в клетку.

Отметим, что внимание к персоне Алексея Рыбушкина обусловлено не только его публичной должностью, но и семейными связями. По-прежнему числящийся в сотрудниках исполкома Алексей Рыбушкин — сын депутата Госсовета РТ Николая Рыбушкина.

Неустановленное лицо в неустановленное время при неустановленных обстоятельствах

Первым на заседании выступил адвокат Алексея Рыбушкина Валерий Кошкин. Защитник отметил, что все его доводы применимы к каждому из десяти эпизодов, по которым обвиняется его клиент. Доводы следующие: следователи не представили никаких конкретных фактов, доказывающих вину Алексея Рыбушкина, а все обвинение строится на показаниях Юлдуза Гарипова — лица заинтересованного.

На фигуре Гарипова адвокат остановился отдельно. Он сообщил, что для подачи фиктивных исков к исполкому в нескольких эпизодах Гарипов привлекал своих друзей и знакомых. Документы же приходили в суд по всем правилам, то есть подавались лицами, имеющими на это доверенность, в число которых Рыбушкин не входил. Свидетель из числа сотрудников финуправления исполкома в своих показаниях отмечала, что никогда не получала исполнительных листов от Рыбушкина, а вот Гарипов часто приносил ей документы.

«У меня есть сад-огород, ипотека и машина в кредит, а не 70 миллионов»

— Следствие даже не удосужилось получить у оператора сотовой связи телефонных переговоров с номера Рыбушкина с привязкой базовых станций в дни подачи исковых заявлений в суд, — Кошкин указал на отсутствие каких-либо контактов его подзащитного с подставными предпринимателями. Отметим, что разработкой фигурантов дела, в том числе и прослушкой звонков, занималась ФСБ.

В ходе процесса также стало известно, что в рамках дела была допрошена судья Евгения Зыбунова, рассматривавшая те самые «фиктивные дела». Между тем защитник продолжал:

— Удивляет изобретательность следователя, который указал, что неустановленное лицо в неустановленное время при неустановленных обстоятельствах передало Рыбушкину похищенные денежные средства. Чем это доказано? Ответа мой подзащитный до сих пор не видит, — каждый раз, когда адвокат произносил слово «неустановленный», Алексей Рыбушкин показательно кивал головой и грустно улыбался.

Зачитал адвокат и текст телефонного разговора, прослушанного силовиками: Юлдуз Гарипов позвонил Альберту Мухутдинову и употреблял выражение «пилу тянули с двух сторон». Следствие расценило это как то, что Гарипов и Мухутдинов представляли интересы двух сторон в Арбитражном суде РТ — иск так же является частью уголовного дела:

— Доказательная база строится на ложных и противоречивых показаниях лица, заключившего досудебное соглашение, — заявил адвокат Кошкин, заметив, что сторона защиты не отрицает факта хищения денег из бюджета Казани, но не согласна, что к этому причастен Алексей Рыбушкин.

Особо адвокат выделил один факт: с 1 февраля 2013 года Рыбушкин уволился из финансового управления, его должность занял Гарипов. Согласно позиции обвинения, до этого времени преступная группа похитила около 20 млн рублей, а после этой даты — более 54 млн рублей. — Только один этот факт указывает на иную роль Гарипова, нежели ту, что он демонстрирует суду, — заявил адвокат.

В подтверждение своих слов он озвучил данные выписки из «Райффайзен Банка» (документ входит в материалы дела), согласно которой 22 августа 2013 года Юлдуз Гарипов взял кредит в размере 677 тысяч рублей на приобретение автомобиля, а на следующий день погасил его на 485 тысяч и полностью закрыл 6 сентября 2013 года. В эти же сроки происходит похищение денег, описанное в 5-м и 6-м эпизодах уголовного дела. Гарипов в показаниях заявил, что получал от Рыбушкина по 30-50 тысяч рублей за каждую «сделку».

— У Гарипова быстро растет благосостояние — в 2013 году он берет квартиру в коммерческую ипотеку и за год ее полностью оплачивает. Не продав эту квартиру, он строит дом в Осиново, неоднократно меняет автомобили. Гарипов является самым заинтересованным лицом в осуждении Рыбушкина, так как в данном случае размывается ответственность самого Гарипова, — рассказал в суде адвокат.

«Извините, любые деньги должны оставлять следы»

Слово в прениях предоставили Леониду Ляпахину. Подсудимый был краток и лишь поддержал доводы своего защитника, выступавшего на предыдущем заседании. Альберт Мухутдинов в своем выступлении назвал Гарипова «продажным человеком». Подсудимый сказал, что не знал ни о какой схеме хищений муниципальных денег, не имел корыстного умысла в своих действиях, которые совершал по указанию Юлдуза Гарипова. Также Мухутдинов отметил свое материальное положение: ни он, ни его родственники не владеют дорогостоящими объектами. Кроме того, в рамках следствия произошел арест его банковского счета, на котором только зарплата, матпомощь и сбережения на операцию.

«У меня есть сад-огород, ипотека и машина в кредит, а не 70 миллионов»

Алексей Рыбушкин основательно подготовился к своему выступлению — с собой у него был блокнот, плюс в ходе процесса ему передали материалы дела. Подсудимый отметил, что с 2013 года не имел к финансовому управлению никакого отношения, не передавал его сотрудникам документы, а у следствия нет никаких фактических доказательств его вины, кроме слов Гарипова. Причем по нескольким пунктам обвинения у следствия нет никаких доказательств вообще.

— Хоть чем-то подтвердите, одну бумажку положите! Нет ни одной бумажки, ничего! — с трудом сдерживал эмоции Рыбушкин.

Подсудимый также отметил отсутствие каких-либо экспертиз (например, почерка), проведенных в отношении него.

— Провели обыски, но ничего не нашли. А не проводили экспертизу, потому что знали, что я этого не делал, — продолжил Рыбушкин, а после указал на показания Юлдуза Гарипова, который сознался, что сам отправлял документы по фиктивным делам в суд, а также отдавал подделанные бумаги в финуправление исполкома.

— По поводу денег хотелось бы сказать подробнее. Никто другой, кроме Гарипова, не может подтвердить, что он мне передавал деньги. По словам одного человека меня обвиняют по 10 эпизодам, запросить 8,5 — это нормально! Про благосостояние Гарипова я повторяться не буду — мой адвокат об этом сказал. Про мое благосостояние могу рассказать подробнее, потому что это все было в прессе. За все время проведения следствия у меня нашли ¼ в приватизированной квартире, приватизировали в 1994 году, у меня есть двухкомнатная квартира, которая в ипотеке, за нее 10 лет плачу, а не год, как господин Гарипов. У меня есть сад-огород — шесть соток и кредитная машина, за которую плачу пять лет. Никаких счетов, хотя у меня их запрашивали лет за 10. По-моему, во все банки, которые есть, отправляли запросы. Нет у меня денег! И вот то, что я перечислил, сопоставьте с тем, что мне предъявляют. У меня должно было осесть порядка 70 миллионов. Извините, любые деньги должны оставлять следы, а такие деньги должны оставлять яркие следы. Но их нет, — заключил Рыбушкин.

Последнее слово чиновнику предоставят на июльском заседании. Тогда же суд может принять и окончательное решение по делу.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: