«Чай нужно пить как лекарство, чтобы потом лекарство не пить как чай»

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 14:24 / 14 июля 2018
17
«Чай нужно пить как лекарство, чтобы потом лекарство не пить как чай»

Фестиваль главного татарского напитка провели в Казани. 

Чай издревле считается важной частью культуры татарского народа. До сих пор ни один национальный праздник не обходится без душистого чая. Его ароматом накануне была пропитана Старо-Татарская слобода. Там на пешеходной улице Каюма Насыри прошел Фестиваль чая.  

На небольшой площадке уместилась сцена, лавочки, несколько столов для чаепития со всевозможными сладостями. Все по-татарски радушно и гостеприимно. Проходящие мимо туристы и горожане останавливались узнать, что празднуют, и задерживались на несколько часов, с интересом наблюдая за происходящим. Площадка быстро заполнилась до стадии «ни пройти ни проехать».

Еще за полчаса до начала фестиваля догадливые эбики (бабушки) заняли все «вкусные» места.  

- А знаете, что здесь будет? - интересуюсь я у них.

- Кончено, кызым, Фестиваль чая. Мы вот уже напробовались его, теперь концерт ждем, - улыбаются мои собеседницы.   

На празднике все как дома. Самовар, чай и сладости. Здесь же можно все продегустировать и купить самое вкусное. Не продаются одни лишь самовары. Вон они, выстроены в ряд как хозяева праздника, у самой сцены. Рядом стоит мужчина и то и дело натирает каждый до блеска.

- В моей коллекции около 80 самоваров. Я собираю их по всей России уже около 10 лет, есть экземпляры из Франции и Голландии. Как нахожу? Так ведь сейчас все можно найти по интернету. Договорюсь - мне отправляют по почте. Всех их люблю, все интересные, каждый из них уникален и работает до сих пор. Вот этот нравится мне особенно (показывает на один из экспонатов). Он был сделан в Москве в 1850 году по специальному заказу из латуни и серебра. У него ножки, как лапы льва, и ручка поднимается и опускается, - рассказывает Фарит абый

Цену такого самого особенного самовара коллекционер не называет, говорит, военная тайна. Рассказывает лишь то, что в царские времена подобный предмет стоил около 150 рублей, тогда как цена лошади в те времена была около 50 копеек.

Конечно же, чайный фестиваль не состоялся бы и без чайных мастеров. Каждый угощает гостей вкусным чаем по собственному рецепту.

- У нас есть различные купажи с народными травами, которые произрастают на территории России. Основной наш ассортимент -  это высококачественный китайский чай, который на высшем уровне изготавливается чайными династиями. Пока чайные традиции в Китае еще не потерялись, мы стараемся перенять у них все их знания. У нас есть и свои учителя, мастера школ, которые владеют древними знаниями, и они охотно делятся ими с нами. Мне самому нравится татарский купаж. В него входит мелисса, душица, чабрец, основа его - индийский чай байховый, - рассказывает чайный мастер Айдар Мингалимов.

Китайские традиции настолько глубоко проникли в татарскую культуру, что неудивительно встретить здесь и мастеров, которые знают особенности изготовления заварки и самого процесса чаепития так хорошо, как свои пять пальцев. 

- Чай нужно пить как лекарство, чтобы потом лекарство не пить как чай, - смеется Фаниль Махмутов. Он предлагает гостям напиток одиннадцатилетней выдержки - пуэр. Его изготавливают в Китае по особенной технологии. Собирают, немного сушат, поливают водой и расстилают на скирде. Чай преет и его прессуют в форме лепешки, которая хранится нетронутой 11 лет.

Фаниль абый пьет чай со своими друзьями. Это глиняные черепаха, дракон и жаба. Фигурки олицетворяют долголетие, здоровье, знания и денежное благосостояние.

- В Китае говорят, если пьешь чай один - познаешь себя. Если пьешь чай вдвоем - познаешь друг друга. Если пьешь чай втроем - познаешь чай. Если пьешь чай толпой - просто переливаешь воду, - делится он китайской мудростью с гостями.

- Сначала надо попробовать что-то сладенькое, а потом запить горячим чаем, - зазывают к себе продавцы сладостей. Здесь и варенье, и пахлава, и зефир, и сухофрукты и, конечно же, мед. 

- Татарский чай не пьют без меда. Особенно всем нравится липовый, он такой нежный. Только вот проблема - всех смущает цена натурального продукта, все спешат скорее узнать, сколько стоит баночка. А ведь в магазинах покупают дорогие конфеты и не взглянув на ценник, - делится Нурия Закирова из династии пчеловодов. 

О том, как к татарам пришел чай и насколько важным процессом стало чаепитие, рассказал кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории им. Марджани АН РТ Рустем Аминов. Впервые наши предки начали знакомство со вкусным напитком в 1670 году, когда между Москвой и Пекином был заключен договор о продаже чая по всей нашей стране. Традиция пить чай прижилась среди татар гораздо раньше, чем среди русских. При этом позволить его себе могли лишь очень богатые люди. Потому чай считался элитарным напитком. «Лето на душе дарит чай, но денег требует ай-яй», - такая поговорка стала популярной среди народа. 

Со временем чай стал любимым лакомством татар и неотъемлемой частью народной культуры. Некоторые женщины настолько любили ходить в гости почаевничать, что появилась поговорка «Научилась пить чай - позабыла пряжу». 

Заваривался напиток очень густо и пился горячим с пастилой, медом, сахаром вприкуску. Еще его разбавляли молоком, чтобы смягчить горьковатый привкус. По приятному кремовому цвету он напоминал катык, столь любимый татарами. 

1/0

Другая особенность, которая сохранилась до наших дней издревле, - пить чай из специальной небольшой посудки - «чынаяк». Поэтому каждый зажиточный горожанин старался обзавестись хорошей посудой. Таким образом, демонстрируя гостям, которые приходят в гости, свой статус. 

Художник, писатель и краевед Эдвард Турнерелли, посетивший Казань в XIX веке, признавался, что такого вкусного чая он не пил нигде в Европе. Вот и сегодня туристы, посещая Казань, стараются обязательно посетить чайную церемонию. 

КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 08:00 / 3 февраля
2
2
Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Памяти Децла. Большое интервью музыканта. Он дал его KF год назад.

В ночь со 2 на 3 февраля скончался, пожалуй, самый известный рэп-исполнитель России Кирилл Толмацкий, больше известный под псевдонимом Децл. На стыке двух веков он стал символом перемен, олицетворением свободы и нового слова в российском шоу-бизнесе. Так получилось, что одно из своих последних больших интервью Кирилл дал изданию KazanFirst во время приезда в Казань год назад. Этот материал актуален и сейчас. В память о Децле мы приводим его вновь. Впервые опубликовано 19 февраля 2018-го. За год до гибели музыканта.  


В Казань приехал Кирилл Толмацкий, известный широкой аудитории под именем Децл. Впрочем, у кумира тинейджеров 90-х есть и другие псевдонимы - Le Truk и Juzeppe Jostko. Под ними Толмацкий читает рэп на остросоциальные проблемы, в том числе и на английском.

Выступление артиста закончилось уже под утро, однако это не помешало ему ответить на вопросы KazanFirst. Интервью прошло в не совсем обычном месте. В гримерке, расположенной рядом со сценой, было шумно, поэтому разговор состоялся в соседней душевой комнате.

- Ты сегодня выступил в Казани, вчера в Питере. Какие эмоции?

- Что в Казани, что в Питере лично мне было немного тяжеловато работать. Сегодня перед выступлением еле проснулся. Проснулся, одел майку, джинсы, собрал все сумки и опять заснул. Я с 14-го числа работаю, до этого выступал в Таиланде, потом полетел в Москву, оттуда в Питер, потом в Казань. Но концерты проходят прикольно.

- Ты много путешествуешь по стране. Скажи, что в России изменилось, если изменилось, за последние 10-15 лет в музыке и культуре?

- Все меняется под политику. Был такой момент, когда ушел Ельцин и пришел Путин и все уже менялось в музыкальном плане. Начало во все стороны развиваться, все стало интересным, качал MTV, Муз ТВ, были федеральные музыкальные каналы, которых сейчас нет в эфирной сетке. Была какая-то альтернатива для молодежи, но все ушло в интернет.

- Децл поменялся вместе со страной или поменялись только его имена?

- Много чего нового появилось. Я остался, но, безусловно, поменялся под обстоятельства. У меня уже ребенку почти 13 лет, другие интересы, нежели чем когда я был совсем свободным в семейном плане. По сути дела, идет духовное развитие, прокачка разной литературой в основном для того, чтобы нести в массы темы, волнующие всех здесь и сейчас. Некоторые волновали тогда и волнуют всегда - типа ты меня любишь, я тебя не люблю. Эта ерунда всегда будет продаваться. Не это, а что-то другое необычное.

- Для тех, кто последние лет 10 не следил за твоей работой, как коротко можно охарактеризовать твои проекты Le Truk и Juzeppe Jostko?

- С 2009 года я начал реже общаться с теми, с кем общался раньше, по определенным обстоятельствам. Последние девять лет - это серьезная работа над собой. Это ежедневный внутренний конфликт, борьба с внутренними предрассудками. При этом все проходит без сильных напрягов. 

Я все-таки до сих пор пытаюсь немного подстроиться, потому что я начинал, когда были пейджеры и у нас все было по-другому. Все быстро меняется, появились новые технологии, в которые нужно вникать.

- При этом ты резко реагируешь на своих более молодых коллег по цеху. В частности, в "Твиттере" ты упоминаешь рэперов из Газголдера. Это уже личное из-за конфликта с Бастой?

- Там все вместе. На самом деле Баста - это просто такой персонаж, который прикрывает серьезную схему бандитско-ментовскую, поэтому он сильно взъерошился, когда я вдруг начал публично говорить в "Твиттере", как они себя ведут.

Изначально мы перестали туда ходить (на Газголдер. - Ред.) за четыре-пять лет до конфликта. Когда только построился Газголдер, там одного моего друга попросили организовать некий клуб. Тот сказал, что клуб не надо, лучше организуем общество творческих людей. В то время, когда там не было никакого Васи, собирались творческие люди - художники, музыканты, чайные мастера, интересные персонажи. Но в какой-то момент приехал Богдан Титомир и сказал, что нашел крутого рэпера, и после того, как этого рэпера привезли в Москву, всех начали потихоньку сливать. В итоге мы одни из последних, кто оттуда слился, и туда набрали на контрактной основе кучу рэперов. В том числе туда Смоки Мо попал в какой-то момент, после чего я перестал с ним общаться. В общем, много других людей попали в эту клоаку, а, по сути, они работают на одного человека.

- И кто этот человек?

- Это тот человек, кто больше всех выкатывает яйца.

- Почему рэп стал настолько актуальным? Рэперы говорят на близкие молодежи темы и на близком языке?

- Нет, просто он стал настолько неприятным, насколько это неприятно взрослым людям. Я в свое время поставил цель делать рэп таким, чтобы родители могли ставить его своим детям, а дети ставить своим родителям. Чтобы исчерпать конфликт поколений. Мне это удалось - мои треки родители не стесняются слушать при детях, а дети - при родителях. А то, что происходит сейчас, - это очередная попытка разделить, создать некий конфликт между поколениями, чтобы старшие не понимали младших и наоборот. Кто-то эту херню мутит специально, это такой заговор. Если раньше не хотели, чтобы к нам ходили фанаты, определенные политические организации привозили скинхедов. Это сейчас они ведут гибридную войну - войну в интернете. Соответственно, влияют на массы двойными стандартами и количеством спама в онлайн-пространстве. Меняется мир и меняются способы ведения войны.

- Ты сказал, что сегодня ты не просто музыкант, но еще и отец. Скажи, как выглядит собирательный образ современного российского мужчины - о чем он думает, чем он зарабатывает на жизнь, чего он хочет?

- Как оно и есть или как оно бы мне хотелось?

- Как ты это видишь сейчас.

- Я затрудняюсь ответить. Наверное… барыга?!

- А как бы ты хотел?

- А хотел, чтобы был философ, мудрый, интересный, правильный во всех смыслах этого слова. Сейчас миром правят двойные стандарты, мы живем в мире иллюзий, где все самое низменное, некрасивое и плохое вылезает наружу. Поэтому еще какое-то время нам придется с этим свыкаться, а в какой-то момент, уверен, это все изменится и энергии начнут работать в другую сторону. Пока мы работаем в подполье и ждем рассвета солнца, когда всех вампиров сожгут теплые солнечные лучи и снова все станут счастливы на планете Земля. С одной стороны, новые технологии нам мешают, с другой - искусственное сознание пробудится и мы посмотрим, что будет дальше.


Редакция KazanFirst выражает соболезнования родным и близким Кирилла Толмацкого. 


КОММЕНТАРИИ (7)
До слез
Покойся с миром... RIP. Будем помить всегда.
22
ОТВЕТИТЬ
Евгений
REST in PEACE
1
ОТВЕТИТЬ
Миша Видяев
У каждого свои плюсы и минусы. Децл, спасибо за песни в 90-х!!! Скорбим.
10
ОТВЕТИТЬ
Имя
Подтверждение того,что это настоящий артист
9
ОТВЕТИТЬ
День
Он жизнь постиг
9
ОТВЕТИТЬ
Катерина
Неожиданно умно. Пусть хорошим растет сын.
1
ОТВЕТИТЬ
Оксана
ЧЕЛОВЕК с принципами и своей философией! Слушаю новые альбомы — это бомба, это творчество. Кирилл живёт в своей музыке! Спасибо, что был!
3
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх