«Что бывает, когда идет стихийная застройка? Где «нахалстрой», где самозахват»

Окончательный вариант концепции генплана Казани примут до конца этого года.
Окончательный вариант концепции генплана Казани примут до конца этого года.

Действующий генплан столицы Татарстана Казгордума утвердила еще в 2007 году. Тогда местные власти рассчитывали жить по нему до 2020-го. Но резкий демографический всплеск и, как следствие, нехватка объектов городской инфраструктуры скорректировали планы. Решение обновить документ приняли в 2014-м. Контракт на разработку проекта достался ГАУ «Институт генплана Москвы». В марте этого года был представлен рабочий вариант, а с 29 мая по 6 июня на 13 площадках столицы прошли заседания публичных слушаний. 

— Публичные слушания были проведены и признаны состоявшимися, — сообщила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, рассказывая о промежуточных итогах разработки и обсуждении генплана. — Мы постарались найти максимально удобные различные формы для ознакомления всех жителей с Генеральным планом. Заседания проходили во всех районах города и продолжались от пяти до семи часов. 

«Что бывает, когда идет стихийная застройка? Где «нахалстрой», где самозахват»

Всего в публичных слушаниях генплана Казани приняли участие 4 236 человек, а официально выступили 207 участников. В комиссию поступило 3 545 письменных обращений, в том числе направленных непосредственно в Управление архитектуры Казани и в другие профильные городские и республиканские структуры. Сейчас все предложения и замечания обрабатываются и готовится официальный протокол, который опубликуют до 26 июля. 

— Все предложения, не противоречащие законодательству или стратегическим положениям Генерального плана, будут приняты в работу, — заверила Прокофьева. — В случае отрицательного заключения разработчики представят обоснование по каждому замечанию. Затем будет подготовлен доклад для рассмотрения и принятия решения на заседании специальной Комиссии. Потом проект будет доработан и повторно размещен в Федеральной государственной системе территориального планирования для согласования. 

Срок рассмотрения окончательного варианта — три месяца, и, таким образом, генплан Казани намерены принять и утвердить к концу года.

— Должна сказать, что слушания были нелегкие, очень эмоциональные, — отметила главный архитектор города. — С самого начала мы надеялись, что жители примут участие в обсуждении. Ведь он закладывает множество мероприятий, которые позволят городу функционировать на многие годы вперед. И мы очень надеялись, что предложения всех заинтересованных горожан помогут нам доработать материал и удостовериться, что мы не упустили какие-то вопросы. Но мы, конечно, не ожидали, что слушания вызовут такой бурный интерес. 

«Что бывает, когда идет стихийная застройка? Где «нахалстрой», где самозахват»

По словам Прокофьевой, основную массу замечаний и предложений внесли жители частного сектора и в основном по трем направлениям — прохождение дорог по поселкам и садовым товариществам, наличие зоны ограничений или запрета строительства на территории индивидуальной жилой застройки и вопросы, связанные с границами зон озеленения.

В числе самых сложных участков, вызвавших бурные дискуссии, главный архитектор Казани назвала поселки Новая Сосновка и Карьер, по которым проходила предусмотренная еще «старым» генпланом дорога.

— Мы получили очень много замечаний, — добавила она. — К нам приходили сотни людей. Замечания звучали на каждом выступлении, в конечном итоге было принято решение, что дорога все же пройдет в зоне аварийной посадки, частично — по садам, частично — по лесу.

К проблеме «номер два» Татьяна Прокофьева отнесла так называемую зону 430 — территорию санитарного озеленения, где запрещается строительство по причине отнесения ее к территории аварийной посадки авиационных предприятий и залегания трубопроводов. При этом докладчица подчеркнула, что по закону разработчики генплана не имеют права вносить в эти зоны никаких изменений — они лишь отражают в концепции документацию владельцев санитарных зон. Например, зону 430 рядом с поселком Новая Сосновка и участок по улице Шоссейная отражают документы по ограничению строительства, которые разрабатываются КАПО. 

«Что бывает, когда идет стихийная застройка? Где «нахалстрой», где самозахват»

А вот в поселке Салмачи возникли сразу две проблемы — наличие зоны запрета застройки вдоль газопровода и планирование дороги через жилые застройки. В конечном итоге разработчики генплана нашли золотую середину и отодвинули дорогу от домов. А в поселке Клыки, где из-за новой магистрали планировалось снести 50 домов, и вовсе отказались от ее строительства в этом месте.

Под напором жителей улицы Гаврилова сохранилась большая часть зеленой территории, которую хотели пустить под застройку. 

— В результате обсуждения проектировщиками во многих случаях, где это было возможно, предложены новые варианты, которые, я думаю, должны удовлетворить жителей, — отметила главный архитектор Казани. — Но, к сожалению, невозможно учесть все пожелания, поэтому какие-то вопросы частично останутся именно в таком виде, в каком предложено Генеральным планом. 

Мэр Казани Ильсур Метшин положительно оценил промежуточные результаты работы над проектом.  

— Проделана большая работа. Что важно — профессионалами высокой квалификации, — подытожил он. — Привлечены лучшие проектанты нашей страны. И что еще важно — этот документ прошел широкое обсуждение: более 3 000 предложений от неравнодушных жителей. Их обязательно нужно проанализировать. Самые лучшие должны быть претворены в жизнь и найти отражение в итоговом документе.

«Что бывает, когда идет стихийная застройка? Где «нахалстрой», где самозахват»

Градоначальник также посоветовал разработчикам и членам Комиссии изложить итоговый документ, который будет опубликован до конца года, «простыми, доступными и не заумными словами», чтобы «объяснить сложные вопросы, которые касаются будущего нашего города». 

Он подчеркнул, что новый генплан Казани нужен, чтобы не допустить градостроительных ошибок, чтобы помогать городу развиваться и делать его более комфортным в будущем. 

— Что бывает, когда идет стихийная застройка, мы, к сожалению, видим сейчас вокруг Казани, — напомнил Метшин. — Это присоединенные территории бывших сельсоветов, где «нахалстрой», где самозахват. Это поселки, которые формировались десятилетиями, а в Казань вошли только совсем недавно. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *