«Мы больше им не доверяем»

Кредиторы обанкротившихся татарстанских банков все еще надеются на выплату сбережений.
Кредиторы обанкротившихся татарстанских банков все еще надеются на выплату
сбережений.

В Арбитражном суде Татарстана продолжаются процессы по оспариванию сделок между обанкротившимся Татфондбанком в лице Агентства по страхованию вкладов и различными компаниями. Речь идет о структурах, которым были выданы заведомо невозвратные кредиты, или тех юрлицах, кто по каким-либо причинам вывел из банка деньги незадолго до объявления в нем временной администрации. Также оспариваются переводы долгов в другие финансовые структуры.

Одним из ответчиков по таким делам является Госжилфонд Татарстана. Сумма оспариваемых сделок составляет порядка миллиарда рублей. В деле, помимо Татфондбанка, участвуют Росфинмониторинг и «Тимер Банк» в качестве заинтересованного лица. При этом представители федеральной службы на суд систематически не приходят.

«Мы больше им не доверяем»

«Тимер Банк» добивается признания недействительными двух соглашений о переводе долга (одно заключено 29 февраля 2016 года, второе — 10 марта 2016-го) и применении последствий недействительности сделок. Противостояние сторон идет не первый год: весной 2017-го «Тимер Банк» направил иск в суд, а в сентябре было вынесено решение в его пользу, но ГЖФ дожал свое — кассационная инстанция вернула дело на повторное рассмотрение.

28 января 2016 года ПАО «Тимер Банк» и Госжилфонд заключили депозитный договор, по которому ГЖФ обязался перечислить банку 62,7 млн рублей. Этот договор стал гарантией исполнения обязательств по кредитному договору ООО «Компас» перед «Тимер Банком». В этот же день по аналогичной схеме, на этот раз поручившись за ООО «РегионМонолитСпецСтрой», ГЖФ перечислил на депозитный счет банка еще 400 млн рублей, а 15 февраля 2016 года Фонд выступил перед «Тимер Банком» поручителем по кредиту ООО «Восточный проект» — плюс еще 350 млн рублей от ГЖФ. Деятельность трех компаний, за которые поручился Госжилфонд, связана со строительством.

Деньги, полученные от ГЖФ, «Тимер Банк» перечислил Татфондбанку (межбанковский кредит), а ТФБ возвратил их Госжилфонду в качестве двух кредитов в сумме 850 млн рублей. Затем 29 февраля и 10 марта 2016 года «Тимер Банк», Татфондбанк и ГЖФ заключили два соглашения (ныне оспариваемые) о переводе долгов по кредитам ТФБ с ГЖФ на «Тимер Банк».

Еще год после заключения соглашений «Тимер Банк» ежемесячно выплачивал ГЖФ проценты за пользование депозитами, а тот, в свою очередь, отправлял эти деньги в Татфондбанк в качестве платы по кредиту.

«Мы больше им не доверяем»

Сейчас представитель ТФБ настаивает на приостановке производства по делу, так как эпизоды, связанные с переводом долгов, рассматриваются в других процессах, которых как минимум два, в том числе дело о банкротстве банка.

— Мы считаем, что спор о взыскании средств с ГЖФ не может быть рассмотрен, так как неизвестно, кто является ответчиком. А установить это возможно только с помощью судебных решений. Просим приобщить определение по данным спорам и приостановить до вынесения решений в других судебных процессах, — высказал позицию представитель ТФБ.

Аналогичное ходатайство заявили и юристы «Тимер Банка». В ГЖФ же не увидели для этого оснований.

По сути, это типовой иск, коих рассматривается довольно много. Арбитражный управляющий ТФБ — госкорпорация АСВ — хочет набрать конкурсную массу, чтобы выплатить деньги пострадавшим вкладчикам. Кредиторы Татфондбанка регулярно ходят на эти процессы и надеются когда-нибудь увидеть пропавшие средства. 

«Мы больше им не доверяем»

Сегодня, например, на процесс пришло несколько пожилых мужчин и женщин. 

— Предположительно, речь в очередном процессе идет о залоговых землях, где ГЖФ выступал поручителем, давая в залог свои земли. Те, кто получал кредиты, уже банкроты. Мы лично считаем, что просто незаконно выводились деньги. Факт в том, что они должны эти земли влить в конкурсную массу, — рассказала журналисту KazanFirst одна из пришедших на процесс женщин.

Вкладчики считают, что их обворовали. По словам пенсионера по имени Роберт, он десятки лет проработал на Севере, а на старости лет, чтобы не хранить огромные суммы в чемоданах, решил положить их на счет в Татфондбанк.

— Нам из всех щелей твердили, что раз в Совете директоров ТФБ Ильдар Халиков (премьер-министр Татарстана в 2010-2017 годах. — Ред.), значит, все надежно и никакого банкротства банку не грозит. Мы поверили. Лично я потерял десятки миллионов рублей. Но дело не в том, что я потерял их. Дело в том, что я и других людей подвел, посоветовав им тоже туда принести деньги, — объясняет он.

— Мы верили, хотели вложиться в экономику, а в итоге оказалось, что положили деньги в карман наших чиновников, — продолжают его слова другие слушатели.

— Они наше доверие уничтожили. Мы ходим на процессы, потому что хотим быть в курсе происходящего, а если денег своих не увидим — выйдем митинговать. Наше терпение небезгранично, — вздыхают обманутые вкладчики.

Итогом же очередного процесса стал перенос заседания, длившегося чуть больше восьми минут без учета перерыва, на 18 июля. Также судья потребовал от «Тимер Банка» и Татфондбанка представить правовую позицию в письменном виде.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: