Лет ми спик фром май харт: почему мы не говорим по-английски

Главная претензия от иностранных болельщиков к нам - незнание языка. Как так получилось и что нужно
Главная претензия от иностранных болельщиков к нам — незнание языка. Как так
получилось и что нужно, чтобы восполнить пробел.

Чемпионат мира по футболу в России, названный «лучшим в истории», получил высокие оценки иностранных болельщиков. Архитектура, организация, российское гостеприимство и даже плацкартные вагоны оставили у гостей восторженные отклики. 

Но на вопрос «какой минус вы все-таки могли бы назвать в России», большинство иностранцев отвечали одинаково: «Языковой барьер. Здесь почти никто не говорит на английском». Так на английском отвечали колумбийцы, корейцы, иранцы, аргентинцы… Словом, даже те, для кого этот язык не родной, но они на нем свободно изъясняются. 

Лет ми спик фром май харт: почему мы не говорим по-английски

Почему же вышло так, что мы в России много лет учим язык сначала в школах, а потом и в университетах, но все равно не говорим на нем? И как это сказывается на туристической привлекательности города?

Так ли все плохо со знанием языка 

Россия по итогам 2017 года заняла 38-е место из 80 стран в крупнейшем мировом рейтинге EF EPI, оценивающем уровень владения английским языком среди взрослого населения неанглоговорящих стран. Первые в списке Нидерланды, Швеция, Дания и Норвегия. Лучше всех английский, согласно результатам исследования, знают европейцы, включая финнов, сербов и румын.

Последние пять лет наша страна находится в группе стран с низкими показателями уровня владения языком наряду с Китаем, Бразилией, Уругваем, Перу и еще 18 государствами. Считается, что на этот уровень влияет экономическая интеграция территории, которая обуславливает необходимость изучения международных языков, основной из которых — английский. Скорее всего, человека, который более-менее свободно говорит на английском, вы быстрее найдете в том же Китае, нежели в России. 

Основатель школы Speak Free Александр Обогрелов отмечает, что рейтинг EF EPI для России может быть выше, если в стране будут активнее проводить тестирование среди школьников, студентов и обычных граждан. При этом в том же Китае люди массово стараются учить английский язык.

Лет ми спик фром май харт: почему мы не говорим по-английски

— Я сейчас нахожусь в Китае и вижу, что местное население как можно быстрее пытается выучить английский, потому что они понимают, какие это дает возможности на будущее. При этом Китай — такая удивительная страна, что там даже не хотят привлекать для работы иностранцев. Они хотят, чтобы их жители уезжали, изучали английский язык за рубежом и возвращались обратно работать уже на международном уровне, — отмечает собеседник.

Среди причин, по которым россияне массово не бросаются учить международный язык, руководитель Speak Free выделяет отсутствие государственной поддержки, страх самих людей разговаривать на другом языке и допускать ошибки, а также закомплексованность, которая уходит корнями в школьное образование.

— В школах и университетах сегодня не придают значения тому, что на языке можно и нужно разговаривать. Есть индуктивная система преподавания, которая подразумевает, что вы в процессе обучения зубрите и сдаете тест. Из-за этого возникает ситуация, когда человек знает язык, но не знает, как с ним обращаться. Даже к нам на работу отправляют резюме администраторы, которые пишут, что знают язык «со словарем». Я много путешествую и не встречал такого в других странах. Поэтому и появляются частные языковые школы, — считает Обогрелов.

Лет ми спик фром май харт: почему мы не говорим по-английски

По мнению собеседника KazanFirst, в России просто не привыкли считать, что язык — это социальная вещь и учится он в социуме. Осложняет все и наследованная система в учебных заведениях, когда на школьников или студентов давят, если они совершают ошибки. 

— Возникает фиктивный фильтр — человек начинает себя оценивать со стороны, испытывает очень сильные эмоции, и вместе с этим ничего не может запомнить. В таком случае не помогают даже репетиторы, потому что это тоже индуктивная система обучения, — отмечает Обогрелов.

Третий фактор, который называет преподаватель — это отсутствие пропаганды в стране, как например, в Китае. В 18-19 веке в России, пусть и только среди элит, знание иностранного языка было в порядке вещей. А сегодня, когда английский — это уже часть повседневности (мы носим брендовую одежду, питаемся и покупаем товары в мировых сетях), в нашей стране его изучение так и не стало трендом. Косвенно влияют на это масштабы страны и ограниченный выход на иностранцев, считает Обогрелов. 

С английским трудно не только в России

Итальянский режиссер Карло Альберто Кавалло пересек Россию с Запада на Восток. Два раза на мотоцикле и один — через сервис по поиску попутчиков. Путешественник отмечает, что россияне могут быть не готовы учить язык из-за своеобразного чувства страха незнакомого. А сравнивать страны друг с другом нужно с оглядкой на то, что и в небольших европейских городах или деревнях с английским не всегда бывает в порядке. 

Лет ми спик фром май харт: почему мы не говорим по-английски

— Конечно, сегодня вы везде можете найти человека, который говорит неплохо по-английски. В России я в нескольких случаях находил и людей, которые могли бы говорить по-итальянски. Чаще англоговорящие люди здесь так или иначе связаны с бизнесом в Европе. Их можно встретить и в Омске, Томске или Иркутске. В небольших городах, например, в Тобольске или Нижнеудинске, можно найти некоторых говорящих на английском только в больших отелях, и даже тогда английский не более чем базового уровня. В деревнях и селах вы не найдете себе собеседника. Но также и в любой деревне или селе во всем мире, — утверждает Кавалло. Почему все-таки мало россиян говорит по-английски? Кавалло на этот вопрос отвечает историей:  — Если вы путешествуете по Сибири, например, то люди скажут вам, что у них в городе безопасно, но вот в соседнем надо быть осторожнее. Вы добираетесь до следующего города, и они говорят вам тоже самое! Они говорят о соседях как о потенциальной опасности. Этот смешной момент может частично дать вам ответ: русские люди не очень заинтересованы в знакомстве с кем-либо за пределами своего региона, города или деревни. В основном из-за расстояний, но и из-за общего недоверия к соседям тоже. Это ограничивает любопытство и, следовательно, готовность узнать больше, например, язык, — рассказывает режиссер. При этом он подчеркивает, что жители России «очень приятны» для иностранцев, и готовы помогать даже на языке жестов.  

Поговорить бы. Да не с кем

В Казани, по словам преподавателей частных лингвистических школ, количество учеников — и взрослых, и детей, ежегодно растет. Люди идут учить язык для работы и путешествий. А татарстанские выпускники все чаще выбирают английский для сдачи ЕГЭ. В 2017 году экзамен по этому предмету сдавали более 1,6 тысячи школьников. А средний балл с 2012 года, по данным Минобрнауки РТ, вырос с 62,4 до 74,7. Число тех, кто выбирает немецкий, снизилось с 53 до 18 человек, французский и испанский языки у выпускников тоже непопулярны.

Лет ми спик фром май харт: почему мы не говорим по-английски

— Сегодня даже обычные школы дают достаточные знания для того, чтобы общаться на элементарном уровне, но мало внимания там уделяется самой коммуникации, — высказывает мнение представитель казанской школы Need for speak Эльмира Шарафутдинова. — То есть дети слушают, читают, учат слова, а как все это применить на практике, не знают. Я думаю, что после обучения в школе или университете люди не говорят на иностранном языке из-за психологического барьера. Они боятся, что скажут что-то не так или что их не поймут. У меня есть ученики, которые жалуются, что они «учат-учат» язык, но не разговаривают. Но когда, например, они приезжают в другую страну, стоит только заговорить, и все получается. Чаще даже бывает так, что если с носителями языка ученику страшно или сложно говорить, то с теми, у кого тот же английский является вторым языком, проще, потому что они тоже совершают ошибки. Но самое главное, что люди испытывают радость, когда они и их понимают.

Еще одна черта, которая характерна для россиян, и она им мешает — излишняя серьезность при обучении. Этот фактор важно снять с началом изучения языка. К примеру, когда корейцы и китайцы приезжают в Россию учиться русскому и уезжают через 7 месяцев, практически не говоря на нем. Азиаты слишком тщательно подходят к процессу и скованны во время него. Зато представители того же африканского континента, которые приезжали в Сибирь за русским, были не так педантичны, много шумели и веселились, и вернулись на Родину с умением говорить на новом языке.

— Например, перед началом урока у нас стоит мертвая тишина. Я вспоминаю свой опыт учебы в Штатах — в классе всегда было шумно, все говорили, несмотря на то, что они из разных стран, — дополняет Обогрелов.

Лет ми спик фром май харт: почему мы не говорим по-английски

Преподаватель еще одной казанской школы FES (First English school) Ляйсан Гимадиева также считает, что сегодня дети могут научиться языку и в общеобразовательных учреждениях. 

— Сегодня стали лучше обучать иностранным языкам, если речь идет о хороших школах. Некоторые говорят о наследии советской системы образования, но она не была плохой. Просто из-за железного занавеса люди учились понимать язык, а не говорить на нем. Нам в принципе труднее учить языки романо-германской группы, потому что русский в нее не входит. Плюс, с учениками во многих школах и центрах не используют методы, которые облегчают и ускоряют процесс овладения языком, — считает она.

Молодым россиянам в этом случае, кажется, повезло больше, чем их родителям. Они росли в той среде, где возможностей для изучения больше — от интернет-ресурсов и приложений для гаджетов до предложений специализированных школ. По словам Гимадиевой, сегодня взрослые люди чаще всего идут переучиваться или учиться перед поездкой на отдых за рубежом или для работы, где требуется более высокий уровень владения языками. К ней в школу приходят и пенсионеры, которые «просто хотят, чтобы работала голова». Среди тех же, кто приходит из-за работы, в классах сегодня больше всего айтишников.

Казань говорит

В туристических городах, к коим относится и Казань, иностранный турист не должен испытывать языковых проблем. Начиная от уличной навигации и меню в ресторанах до возможности попросить помощи на улице — все это должно быть понятным. Генеральный директор Центра развития туризма РТ Дильбар Садыкова признает, что даже в сфере обслуживания все еще есть трудности с владением языками. 

— Я бы сказала, что это не проблема, а задача. Конечно, в Казани есть места, не весь персонал которых знает иностранные языки. Но подготовка к чемпионату мира по футболу стимулировала процесс подбора сотрудников с владением иностранного. Накануне ЧМ я лично проверяла, перевели ли рестораны меню для туристов. В одном из заведений встретила меню на пяти языках, включая персидский — для представителей стран, команды которых играли в Казани. Знаю, что туда шли иранские болельщики, — добавляет Садыкова.

Лет ми спик фром май харт: почему мы не говорим по-английски

Официальный туристический бренд республики Visit Tatarstan аккредитовывал казанские заведения (похожая практика существует и в других городах и странах), проверяя в том числе наличие хотя бы одного человека в смене, который разговаривает на иностранном языке.

— Ко мне во время чемпионата приезжали друзья из заграницы. Когда мы с ними ходили куда-то, я не включалась в общение с персоналом по заказу блюд, чтобы проверить, как справятся те же официанты. И они отлично это делали. От качества обслуживания зависит, вернутся ли посетители в заведение, будут ли они рекомендовать его своим знакомым, и, соответственно, возрастет ли чек, — подчеркивает она.

В системе обслуживания есть еще один фактор, который влияет на то, что языки персонал не знает, указывает Садыкова. Часто официанты и бармены — это студенты или люди, которые ищут подработку и нанимаются на лето или какой-то короткий период. Человек недолго работает и поэтому преемственности нет. 

Руководитель отдела продаж отеля «Мираж» Анна Медвежова отмечает, что знаний, полученных в институте, не всегда бывает достаточно, чтобы общаться с иностранцами на высоком уровне. В самом отеле ежегодно проводят курсы по повышению уровня знания английского языка для всего персонала.

— Очень важно, чтобы сотрудники отеля владели международным языком хотя бы на разговорном уровне. Мы на рынке Казани уже 13 лет и за это время в нашем отеле останавливалось большое количество иностранных гостей, мы принимали участие в международных конференциях, саммитах и спортивных мероприятиях. Поэтому при приеме на работу знание языка — это обязательное требование для сотрудников службы приема и размещения, отдела продаж и для администраторов ресторанов и фитнес-центра. Это «контактный персонал», который выступает в качестве связующего звена с другими службами отеля, — объясняет Медвежова.

Лет ми спик фром май харт: почему мы не говорим по-английски

Бывает, что и туристы не разговаривают на английском. Спасают в этой ситуации онлайн-переводчики. Кстати, именно они не раз выручали и в Казани: в автобусах и на улице часто можно было увидеть, как болельщики и, к примеру, кондуктор, общаются с помощью гугл-переводчика. Но от этого страдает процесс знакомства со страной. Ведь кто как ни мы могли рассказать и посоветовать гостю так много интересного, о чем он не прочитает в интернете.  

Тем не менее, по мнению руководителя Центра развития туризма Татарстана, история в сфере обслуживания в Казани все же кардинально меняется еще с Универсиады 2013 года. Касается это и самого города, и его жителей. 

— Благодаря крупным спортивным событиям жители стали более открытыми в общении с иностранцами. Об этом говорят люди, которые приезжают в столицу Татарстана не первый год. Если раньше казанцы почти не общались с туристами, то сегодня горожане охотно подсказывают им путь или что-то переводят, — утверждает она.

Барьер преодолим!

KazanFirst собрал советы преподавателей тем, кто собирается изучать языки. Как настроиться на обучение и что нужно помнить?

1. В английском нет какого-то конкретного пути в изучении языка. Вы можете выбрать курс, который обещает вам освоение базовых правил языка за 24 часа, но все прекрасно понимают, что это нереально. В среднем, усвоение уровня Elementary или так называемого «уровня выживания» в английском происходит до 7-12 месяцев. Будьте готовы к тому, что изучение языка — долгий процесс.

2. У каждого действия должна быть цель. Вам будет легче приступить к изучению, когда вы будете понимать, для чего вам нужен язык. 

3. Освоить язык можно, лишь получая удовольствие от процесса. Поощряйте себя и не ругайте за ошибки. Ошибки — это нормально.

4. Ищите больше источников образования. Преподаватель в школе или курс в интернете дают вам определенный опыт конкретных людей. Вам нужен свой — поэтому, чем больше будет источников, тем разнообразнее будут знания.

5. Помните, что язык учится в социуме. Есть такое понятие как нетворкинг или образование связей. Чем больше вы их имеете, тем выше будет результат. Подписывайтесь на иностранные Инстаграм-аккаунты, комментируйте и вступайте в обсуждения. Ищите в социальных сетях группы по интересам. Язык легче выучить, когда вы говорите о любимом — то есть о себе и своих увлечениях.

6. Не чурайтесь приложений для телефона. Новые слова, тексты песен, опросники — все это можно использовать при изучении.

7. Смотрите сериалы и фильмы на языке оригинала и повторяйте за героями.

8. Повторяйте изученное не менее 3-4 раз в неделю. 

9. Продолжайте говорить, даже если часто ошибаетесь. Не бойтесь выглядеть глупо. 


Share stories of how you learn english in the comments to this material.


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *