«Тat Cult Fest сломает шаблоны о татарских фестивалях»

Мультиформатный сейшн покажет новую национальную культуру.

Генеральный продюсер фестиваля Tat Cult Fest, основатель лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров рассказал в интервью KazanFirst о том, почему стоит сходить на фестиваль, чем он отличается от «Печән базары» и во что все это выльется после. 

- Tat Cult Fest - на таком фестивале мы еще не бывали. Что он из себя представляет? 

- Сердце фестиваля - это современная татарская музыка. 30 августа на трех площадках в Кремле мы представим весь ее спектр - это рок, фьюжн и электронная музыка. Будет организовано сразу три сцены, на каждой из которых выступят свои хедлайнеры. Мы пригласили их столько, сколько еще ни на одном фестивале не было. На фьюжн-сцене выступит Зуля Камалова со своим австралийским коллективом, Энвер Измайлов из Крыма, Ислам Сатыров из Ставропольского края. На следующей - рок-сцене - можно будет познакомиться со всем разнообразием жанра татарской рок-музыки, начиная от мягких ретрокоманд и заканчивая ультрасовременными электронными коллективами. Здесь соберем легкий рок, тяжелый рок, соул-фанк и даже татарский тяжелый металл. На третьей сцене электронной музыки предстанут самые необычные музыканты и коллективы и даже исполнители, так называемые представители музыки будущего, потому что электронная музыка развивается очень быстро, у нее большой потенциал. Здесь все начинается авангардной электроникой и заканчивается веселой танцевальной музыкой. 

1/0

Помимо музыкальных у нас есть еще одна отдельная театральная сцена, на которой представят современные театральные проекты. Их вы не встретите в репертуаре классических казанских театров. Эти проекты создавались как штучный продукт и ставились один или два раза. Над этими проектами работали исключительно молодые режиссеры и актеры, поэты, музыканты и танцоры. Еще в этот день на территории Кремля состоятся кинопоказы местных режиссеров, будет литературная зона.  

- Как три сцены будут работать в одно и то же время и не мешать друг другу? 

- Их установят в разных точках Кремля. Самая восточная - это фьюжн-сцена. Здесь можно обозначить площадь у Спасо-Преображенского монастыря. В центре комплекса на нижнем ярусе Кул-Шарифа находится театральная сцена, далее, чуть западнее - на Пушечном дворе будет располагаться рок-сцена и самая западная точка - это Тайницкая башня - там находится сцена электронной музыки. Сами сцены расположены и оборудованы так, чтобы любители конкретного направления музыки чувствовали себя комфортно. И музыка будет звучать гармонично. 

- Программа Tat Cult рассчитана на три дня. Что запланировано помимо музыкальной составляющей? 

- 29 августа у нас будет ликбез в резиденции креативных индустрий «Штаб». Все зарегистрированные через таймпад смогут посетить мастер-классы на темы, связанные с продвижением, развитием, созданием нового контента в формате национальной культуры, то есть нового национального молодежного контента. В «Штабе» лекции начнутся в 17:00. Они организованы специально приглашенными экспертами и спикерами. Например, будет лекция о том, как сегодня писать о татарской культуре, от Алсу Гусмановой, затем закрытый мастер-класс от Лили Сабировой от Planeta (Российская краудфандинговая платформа. - Ред.) о том, как от локального проекта привлекать средства на краудфандинг. Мы пригласили из Москвы Дениса Бояринова. Он расскажет о том, зачем российским городам нужно поддерживать локальную музыкальную культуру. 

У нас планируется проведение дискуссионной лекции от Адили Хайбуллинной о традициях и трендах фестивального кино, так как в Татарстане активно снимают фильмы и большинство из них нацелены на фестивальную судьбу, то лекция будет очень актуальна. 

В другом творческом пространстве - "Маяковский" - пройдет шестичасовой тренинг от обладателя «Золотой маски» Нурбека Батуллы. Это будет смесь йоги, фитнеса, духовного семинара, тренинга по импровизации. Все это поможет раскрыть человеку его творческие возможности. Там же будет второй мастер-класс от электронного музыканта Айгуль Галеевой из Австрии. Она расскажет, как писать современную музыку из подручных средств, не имея музыкального образования. Она сама работает в таком жанре, пишет музыку с помощью компьютера.

31 августа на фабрике Алафузова будет шоукейс московского лейбла «ГОСТ Звук». 

Объясню, что это такое. Вся команда этого лейбла приедет в Казань, чтобы показать всех своих музыкантов и их работы в одно время и в одном месте. По насыщенности эта большая вечеринка будет близка к маленькому фестивалю. Все участники этого события из одной команды, объединенные единой музыкальной концепцией и идеологией. Этот лейбл является живым примером того, как можно делать что-то самобытное и уникальное, не подражая другим, придерживаясь своей идеи, которая характеризует музыкантов именно из России. И они приезжают специально на фабрику Алафузова, чтобы совместно с центром «Прометей», который является основоположником светомузыки в Советском Союзе, объединить электронную музыку с разработками ученых и художников. Там же представят уникальные приборы и экспонаты, которые создавались казанскими художниками и инженерами в конце XX века. 

- Слушаю вас и складывается впечатление огромных масштабов. Широко шагнули. Чем это объяснить? 

- Этот фестиваль на самом деле является демонстрацией достижений наших коллег и партнеров и таких же творческих объединений за все предыдущие годы. Все это время музыканты, литераторы, поэты, танцоры, актеры и драматурги занимались созданием уникальных произведений в своем жанре и до сих пор не было таких объединяющих мероприятий, которые показали бы весь масштаб происходящего в одно время, в одном месте и на такую большую публику. 

- На какую аудиторию все это рассчитано? 

- То, что будет 29 и 31 августа, - это специализированные мероприятия. Например, ликбез для людей, которые хотят развития в своем деле или найти единомышленника. А вот 30 августа станет праздником для всей семьи. Там будут и детская зона, и литературная зона, дизайн-маркет и фуд-корт. Каждый сможет найти для себя развлечение.

- Вы когда-нибудь принимали участие в организации «Печән базары» или «Мин татарча сөйләшәм»? То, что запланировано на 30 число, очень похоже на эти мероприятия. 

- Да, с 2014 года являемся музыкальными продюсерами «Мин татарча сөйләшәм» и совместно с форумом татарской молодежи делаем этот фестиваль все более насыщенным и масштабным. В этом году нам удалось привезти хедлайнера из Москвы и Уфы. Опыт проведения этого события подтолкнул нас к созданию большого фестиваля, который объединил бы многих представителей татарской культуры. Возможно, мероприятия похожи, но в центре «Печән базары» стоит дизайн-маркет, это дизайнеры, производители одежды и украшений. А мы сконцентрировали свое внимание на представителях разных субкультур. Будь то музыкальные, театральные или любые другие. Наш фестиваль скорее просветительский, в котором можно почерпнуть много нового о современной татарской культуре. 

- В той музыке, которую вы преподносите как современную татарскую, сохранилось что-нибудь от традиционной? 

- Музыканты в любом случае обращаются к наследию великих татарских композиторов, к наследию культуры восточных музыкальных инструментов, всего разнообразия восточной музыки, которая подпитывала татарскую музыку все это время. Каждая команда имеет свой опыт изучения татарской традиционной музыки через призму своего стиля. В основе любого вида - фьюжн, джаз или этно - лежат многовековые традиции, просто обернутые в современную подачу. 

- На ваш взгляд, насколько казанский слушатель готов к такому? 

- К такому никто никогда не бывает готов. Пока не увидишь и не почувствуешь масштаб этого, зритель не составит полного впечатления. Что-то ему понравится, что-то нет. Это естественный подход к фестивалю. Для этого и существует многообразие сцен и представителей различных направлений искусства. Они нужны именно для того, чтобы люди с разными потребностями нашли то, что близко именно им. Пусть рок или электронная музыка нравится не всем, но человеку, которому важно что-то слушать, видеть и чувствовать на своем языке, созданное его же с соотечественниками - это наилучший способ познакомиться с этим вживую. Главное - увидеть, а дальше, если заинтересует, он сможет найти все это через интернет, СМИ, критиков и погрузиться во все это глубже. 

- Вы наверняка знаете портрет своего зрителя?

- Да, конечно. Ядро нашей целевой аудитории составляет все-таки городская молодежь. Из них большая часть татары и те, кто в какой-то мере интересуется татарской культурой. Немалая часть из них - это просто меломаны, которым нравится качественная музыка, не важно на каком языке она звучит. Кто-то ведь понимает, что помимо того, что это все на татарском, это такое музыкальное самовыражение. 

- Правда, что в видеоролике, который вышел как анонс, снимались артисты Тинчуринского театра?

- Да, мы пригласили профессиональных актеров и сняли ролик для того, чтобы анонсировать весь музыкальный состав фестиваля. Можно сказать, это была такая попытка объединения несоединимого с целью сломать какие-то шаблоны о татарских фестивалях. Объявить всем, что мы мыслим свободно и относимся с иронией как к себе, так и к окружающему миру. И в то же время придерживаемся концептуального подхода к каждому событию и мероприятию. Ожидаются и другие ролики, более глубоко раскрывающие идеологию фестиваля. Это был первый шаг к тому, чтобы начать формировать интерес к современной татарской музыке у тех, кто не интересовался ей до этого времени. Ролик начал распространяться естественным образом, просто потому что на это интересно посмотреть. 

- Какие у вас планы на будущее? Фестиваль и в следующем году планируется или он рассчитан только на один раз? 

- О следующем годе говорить еще рано, потому что у нас есть большие планы на этот. После фестиваля мы хотим провести арт-лаборатории, направленные на объединение профессионалов в области музыки, сцены и медиа-арт. Мы с экспертами постараемся создать какой-то новый продукт в каждом направлении, который ляжет в основу творчества участников этих лабораторий. 

- Для этого как минимум нужно время, а еще место и деньги. Вы уже подумали над этим? 

- На самом деле мы закладываем достаточно большое время для арт- лабораторий. У нас будет образовательная часть, затем этап демонстрации всех проектов каждой лаборатории. Командам хватит времени, чтобы получить какие-то новые знания и навыки, применить это в своих проектах и показать либо эскиз, либо готовую работу публике. Ребята смогут почувствовать реакцию зала и затем снова, с новым видением, вернуться к разработке этого проекта. Кстати, они должны быть направлены на развитие представителей татарской культуры в профессиональном плане. 

А по месту уже есть несколько предложений. Сейчас выбираем наиболее подходящее в техническом плане и в плане занятости площадки. Так как требования к ней не очень сложные, мы подберем площадку под каждую арт-лабораторию. 

- Когда начнется эта работа? 

- Арт-лаборатория будет объявлена сразу после фестиваля. Мы начнем со сценической, которая является самым живым направлением в современном татарском искусстве, в котором зреет много новых интересных идей и аудитория которого готова к знакомству с новыми режиссерами, произведениями и новым форматом подачи. Наша программа Tat Cult расписана на год вперед, а фестиваль - это всего лишь начало. Параллельно с арт-лабораториями в Казани в разных городах России пройдут шоукейсы инди-музыки. 

- И в завершение хотелось бы все-таки понять финансовую сторону вопроса. 

- Что касается финансов, то у арт-лаборатории достаточно серьезный бюджет. Мы реализуем его в рамках президентского гранта. И вообще, серию мероприятий разрабатывали, наверное, около года. Сам механизм и менеджмент в принципе полностью готовы к началу реализации этих проектов. Tat Cult Fest - это всего лишь первое и стартовое мероприятие, чтобы громко заявить о себе. Все оставшееся время 2018 года будет посвящено реализации конкретных проектов.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Памяти Децла. Большое интервью музыканта. Он дал его KF год назад.

В ночь со 2 на 3 февраля скончался, пожалуй, самый известный рэп-исполнитель России Кирилл Толмацкий, больше известный под псевдонимом Децл. На стыке двух веков он стал символом перемен, олицетворением свободы и нового слова в российском шоу-бизнесе. Так получилось, что одно из своих последних больших интервью Кирилл дал изданию KazanFirst во время приезда в Казань год назад. Этот материал актуален и сейчас. В память о Децле мы приводим его вновь. Впервые опубликовано 19 февраля 2018-го. За год до гибели музыканта.  


В Казань приехал Кирилл Толмацкий, известный широкой аудитории под именем Децл. Впрочем, у кумира тинейджеров 90-х есть и другие псевдонимы - Le Truk и Juzeppe Jostko. Под ними Толмацкий читает рэп на остросоциальные проблемы, в том числе и на английском.

Выступление артиста закончилось уже под утро, однако это не помешало ему ответить на вопросы KazanFirst. Интервью прошло в не совсем обычном месте. В гримерке, расположенной рядом со сценой, было шумно, поэтому разговор состоялся в соседней душевой комнате.

- Ты сегодня выступил в Казани, вчера в Питере. Какие эмоции?

- Что в Казани, что в Питере лично мне было немного тяжеловато работать. Сегодня перед выступлением еле проснулся. Проснулся, одел майку, джинсы, собрал все сумки и опять заснул. Я с 14-го числа работаю, до этого выступал в Таиланде, потом полетел в Москву, оттуда в Питер, потом в Казань. Но концерты проходят прикольно.

- Ты много путешествуешь по стране. Скажи, что в России изменилось, если изменилось, за последние 10-15 лет в музыке и культуре?

- Все меняется под политику. Был такой момент, когда ушел Ельцин и пришел Путин и все уже менялось в музыкальном плане. Начало во все стороны развиваться, все стало интересным, качал MTV, Муз ТВ, были федеральные музыкальные каналы, которых сейчас нет в эфирной сетке. Была какая-то альтернатива для молодежи, но все ушло в интернет.

- Децл поменялся вместе со страной или поменялись только его имена?

- Много чего нового появилось. Я остался, но, безусловно, поменялся под обстоятельства. У меня уже ребенку почти 13 лет, другие интересы, нежели чем когда я был совсем свободным в семейном плане. По сути дела, идет духовное развитие, прокачка разной литературой в основном для того, чтобы нести в массы темы, волнующие всех здесь и сейчас. Некоторые волновали тогда и волнуют всегда - типа ты меня любишь, я тебя не люблю. Эта ерунда всегда будет продаваться. Не это, а что-то другое необычное.

- Для тех, кто последние лет 10 не следил за твоей работой, как коротко можно охарактеризовать твои проекты Le Truk и Juzeppe Jostko?

- С 2009 года я начал реже общаться с теми, с кем общался раньше, по определенным обстоятельствам. Последние девять лет - это серьезная работа над собой. Это ежедневный внутренний конфликт, борьба с внутренними предрассудками. При этом все проходит без сильных напрягов. 

Я все-таки до сих пор пытаюсь немного подстроиться, потому что я начинал, когда были пейджеры и у нас все было по-другому. Все быстро меняется, появились новые технологии, в которые нужно вникать.

- При этом ты резко реагируешь на своих более молодых коллег по цеху. В частности, в "Твиттере" ты упоминаешь рэперов из Газголдера. Это уже личное из-за конфликта с Бастой?

- Там все вместе. На самом деле Баста - это просто такой персонаж, который прикрывает серьезную схему бандитско-ментовскую, поэтому он сильно взъерошился, когда я вдруг начал публично говорить в "Твиттере", как они себя ведут.

Изначально мы перестали туда ходить (на Газголдер. - Ред.) за четыре-пять лет до конфликта. Когда только построился Газголдер, там одного моего друга попросили организовать некий клуб. Тот сказал, что клуб не надо, лучше организуем общество творческих людей. В то время, когда там не было никакого Васи, собирались творческие люди - художники, музыканты, чайные мастера, интересные персонажи. Но в какой-то момент приехал Богдан Титомир и сказал, что нашел крутого рэпера, и после того, как этого рэпера привезли в Москву, всех начали потихоньку сливать. В итоге мы одни из последних, кто оттуда слился, и туда набрали на контрактной основе кучу рэперов. В том числе туда Смоки Мо попал в какой-то момент, после чего я перестал с ним общаться. В общем, много других людей попали в эту клоаку, а, по сути, они работают на одного человека.

- И кто этот человек?

- Это тот человек, кто больше всех выкатывает яйца.

- Почему рэп стал настолько актуальным? Рэперы говорят на близкие молодежи темы и на близком языке?

- Нет, просто он стал настолько неприятным, насколько это неприятно взрослым людям. Я в свое время поставил цель делать рэп таким, чтобы родители могли ставить его своим детям, а дети ставить своим родителям. Чтобы исчерпать конфликт поколений. Мне это удалось - мои треки родители не стесняются слушать при детях, а дети - при родителях. А то, что происходит сейчас, - это очередная попытка разделить, создать некий конфликт между поколениями, чтобы старшие не понимали младших и наоборот. Кто-то эту херню мутит специально, это такой заговор. Если раньше не хотели, чтобы к нам ходили фанаты, определенные политические организации привозили скинхедов. Это сейчас они ведут гибридную войну - войну в интернете. Соответственно, влияют на массы двойными стандартами и количеством спама в онлайн-пространстве. Меняется мир и меняются способы ведения войны.

- Ты сказал, что сегодня ты не просто музыкант, но еще и отец. Скажи, как выглядит собирательный образ современного российского мужчины - о чем он думает, чем он зарабатывает на жизнь, чего он хочет?

- Как оно и есть или как оно бы мне хотелось?

- Как ты это видишь сейчас.

- Я затрудняюсь ответить. Наверное… барыга?!

- А как бы ты хотел?

- А хотел, чтобы был философ, мудрый, интересный, правильный во всех смыслах этого слова. Сейчас миром правят двойные стандарты, мы живем в мире иллюзий, где все самое низменное, некрасивое и плохое вылезает наружу. Поэтому еще какое-то время нам придется с этим свыкаться, а в какой-то момент, уверен, это все изменится и энергии начнут работать в другую сторону. Пока мы работаем в подполье и ждем рассвета солнца, когда всех вампиров сожгут теплые солнечные лучи и снова все станут счастливы на планете Земля. С одной стороны, новые технологии нам мешают, с другой - искусственное сознание пробудится и мы посмотрим, что будет дальше.


Редакция KazanFirst выражает соболезнования родным и близким Кирилла Толмацкого. 


Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
До слез
Покойся с миром... RIP. Будем помить всегда.
22
0
Ответить

Евгений
REST in PEACE
1
0
Ответить

Миша Видяев
У каждого свои плюсы и минусы. Децл, спасибо за песни в 90-х!!! Скорбим.
10
0
Ответить

Имя
Подтверждение того,что это настоящий артист
9
0
Ответить

День
Он жизнь постиг
9
0
Ответить

Катерина
Неожиданно умно. Пусть хорошим растет сын.
1
0
Ответить

Оксана
ЧЕЛОВЕК с принципами и своей философией! Слушаю новые альбомы — это бомба, это творчество. Кирилл живёт в своей музыке! Спасибо, что был!
3
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite