«И что мы должны сделать, по звонку сорваться и бежать туда?»

В центре Казани на головы прохожих рискует обрушиться стена исторического здания.
В центре Казани на головы прохожих рискует обрушиться стена исторического
здания.

В центре города, на улице Карла Маркса, 43, на головы прохожих вот-вот упадёт стена памятника архитектуры XIX века. Глубокие сквозные трещины в несущих конструкциях могут привести к трагическим последствиям в любой момент, поэтому на тротуаре появились предупредительные таблички. Однако казанцы всерьез угрозу не воспринимают — визуально о ней можно догадываться лишь по частично отвалившейся облицовке на фасаде, поэтому аншлаги, преграждающие проход, постоянно отодвигают, ведь дефект заметен только изнутри.

«И что мы должны сделать, по звонку сорваться и бежать туда?»

Собственник здания — Казанский университет — заказал обследование наружного покрытия специализированной организации ООО «Проектно-конструкторское бюро «Казань». Из отчёта следует, что «техническое состояние облицовки наружных стен классифицируется как аварийное».

«И что мы должны сделать, по звонку сорваться и бежать туда?»

В 1873-1896 годах в здании располагался один из первых в России ветеринарных институтов, а в 1899-1917 годах — Учительский институт, сыгравший важную роль в развитии просвещения Казанской губернии. Изначально здание было двухэтажным, но в 30-х годах прошлого столетия оно было надстроено двумя этажами из силикатного кирпича, которые сейчас и представляют опасность — в образовавшуюся щель между старой кладкой и новой можно просунуть руку на улицу. При этом нижние стены императорских времен, которые старше верхних этажей почти вдвое, держатся крепко по сей день.

В наше время тут размещалось общежитие Казанского государственного финансово-экономического института, далее оно было приспособлено под учебный корпус, а впоследствии, при создании Казанского федерального университета, было включено в имущественный комплекс КФУ. С 90-х годов и до настоящего времени объект не ремонтировался.

«И что мы должны сделать, по звонку сорваться и бежать туда?»

Реконструкцию начали 18 июня, сразу после завершения учебного года. По планам университета в здании разместятся некоторые кафедры Института международных отношений КФУ. В планах у руководства университета превратить объект культурного наследия, находящийся в центре города, в передовой научный центр. Впрочем, прежде чем сделать его таковым, необходимо привести в порядок само здание. Сегодня объект конца XIX века нуждается не только в косметическом, но и в капитальном ремонте — требуется утепление аудиторий. Студенты неоднократно жаловались на сквозняки в аудиториях, вероятно, причина была в глубоких трещинах в стенах, спрятанных за гипсокартоном.

«И что мы должны сделать, по звонку сорваться и бежать туда?»

Первоначально предполагалось отремонтировать треснувшую штукатурку, напольное покрытие аудиторий, частично заменить светильники и провести профилактические работы по системе отопления и водоснабжения. В ходе проведения этих работ выявились факты, по мнению университета, аварийного состояния объекта — за слоем старой обшивки внутренних стен обнаружились сквозные трещины и отслоение наружных стен верхних этажей от внутренних поперечных несущих конструкций. В связи с угрозой обрушения ремонтные работы на верхних этажах до проведения квалифицированной экспертизы внутренних конструкций были приостановлены.

— Университетом было принято решение о проведении дополнительной строительной экспертизы здания, потому что есть угроза обрушения, а поскольку оно является объектом культурного наследия, то к нему особое внимание, — рассказал KazanFirst руководитель пресс-службы ректора КФУ пресс-секретарь ректора КФУ Камилл Гареев. — Данный объект временно выведен из учебного процесса. О сроках завершения работ возможно будет сообщить только после получения заключения экспертизы — она должна определить план дальнейших работ. Сейчас решается вопрос о том, кто ее будет проводить. Пока все, что мы можем сделать, — это не беспокоить здание.

«И что мы должны сделать, по звонку сорваться и бежать туда?»

Сколько в таком состоянии продержится объект и кому пришло в голову скрыть сквозную щель гипсокартоном, неизвестно. Без экспертизы рабочие боятся её трогать. Работы, которые требуют активных действий, не проводятся.

Ветхости зданию добавляет и то, что в разные годы оно перенесло несколько пожаров. Последний произошел в мае 2009 года. Тогда объект находился также на реконструкции, поэтому людей внутри не оказалось. Тем не менее пожару был присвоен 3-й, повышенный номер сложности.

По мнению известного казанского архитектора заведующего кафедрой градостроительства КГАСУ Александра Дембича, все исторические объекты так или иначе имеют физические дефекты. Без визуального осмотра он затруднился ответить, насколько здание по Карала Маркса, 43 пострадало от бездействия собственников.

Вариант убрать верхние аварийные этажи предлагает председатель Казанского городского общества историков-краеведов Анатолий Елдашев. Он уверен, что надстрой советских времен не представляет никакой исторической ценности. Но еще раз возводить новые этажи на старый фундамент нельзя, считает он,  — несущие опоры не выдержат, они не рассчитаны на современные нагрузки.

— Время показало, что раньше здания строили лучше, чем в советское время, — рассуждает Анатолий Елдашев. — У людей было больше совести в то время, были другие уровни профессионализма, ответственности и контроля за качеством самих материалов — даже кирпич не рассыпался, когда его сбрасывали с высоты 2-3 метров. Когда надстраивают дополнительные этажи на памятник, он теряет свою ценность, меняется первоначальный замысел архитектора.

«И что мы должны сделать, по звонку сорваться и бежать туда?»

При этом объекты культурного наследия могут неоднократно перестраиваться за все время своего существования. И если историческое здание, пусть и с надстроенными в советские годы этажами, стоит на госохране, значит, оно полностью вместе с ними признается объектом культурного наследия.

Журналист KazanFirst обратился к специалистам республиканского Минкульта, ответственным за сохранение объектов культурного наследия, чтобы сообщить об инциденте, который может привести к трагическим последствиям. Но, к удивлению автора материала, на тревожный сигнал там ответили с нескрываемым раздражением:

— И что мы должны сделать?

— Вы знаете, что там щель с руку и завтра стена может упасть на головы людей?

«И что мы должны сделать, по звонку сорваться и бежать туда?»

— По звонку мы тоже не можем сорваться и бежать туда, но рассмотрим этот вопрос: с кем заключены охранные обязательства и почему собственник их не соблюдает, поскольку бремя содержания лежит на нем, — ответили в министерстве.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *