Выйти из тени: зачем налоговикам контроль за банковскими переводами

Разбираемся в инициативе ФНС о получении доступа ко всем финансовым операциям.
Разбираемся в инициативе ФНС о получении доступа ко всем финансовым операциям.

Федеральная налоговая служба хочет получить доступ к банковским операциям россиян вне проверок. В Сети и СМИ пользователи и эксперты обсуждают, стоит ли начинать отказываться от безналичных платежей. 

Что мы знаем о безналичном расчете?

Сегодня картой можно оплатить практически все — от проезда на общественном транспорте, такси и коммунальных платежей до крупных сделок. Объем безналичных операций ежегодно растет — по данным Центробанка, только в Татарстане на 1-й квартал 2018 года действует более 6,7 миллиона кредитных и расчетных карт, оформленных на физические лица. Всего по России в обороте на конец 2017 года находились более 268,5 миллиона карт, а число операций по ним с 2012 года выросло почти в 3,5 раза до 23,9 миллиарда.

Выйти из тени: зачем налоговикам контроль за банковскими переводами

В апреле появились данные о снижении числа снятий наличных в банкоматах — это еще одна тенденция, которая строится на безопасности и быстроте. Определенную долю в числе подобных операций составляют зачисления сравнительно небольших неучитываемых никем сумм — за продажу товаров вроде личных вещей или переводы от родственников-друзей.

Чего хотят налоговики? 

Предложение ФНС в расширении контроля за банковскими картами заключается в том, чтобы иметь безусловный доступ ко всем данным. Формально служба и сейчас имеет доступ к счетам россиян, но получить информацию по операциям может лишь в рамках выездных и камеральных (без личного визита) проверок. Последняя проводится после подачи налоговых деклараций для подтверждения сведений. При этом, для того, чтобы банк предоставил данные, необходимо разрешение вышестоящего руководства налогового органа. По сути, вся история с контролем за трансакциями по счету сводится к борьбе с незадекларированными доходами, теневым предпринимательством и легализации самозанятых граждан, число которых в стране, по различным данным, составляет от 7 до 15 миллионов человек. Под категорию самозанятых попадают няни, сиделки, репетиторы и другие фрилансеры. 

С января 2019 года самозанятые смогут зарегистрироваться в специальной системе и уплачивать 3%-ный налог, а также совершать отчисления в ФОМС. ИП им регистрировать будет не нужно. Сами авторы законодательной инициативы (Госдума приняла закон в июле прошлого года, — Ред.), судя по всему, в то, что няни и таксисты массово выйдут из тени, не особо верят. 

Выйти из тени: зачем налоговикам контроль за банковскими переводами

Другая проблема мира теней касается физических лиц, которые занимаются бизнесом, не регистрируя ИП. К примеру, если вы оказываете услуги через социальные сети, то ждите, что в скором времени налоговая служба пришлёт вам приглашение в гости. В уведомлении будет содержаться требование о даче пояснений по доходам и неуплате налогов на доходы физлиц. 

Все делается ради борьбы с нелегальным бизнесом 

ФНС в попытке расширить доступ к транзакциям, прежде всего, планирует бороться именно с незарегистрированным бизнесом, считает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова

— Насколько нам известно, в том числе из соответствующего письма налоговой службы от 28 июня, эта инициатива направлена именно на борьбу с нелегальным, то есть, незарегистрированным бизнесом. Уже сегодня налоговые органы могут получать данные с банковских счетов ИП при проверке или взыскании неуплаченных налогов. А вот если физлицо не является ИП, но ведет предпринимательскую деятельность без создания юрлица, ему в настоящее время опасаться нечего, так как данные по его банковским счетам ФНС будет запрашивать лишь в случае проведения налоговой проверки этого гражданина, по запросу иностранного государства, да еще и при наличии письменного согласия на получение налоговиками такой информации от руководителя вышестоящего налогового органа, — подчеркивает Мильчакова.

Выйти из тени: зачем налоговикам контроль за банковскими переводами

Регулирует обмен данными между банками и налоговым органом статья 86 Налогового кодекса РФ. Сегодня по ней банки обязаны предоставлять ФНС информацию об открытии и закрытии счетов физлиц, крупных транзакциях по ним от 600 тысяч рублей, а также о металлических счетах, которые открываются для учета драгоценных металлов, но по мотивированному запросу. 

Кому точно не нужно беспокоиться?

Доходы физических лиц, которые не облагаются налогом, перечислены в 217 статье НК РФ — это большой список пособий, грантов, доходов от акционерных обществ, выручки от продажи товаров подсобного хозяйства, или же дарения — в случае с картами, под эту категорию, например, попадают переводы студентам от родителей. Могут ли такие транзакции стать объектом проверки, пока не ясно. Вряд ли подобные переводы вызовут подозрения у налоговиков. На даже если это произойдет, то родственные связи в таких операциях можно подтвердить — в России действует автоматизированная система по контролю за движением средств на счетах физ- и юрлиц, куда уже заносятся данные с загсов. 

Под внимание ФНС не попадут и небольшие транзакции вроде получения оплаты покупок через интернет-площадки вроде «Авито». 

Выйти из тени: зачем налоговикам контроль за банковскими переводами

Эксперт «Альпари» считает, что если в Кодекс и будут внесены изменения, и банки обяжут предоставлять информацию, то прежде всего, будут проверяться операции физлиц, которые занимаются предпринимательством без образования юрлица. В таком случае им придется либо регистрироваться в качестве ИП, либо в качестве самозанятых.

— Это на наш взгляд, более эффективно [при взыскании неуплаченных налогов], — отмечает Наталья Мильчакова. — В любом случае, простым гражданам, которые что-либо продают на «Авито», ничего не угрожает и вряд ли будет угрожать в будущем.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: