Site icon KazanFirst

«Эпатажная музыка помеха для мотивации создавать настоящее искусство»

Крутизна мешает творить. Чтобы джаз жил
Крутизна мешает творить. Чтобы джаз жил, нужно делать красоту.

Фронтмен группы Billy’s Band Билли Новик — знаковая персона в отечественной музыке. Манера исполнения песен человека в котелке с контрабасом стала чем-то новым для российской публики. В результате Billy’s Band прошли путь от питерских андеграундных клубов до большой сцены с собственным музыкальным спектаклем «Блюз в голове».

В Казань Билли Новик приехал, чтобы представить свой сольный проект — «Песни Егора Летова», где он исполняет композиции легендарного музыканта.

— Мое знакомство с Billy’s Band состоялось около 10 лет назад благодаря телеканалу альтернативной музыки A-One. Как считаете, независимым группам сейчас не хватает такого точечного продвижения или интернет расставляет все на свои места и артист все равно найдет своего зрителя?

— Тут двоякая ситуация — с одной стороны, сейчас альтернативный телеканал не нужен, потому что молодежь включает телевизор все реже и реже. Интернет действительно дает шансы каждому, но он перестраивает психологию восприятия творчества, музыки, в частности. Телеканал у тебя может идти фончиком, ты даже можешь не знать, как называется песня, которая играет. А когда ты находишься в интернете, начинают работать другие законы восприятия и фоновое прослушивание музыки не так актуально. Поэтому очень важно схватить внимание зрителя в первые 5-10 секунд. Это ведет к тому, что вопреки ожидаемому временем переходу к менее эпатажной музыке она, наоборот, стала более эпатажной, а это существенная помеха для того, чтобы люди имели мотивацию творить настоящее искусство. Сейчас больше хайп и кетч должны присутствовать.

— В свое время у вас были коллаборации с «Кастой». С тех пор рэп стал еще популярнее в России. Сейчас вам кто-то интересен из так называемой молодой школы?

— Взаимодействия с «Кастой» были как раз еще в дохайповую эпоху. Они строились на нашем взаимном стремлении к искусству, к поэзии, к совместной коллаборации, которая не являлась хайповой по сути. Наверное, нельзя так говорить, но если говорить правду, то сейчас интересного мало и я не могу найти для себя что-то новое. Я больше интересного нахожу, когда копаюсь в музыке 50-60-х. Есть такая штука, что мысли, чувства и сердечности в той музыке гораздо больше. Я не ретроград. Дело не в том, что мне нравится старомодный стиль. Дело во внутреннем содержании музыки. Я еще принадлежу к тому поколению, для которого музыка являлась душевной ценностью, а не показателем моды или крутизны.

— Billy’s Band как раз начинали с каверов на песни тех времен. И вот сейчас вы пришли к «Песням Егора Летова». Для вас они что значат?

— Для меня это совсем другое. Это не кавер-проект. Каверами мы занимались благодаря тому, что где-то были заказы, где-то нас на телевидении попросили к празднику подготовить, где-то это были сборные трибьюты. Песни Егора Летова — это то, на чем я вырос и чем я питался всю свою жизнь. Может быть, это не так явно для всех, но это моя прошивка. И теперь, когда я стал постарше и посмелее, раньше я скромничал, решился на этот дерзкий шаг — спеть для своих друзей и тех, кто по какому-то недоразумению не открыл для себя огромный пласт русской поэзии. Это мой сольный проект, и он не связан с Billy’s Band. Я пою свои любимые песни и не пытаюсь их переосмыслить. Я пытался поставить во главе угла песни Егора Летова без всяких личностных наложений. Хотел донести мелодию и текст песни — без джаза, концептуальностей.

— Почему врачи так часто уходят в творчество (Билли работал врачом-патологоанатомом в детской больнице и старшим лаборантом на кафедре военно-полевой хирургии в Военно-медицинской академии. — Ред.)?

— В российской медицине работают такие законы, что это должно быть полное самопожертвование, которое противоречит даже бизнесу. Врач — это профессия, которая подразумевает постоянный поиск и стремление к совершенствованию. Медицина — это попытка проникнуть в суть вопросов. Тем же самым занимается психология. Следующий шаг — музыка, лирика, тексты — как они действуют на тебя самого. Это способ взаимоотношений с реальностью. Среди других профессий это тоже есть, просто это менее акцентируется.

1/0

— В джазе еще можно что-то новое придумать?

— В джазе не надо ничего нового придумывать. Джаз — это музыка, которая предназначена передавать красоту, неоднозначность, легкость и изящность. Вот что такое для меня джаз. Можно придумать что-то в классике? Не надо. Нужно просто продолжать делать красоту. А это огромная проблема джаза, потому что в джазе тоже появилось много желания проявить крутизну и это противоречит музыке как таковой.

— Billy’s Band называли свой стиль алко-джаз. Теперь что-то поменялось?

— Сейчас мы все равно романтический алко-джаз из Петербурга. Благодаря тому, что у меня есть такие проекты, как Петербургский джазовый актив, где красота и традиции на первом месте, и «Песни Егора Летова» — это мои душа и все текстовые идеалы. 

Поэтому Billy’s Band остается в том реноме, в котором мы его привыкли видеть, и я не за то, чтобы оно видоизменялось. Пусть эта ниша будет занята Billy’s Band.

Exit mobile version