У ФИФА текло, а в РПЛ не попало

Разбираемся
Разбираемся, доросли ли фанаты до пива на футбольных стадионах.

Успех прошедшего в нашей стране чемпионата мира по футболу отметили все — начиная от зарубежных болельщиков, впервые оказавшихся в России, и заканчивая руководством ФИФА. «Чемпионат мира проходит фантастически. Турнир показывает, что Россия очень гостеприимная страна. Чемпионат мира меняет восприятие России, особенно на Западе», — говорил президента ФИФА Джанни Инфантино по ходу турнира.

Одной из отличительных особенностей мундиаля стало пиво, которое продавали на стадионах во время матчей ЧМ-2018. 

У ФИФА текло, а в РПЛ не попало

Для России это не привычное явление. С 2005 года в нашей стране действует запрет на продажу алкоголя на спортивных объектах (ст. 16 ФЗ 171). Осень 2004-го и весну 2005-го можно назвать временем борьбы за трезвость нации. Тогда же, к примеру, запретили употребление алкоголя в общественных местах и сократили количество алкогольной рекламы на телевидении. Только 9 лет спустя вне закона объявили курение в общественных местах.

На проведенных в России Кубке Конфедераций и чемпионате мира по-прежнему действовал запрет на курение, а вот с антиалкогольными настроениями пришлось на время распрощаться. Международная федерация футбола имеет официальных спонсоров, осуществляющих продажу пива на турнирах, проходящих под эгидой ФИФА и приносящих своему партнеру солидные деньги. Не собиралась ФИФА терять доходы и в России. Во время матчей Кубка Конфедераций-2017 и Чемпионата мира-2018 на стадионах пиво свободно продавалось в пластиковой таре. Аналогично дела обстояли на территории фан-фестов.

У ФИФА текло, а в РПЛ не попало

Уже после мундиаля на заседании Госсовета по спорту и организационного комитета «Россия-2018» лидер Татарстана Рустам Минниханов предложил президенту России Владимиру Путину отменить ограничения на продажу пива на стадионах:

— Хотел бы поднять один вопрос, который мы проверили по ходу чемпионата, — это продажи пива. Мы продали пива на 89 млн руб. Никаких эксцессов, никаких проблем не было, — заявил Минниханов. Путин в ответ обещал подумать над предложением. 

Действительно, прошедший в России мундиаль принес алкогольной индустрии немалую выручку. Согласно исследованиям компании Nielsen, в 11 городах-хозяевах ЧМ-2018 в июне продажи пива увеличились на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Всего за 6 месяцев 2018-го продажи пива в России выросли на 8% по сравнению со снижением на 6% в прошлом году. Наибольшее увеличение продаж пива отмечалось в Сочи (39%), Волгограде (31%), Калининграде (30%) и Казани (27%). 

У ФИФА текло, а в РПЛ не попало

Исполняющий обязанности губернатора Нижегородской области Глеб Никитин с лидером Татарстана солидарен: 

— Чемпионат мира показал, что продажа пива на стадионе не приводит к каким-либо случаям асоциального поведения или нецивилизованного боления. Случаев хамства зафиксировано не было. Безусловно, этот вопрос требует рассмотрения, — считает Никитин.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра» Вадим Дробиз уверен, что отмена запрета на продажу пива может принести стадионам прибыль, однако учитывая посещаемость российских арен и покупательную способность населения, бизнес рискует быть не самым выгодным.

— Что у нас было на чемпионате — стакан пива стоил 250-350 рублей. Это цена завышенная. Но и народу было много. Берем обычный стадион в регионе на 10 тысяч зрителей. Вряд ли туда придет больше 3-4 тысяч человек. Пусть стакан будет продаваться по 150 рублей. Это меньше миллиона рублей, при этом стадиону достанется рублей по 20 со стакана. При этом не каждый болельщик захочет тратить деньги на пиво на стадионе, когда можно дешевле купить в магазине после матча. Сейчас борьбы не было, одна компания продавала пиво. Наверное, в России будет тоже самое — богатые компании купят себе право продавать. Хотя может быть в регионах будут преференции для местных производителей.  Если в 2007 году западные компании занимали 92% российского рынка, то сейчас только 70% — российские пивовары их серьезно потеснили, — отметил Вадим Дробиз.

У ФИФА текло, а в РПЛ не попало

Положительно относятся к идее о возвращении пенного напитка а стадионе и в компании, которая была официальным поставщиком пива на ЧМ-2018. Директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам AB InBev Efes Ораз Дурдыев уверен, что снятие запрета могло бы позитивно повлиять на индустрию и на экономику в целом. По мнению собеседника, чемпионат мира возродил огромный интерес к футболу у жителей страны, что должно отразиться на посещаемости.  

— Это подтверждает тот факт, что четыре команды ФНЛ, выступающие на стадионах, построенных для чемпионата мира, собрали большое количество зрителей в первых двух турах первенства. Так, встреча на стадионе «Нижний Новгород» собрала 18 тысяч зрителей, а матч на арене «Калининград» — более 10 тысяч. Насколько будет успешной при этом торговля на стадионах — предсказать сложно, но можно точно говорить о сложившейся культуре, которая включает в себя традиционное сочетание футбола и пива, — отметил в беседе с журналистом KazanFirst Дурдыев.

Собеседник также добавил, что российские поклонники футбола позитивно восприняли появление пива на ЧМ-2018 и, несмотря на множество обсуждений и опасений, которые появлялись до старта турнира, негативных инцидентов, связанных с чрезмерным потреблением алкоголя, замечено не было.

У ФИФА текло, а в РПЛ не попало

— Надеемся, что столь положительный опыт чемпионата мира будет принят во внимание российскими законодателями и футбольные болельщики смогут приобретать пиво на стадионах и впредь. Мы будем рады делиться позитивным опытом чемпионата мира по футболу и хотели бы иметь возможность для диалога с государством о сохранении возможностей продажи алкогольного пива на стадионах в дальнейшем. Что касается потенциально возможной цены, то ее достаточно сложно спрогнозировать, так как она складывается из ряда факторов и варьируется от мероприятия к мероприятию, — заключил Ораз Дурдыев.

Не стоит забывать, что стадионы, построенные к ЧМ-2018, ежегодно требуют сотни миллионов рублей на свое содержание. Продажи пива могут стать источником дополнительного заработка. Единственные опасения связана лишь с посещаемостью — будет ли кому пиво продавать? В пресс-службе «Самара Арены» KazanFirst рассказали, что во время прошедшего мундиаля стадион действительно заработал, но получал деньги не напрямую от продаж пива, а за аренду стадиона Оргкомитетом ЧМ-2018.

У ФИФА текло, а в РПЛ не попало

Таким образом, в случае отмены запрета на продажу пива, власти должны разработать правила, при которых будут учтены финансовые интересы всех сторон (в том числе болельщиков), при этом не забывая о мерах безопасности.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *