«В языковом вопросе требуется внимательная работа с родителями»

Республика по-новому смотрит на изучение татарского и сохраняет молодые таланты.
Республика по-новому смотрит на изучение татарского и сохраняет молодые
таланты.

За полторы недели до начала нового учебного года работники образования собрались в Кукморе, чтобы подвести итоги предыдущего. Традиционное августовское совещание педагогов проходит под руководством президента Татарстана Рустама Минниханова. Открывая заседание, он напомнил, что «основной приоритет республики — человеческий капитал, качество которого формируется прежде всего системой образования». То, что выпускают из школ конкурентоспособных жителей Татарстана, говорит тот факт, что с 2013 года наш регион занимает третью позицию после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. 

Другой показатель, за которым пристально следят, — результаты ЕГЭ. В этом компоненте Татарстан год от года показывает высокие баллы. Так, по итогам прошлого учебного года уменьшилось количество человек, которые не смогли пройти порог, и увеличилось количество тех, кто смог набрать наивысший результат. 

Среди предметов первым по количеству стобалльников стал русский язык — 99 школьников, вторым химия — 43 школьника, а третьим информатика и ИКТ — 23 школьника. Восемь казанцев и два челнинца сдали ЕГЭ на 100 баллов сразу по двум предметам.

Перед началом большого республиканского педсовета отличники встретились с Рустамом Миннихановым. Среди прочего во время разговора президент особо подчеркнул, что 60% стобалльников решили продолжить образование в Татарстане, остальные выбрали ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. 

«В языковом вопросе требуется внимательная работа с родителями»

— Рост количества стобалльников свидетельствует о том, что у нас проводится системная работа. Те, кто будет учиться за пределами Татарстана, должны помнить, что у республики большой потенциал, — сказал Минниханов. 

Конечно, особое внимание в республике уделяют рабочим профессиям и подготовке кадров для промышленности. Для этого Татарстан активно развивает движение WorldSkills. Именно благодаря тому, что Казань примет в 2019 году мировой чемпионат профмастерства, по всей России сегодня внедряются стандарты WorldSkills, проводятся внутренние соревнования. В финале VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» сборная Татарстана завоевала 71 медаль: 33 золотые, 15 серебряных, 14 бронзовых и девять за профессионализм.

«В языковом вопросе требуется внимательная работа с родителями»

— Важная роль в повышении качества образования отводится региональной системе оценки качества общего образования. Республика активно принимает участие в различных международных исследованиях: TIMSS, PIRLS, PISA, iPIPS и ICCS. В этом году Татарстан принял участие в международном исследовании PISA-2018, которое оценивает естественно-научную, математическую и читательскую грамотность 15-летних обучающихся, а также умение решать проблемы, — рассказал министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов.

Качество математического образования в ряде районов республики критиковали, в результате министерство провело методическую работу. Сейчас его оценивают положительно. Более того, ученица 11-го класса IT-лицея КФУ Анна Седова завоевала золотую медаль на Всемирной китайской женской математической олимпиаде China Girls Mathematical Olympiad.

Серьезно ведомство отнеслось к вопросу введения ЕГЭ по иностранному языку. Республика приняла участие во Всероссийских проверочных работах по английскому среди учеников 11-х классов. Было проведено диагностическое тестирование с учащимися четвертого, шестого и восьмого классов. Результаты показали готовность школьников к введению ЕГЭ по иностранному языку.

— Важным механизмом повышения качества образования является внедрение профильного обучения. За три последних года в республике увеличилось количество профильных классов. Сейчас в них обучается более 24 тысяч старшеклассников. В целом количество социально-гуманитарных классов по-прежнему превышает количество естественно-математических. Именно поэтому руководителям муниципальных органов управления образования при выборе профиля обучения в старших классах необходимо руководствоваться потребностями социально-экономического развития республики, а также учитывать результаты основного государственного экзамена в девятом классе, — подчеркивает министр.

«В языковом вопросе требуется внимательная работа с родителями»

В этом учебном году в ведомстве обещают сделать акцент на цифровых формах обучения. Приоритетным тут является проект «Современная цифровая образовательная среда». В 10 образовательных учреждениях республики планируется открытие дополнительных IT-классов, продолжится реализация проекта «Яндекс. Лицей», в рамках которого учащихся 8-10-х классов обучают программированию, также возобновится конкурс «IT-чемпион».

В начале 2018 году количество детей составило более 220 тысяч. В 2018-2019 годах по программе яслей будет построено 29 детских садов на 6 010 мест для детей в возрасте от трех до семи лет.

В республике было проведено исследование качества дошкольного образования по международным шкалам ECERS в 25 дошкольных учреждениях. Результаты показали сложности в следующих направлениях: индивидуализация образовательного процесса, поддержка инициативы и самостоятельности детей, создание доступной и мобильной среды. Министерство приняло их к сведению и начало работу по устранению.

«В языковом вопросе требуется внимательная работа с родителями»

Сейчас в Татарстане идет строительство ресурсных центров, благодаря которым дети имеют возможность обучаться в условиях наличия высокотехнологичного оборудования. В Казанской зоне уже открыто 15 центров, в Камской -12, в Альметьевской — 4. На реализацию программы за пять лет было направлено почти 4,5 млрд рублей.

Важным вопросом является ремонт студенческих общежитий. Сейчас их площадь составляет 219 373,8 кв. м. Из них отремонтировано лишь 15%, а 85% площади нуждаются в ремонте.

Преподавание родного языка в школах — это один из самых главных вопросов на данный момент. В соответствии со стандартами предметы «Родной язык» и «Родная литература» являются обязательными.

— Уважаемые коллеги, хочу акцентировать ваше внимание на необходимости исполнения государственных гарантий реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов России во всех общеобразовательных организациях. Глав районов прошу взять данный вопрос под личный контроль, — замечает Бурганов.

«В языковом вопросе требуется внимательная работа с родителями»

Сегодня создаются базовые основы преподавания татарского языка как государственного и как родного. На основе проектных программ «родного» татарского разрабатывается учебно-методический комплект. 64 учебника по татарскому и литературе включены в федеральный перечень.

Отдельно стоит вопрос подготовки национальных кадров. Идет работа по воссозданию национального педагогического института на базе КФУ. В этом году университет провел целевой набор 125 студентов, которые в дальнейшем закрепятся за образовательным учреждением и тем самым обеспечат министерство гарантиями. В дальнейшем планируется расширить данную практику.

На теме языкового вопроса остановился и президент. Реализация национальной политики — одна из важных стратегических задач для республики. Татарстан прошел трудный период, из которого извлек уроки.

«В языковом вопросе требуется внимательная работа с родителями»

— То, что длительное время не решались вопросы, это в том числе и наше упущение. Никто за нас их не будет решать. Рядом школ были проигнорированы конституционные права граждан на изучение родных языков. Муниципальное образование (как учредитель школ) тоже не проявляет должного внимания к этому важнейшему вопросу, — подчеркивает Рустам Минниханов.

Для решения возникших трудностей были поставлены следующие задачи: совершенствование методик преподавания государственных и родных языков, создание цифрового учебно-методического комплекса по языкам, обеспечение развития кадрового потенциала, воспитание уважительного отношения подрастающего поколения к представителям разных национальностей и конфессий.

— В июле этого года внесены изменения в федеральный закон об образовании России, касающийся изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации. Перед системой образования это ставит особые задачи. Важно, чтобы учебные планы и программы учитывали, с одной стороны, обязательность изучения родного языка, а с другой — особенности контингента обучающихся. Данное направление требует от школ тонкой и внимательной работы с родителями, потому что именно они определяют, какой язык будет изучать их ребенок, — высказал мнение Рустам Минниханов.

«В языковом вопросе требуется внимательная работа с родителями»

Говоря о развитии сферы образования, президент привел данные, которые показывают, что консолидированный бюджет отрасли увеличился почти в три раза. В 2010 году он составлял 32 млрд рублей, а сегодня порядка 90 млрд. 

— Это огромные ресурсы, которые мы направляем на строительство школ. До конца этого года мы введем 8 221 место в 12 школах. 12 садиков на 2 185 мест. У нас идет программа ремонта образовательных учреждений. Мы считаем, что расходы на образование — это не просто социальное обязательство государства, а инвестиции в будущее с высокой отдачей, — акцентирует внимание президент.

В мае глава государства Владимир Путин поставил задачи по реализации национальных проектов до 2024 года, в том числе в области образования и науки. Был утвержден перечень девяти проектов. В том, что носит название «Современная школа», была поставлена серьезная задача — достичь 10-го места в международном исследовании PISA. В этом году республика приняла участие в данном исследовании, а в ноябре будут представлены результаты. Рустам Минниханов призвал министерство изучить итоги и построить план дальнейших действий.

«В языковом вопросе требуется внимательная работа с родителями»

Отдельно во время заседания остановились на программе стратегического управления талантами. Эта работа, по словам Минниханова, должна иметь системный характер и предусматривать преемственность.

— Из 192 стобалльников где-то 41% выбрали вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Это их выбор, они имеют на это право. Это конкуренция. Наши вузы тоже должны работать с перспективными детьми, поэтому никаких ограничений. Нам важно сохранить с ними связи, чтобы они могли вернуться, а мы должны их заинтересовать. Тут важна роль нового Министерства молодежи, — подчеркивает Рустам Минниханов.

Для решения проблемы доступности дошкольного образования необходимо развивать вариативную форму. Сегодня актуален вопрос создания семейных дошкольных групп на базе многодетных семей. Опыт показал, что трудности в этом направлении возникают. Минобрнауки должно иметь некие рекомендации на учебу в таких группах.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: