«У тебя никогда не было чувства, что ты хочешь обнять дом?»

Саша Гром
Саша Гром, снимающая непарадную Казань, провела KF по знаковым местам.

Саше 26 лет и последние два года она не выходит из дома без фотоаппарата. На долгожданный желто-черный Fujifilm девушке насобирали деньги подписчики. С ним она облазила почти всю Казань. 

«Ты испытываешь неловкость от того, что собираешь эти деньги»

Мы идем от «Кольца» по улице Волкова к «овражным улицам», останавливаясь практически перед каждым котом и старыми двориками. Там, где нет котов, Саша спрашивает: «Где все коты?». Неотступно за нами следует по-осеннему зябкий ветер, а все еще летнее солнце растекается по домам и тротуарам ванильным кремом. 

— Я, честно, не помню момент, когда начала фотографировать. Он немного смазанный. Это и было так, что я просто шла и сфотографировала (аккаунты Гром так и называются: «Шла, шла, и увидела». Осенью 2018-го завершится монтаж одноименного документального фильма о старой Казани, ее жителях и Саше, — Ред.). Сначала я снимала на «Самсунг», потом на «Айфон», к которому раньше с презрением относилась. Потом мне захотелось снимать больше и лучше, и я поняла, что телефон не дает таких возможностей. Были «зеркалки», но с ними тяжело было ходить по всяким дворам, — начинает она рассказывать о том, как ей собрали больше половины от 80 тысяч рублей, нужных для покупки заветного «Фуджи».

«У тебя никогда не было чувства, что ты хочешь обнять дом?»

Саша стала думать, как «быстро найти столько денег». Продала старые «зеркалки», «гоупрошку какую-то», отложила часть зарплаты, и на руках оказалось 35 тысяч рублей. 

— А фотоаппарат я уже заказала. Он пришел, я потрогала его, и он так мне понравился. Думала о кредитах, рассрочках. А потом возникла безумная мысль написать о мечте в «Инстаграм». Подумала, что если удача мне улыбнется, то, может, я реально куплю фотоаппарат намного быстрее. Написала не сильно попрошайнический текст. Было неловко, но мечта есть мечта – когда хочется, ты будешь искать выходы. И буквально через минуту мне пришла первая тысяча, и потом деньги переводились почти ежеминутно. Я такого чувства никогда не испытывала – тебя поддерживают совершенно незнакомые люди. И друзья. Меньше чем за сутки мне отправили оставшуюся сумму, — вспоминает она. Ее наполовину желтый «подарок судьбы» через пару шагов уже начнет делать кадры.

Первые фото Саша делает у дома, где жила семья Володи Ульянова. Потом мы идем вглубь квартала к улице Овражная, там уже знакомые коты и персонажи. А еще дом на продажу, к которому ведут подмостки в дикоросе.

«У тебя никогда не было чувства, что ты хочешь обнять дом?»

Страница «Шла, шла, и увидела» в социальных сетях появилась два года назад. Сначала она была личная. 

— Обычная, что ли, — говорит Саша, пока мы вводим в ступор своим присутствием рыже-белого кота.

Уже спустя год там были только дома, окна, двери, наличники и парадные, редко – автор фото на их фоне. А потом появились и люди. 

— Это три стадии, три уровня развития. Сперва ты ходишь по улицам и фотографируешь всякие дома, общий вид, детали, двери, окна – мне раньше очень нравилось наличники фотографировать. Потом ты начинаешь заходить в подъезды. Одно время я маниакально искала лестницы и парадные. Потом фотографируешь людей. И ты уже настолько обнаглевший, иногда бестактный, и такой весь «мне надо сфоткать»! У меня настолько сильно повернута голова в плане фотографии, я кругом вижу только кадры, я даже не могу на людей спокойно смотреть. Ты воспринимаешь мир как одну большую фотографию, — рассказывает Саша.

Бесконечная игра на внимательность

Пока мы бродим среди разрушающихся или «подлеченных» старых домов, коренная казанка рассказывает, как появилась любовь к городу. Но только к тому городу, что с душою – с современной архитектурой у нее как-то «не сложилось».

— Я раньше думала, что… Ну, Казань. А когда ты уезжаешь в другие города и потом возвращаешься сюда, ты видишь огромную разницу. И все эти дворы, дома. Ты совершенно по-другому их воспринимаешь. Я прямо безумно люблю Казань. Не знаю, как это объяснить. Я точно знаю, что, если перееду или уеду, все равно Казань всегда будет рядышком. Это как взять и положить город в кармашек, и носить всегда с собой, — ее голос перекрывает ветер, но, когда мы заходим во дворы, он мгновенно стихает, будто в полутемных жилых пространствах его власть заканчивается.

В одном из них нас встречает седой суховатый мужчина. Он цитирует псалмы, вдруг предлагает нам стать его женами, ходит туда-сюда.

— А вы чего так ходите? — спрашиваем.

— Это привычка с зоны, — отвечает он, и, не доходя до линии, где кончается тень каменного барака, отступает, поворачивая обратно.

«У тебя никогда не было чувства, что ты хочешь обнять дом?»

И так каждый раз, говорит Саша. 

— Их всех можно на цитаты разбирать, — шутит она. — Круто друг друга узнавать. Самое интересное в человеке – это его жизнь, что он видел, чувствовал, его воспоминания. Воспоминание – самое ценное, что у нас есть в принципе. И ты это воспоминание берешь и сохраняешь. Я смотрю на все с точки зрения фотографа, и стараюсь глубоко не проникаться. 

Девушка не всегда делится биографиями, которые слышит. Иногда это личное. То, что она «цепляет» в общежитиях, которые стоят нараспашку, в отличие от остальных домов. Или во дворах и пропахших сыростью и газом подъездах. За 2 года она попала вглубь сотни старинных зданий и узнала разные судьбы. Иногда это просто моменты, а иногда – целые истории. В документальном фильме, который пока монтируется, как раз будут такие.

«У тебя никогда не было чувства, что ты хочешь обнять дом?»

— Ты впадаешь в зависимость от дворов и людей. Больше всего я боюсь не успеть поймать кадр, не успеть сфотографировать человека или ситуацию. Сейчас мне интересно подлавливать какие-то моменты. Ты вроде идешь, двор как двор, ничего нет. Но видение деталей, настроения как-то вырабатывается. Мировосприятие другое, наверное. Я раньше говорила, что это моя игра на внимательность, она меня преследует до бесконечности, — поясняет она.

Люди теряют дома. И себя

Спустя год или около того после стихийной раскрутки ее аккаунта, Саше во «ВКонтакте» написали представители американского посольства в Москве и попросили провести экскурсию для Джона Хантсмана. 

— Я думала, что это шутка. Он (посол) потрясающий, мне безумно понравился. Хантсман приехал с женой. Они многодетные родители, масоны. Он бывший рок-н-ролльщик, играет на фортепьяно, катается на байке. Очень открытый человек. Мне бы хотелось, чтобы у нас в стране власти были такие же. Безусловно, есть понимание, что рядом с тобой стоит посол. Но вот, у нас какой-нибудь посол пойдет с тобой гулять по дворам, смотреть? А он постоянно знакомится с городами, людьми. И это так круто, — считает Гром.

Она эту страсть про города и людей полностью разделяет. Старается иногда гулять одна, чтобы полностью погружаться в процесс. Во дворах, конечно, можно всякое встретить — и агрессию, и нездоровый интерес. Но к этому быстро привыкаешь.

«У тебя никогда не было чувства, что ты хочешь обнять дом?»

— Когда ты с камерой, не смотришь в телефон, не слушаешь музыку даже, а просто смотришь. Мне кажется, я люблю каждый дом. У тебя не бывает такого чувства, что тебе хочется обнять дом? Ты думаешь, какой он прекрасный. Мол, дай я тебя обниму, как человека. Это же фантастика, — улыбается фотограф, пока мы стоим напротив старого детского сада, который, кажется, помнит всех за 150 последних лет.

На вопрос, почему не все люди так проникаются местами, в которых живут, у Саши четкого ответа нет.

— Есть люди, которые болеют городом, любят его по-своему. Но я стала натыкаться на них чаще, когда занялась фотографией. Пока ты этим не занимаешься, тебе кажется, что всем пофиг. Люди заняты своими делами. У нас культура во всем страдает. Не только по отношению к архитектуре. Я, например, занимаюсь организацией мероприятий (девушка работает в кафе арт-директором, а сама окончила режиссерский факультет, — Ред.), придумываешь, все делаешь, ставишь смешную цену. А люди настолько ленивые, аморфные. Нет, я обожаю людей, и Казань — классный город, но очень часто людей сложно расшатать. Это так странно. В Петербурге или Екатеринбурге не так. Я не знаю, отчего это, — размышляет она, пока за нами следят две девчонки.

Варя и Катя в итоге сдаются любопытству и все о нас узнают. А потом показывают развалины сразу за деревянным двухэтажным домиком, к которому тропинка, как в сказке, поросла мхом. Пока мы гуляем с 10-летними сопровождающими, Саша находит красивую паутину, падающий свет, все, за что глаз у обычного прохожего цепляется редко.

«У тебя никогда не было чувства, что ты хочешь обнять дом?»

— Как бы это пафосно не звучало, мне бы хотелось внести вклад в историю, для города. Что-то дать окружающим, показать им. Я получаю отдачу, и мне не сколько даже лайки важны, сколько комментарии — когда у людей отзывается в душе, — говорит девушка.

Естественно, мы лезем в развалины.

— Ты на такую фигню подсаживаешься, — весело смотрит Саша.

Она часто возвращается в места, где снимала. Перед Чемпионатом мира много ветхого жилья снесли, да и вообще сносят. Как будто ты идешь домой, приходишь, а дома нет. Так это ощущение описывает казанка.

Недавно она подсела на документальную фотографию. Будет учиться, впервые — до этого все было само собой. А потом, возможно, уедет в далекие деревни, «тридевятое царство», за социальными интересными темами. Ее часто просят помочь, но это сложно — вникать в историю каждого встречного, и валить на себя этот ком переживаний. Этого слишком много. Но это не значит, что об этом не надо говорить. И Саша говорит — фотографиями. 

1/0

Как-то режиссер документалки про Гром и героев ее фото Элина Касиева сказала, что это будет фильм про большое человеческое сердце. Оно есть у каждого. И даже у старых домов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *