«Чтобы заинтересовать людей татарской культурой, нужно немного хулиганить»

Большой фестиваль Tat Cult открылся в Казани серией ликбезов.
Большой фестиваль Tat Cult открылся в Казани серией ликбезов.

Первый Tat Cult Fest начался в Казани с большого ликбеза. В течение всего дня, 29 августа в резиденции креативных индустрий «Штаб» и творческом пространстве «Маяковский» эксперты татарской культуры читали разные лекции, связанные с современным искусством, и проводили мастер-классы. 

«Чтобы заинтересовать людей татарской культурой, нужно немного хулиганить»

В «Штабе» серию ликбезов открывала наша коллега -журналист интернет-издания Enter Алсу Гусманова. По ее словам, в редакции она отвечает за то, чтобы при слове татарская культура у людей не возникало ассоциаций со старомодными клипами поп-исполнителей, которые снимались где-то в деревне среди колосящихся полей и берез. 

— Если мы пишем о русской культуре, мы не можем обойти стороной и татарскую. Они тесно переплетены между собой, — говорит Алсу. 

По мнению спикера, в татарской культуре много закостенелого, но, тем не менее, можно найти и то, что сделано по критериям всего современного. Алсу рассказала о том, как и что писать, чтобы читателю хотелось знать об этом как можно больше. Она поделилась несколькими секретами, которыми пользуется сама при подготовке материалов. 

«Чтобы заинтересовать людей татарской культурой, нужно немного хулиганить»

— Татарская культура многогранна. Сегодня в ее современной версии можно найти много того, что вызывает чувство гордости. Это стильные клипы с интересными сюжетами, глубокомысленные тексты песен, брендовая одежда в татарском стиле. Нужно сделать так, чтобы люди знали обо всем этом, — убеждена Алсу. 

Для этого не нужно зацикливаться на плохом, ко всему надо подходить с иронией, говорит она. 

— Знакомить аудиторию с традициями, безусловно, тоже нужно. Но чтобы заинтересовать людей татарской культурой, необходимо экспериментировать, показывать что-то новое и интересное. Когда вы немного хулиганите и делаете материалы, которые вызывают некоторый отклик, аудитории хочется читать об этом еще больше, — считает спикер. 

Сразу после лекции Алсу Гусмановой к микрофону вышел музыкальный критик и куратор лейбла «Темные лошадки» Денис Бояринов из Москвы. На примере американских и российских индустриальных городов вроде Детройта, Портленда (Орегон), Ижевска, Екатеринбурга и Владивостока он рассказал историю становления небольших локальных музыкальных коллективов на мировой арене. 

Одной из главных проблем России в плане развития музыки в регионах Денис считает то, что молодым исполнителям зачастую не хватает государственной и административной поддержки. 

«Чтобы заинтересовать людей татарской культурой, нужно немного хулиганить»

— Во-первых, не нужно отчаиваться, нужно продолжать создавать свой культурный продукт. Во-вторых, не стоит ожидать моментальной поддержки от государства, нужно самим выстраивать способы коммуникации. Если вы сможете продвинуть свой продукт в своем городе, где начинали, тогда вы постепенно можете выйти на уровень выше, — уверен Бояринов.

Отчасти с этой позицией согласна и другой спикер большого ликбеза — киновед, программный директор Международного молодежного кинофестиваля Адиля Хайбуллина. В своем выступлении она говорила о тонкостях фестивального кино и о том, чем оно отличается от коммерческого. 

В отличие от прокатного, фестивальное кино рассчитано не на массового зрителя. У него есть собственные тренды. Оно нацелено на критику экспертов и всевозможные награды. 

— Пока фильм катается на фестивале, его в широком прокате нет. Его не найти в сети. Все режиссеры тщательно следят за тем, чтобы их работа не попала в руки кинотеатров, кроме фестивальных, — уверяет спикер.

У артхаусного кино есть и свои тренды. 

— Первый — это то, что жанры и направления начинают двигаться и все их границы сливаются. Теперь на фестивале сложно определить жанр: драма ли это, притча или психологический триллер. Не то что жанр, я даже не могу понять того, документальное это кино или игровое, фильм это или ролик. Режиссеры экспериментируют со всеми возможностями жанров. С коммерческим кино все куда проще. Режиссер должен понимать, для кого он это снимает, и поэтому четко следует своему жанру, — рассказывает Адиля.

«Чтобы заинтересовать людей татарской культурой, нужно немного хулиганить»

Привычным для режиссеров подобных фильмов считается непривычная картинка.  Здесь спикер вспоминает Валерию Гай Германику, которая сняла свою первую работу и сразу заявилась с ней на фестивали. 

— Это была чисто субъективная работа. Рука дрожит, не понятно, как это снято, нет панорам и привычного кадра. Поэтому смотреть очень неудобно. Если у тебя нет опыта просмотра фестивального кино, то через 15 минут ты можешь встать и уйти, потому что тебе непривычно. 

По словам Адили, фестивальное кино всегда так или иначе отображает темы, волнующие страну, в которой был снят фильм. 

— Например, фильмы из Непала. Это кино настолько аутентичное в плане проблем. Мы уже устали от шекспировских страданий. Мы хотим видеть неприкрытую эмоциональную жизнь. Мы всегда хотим чего-то нового, — делится киновед.

Главной особенностью фестивального кино остается то, что оно создается как вид искусства, а не развлечения. 

— Пусть не всегда такое кино бывает понятно. Ведь если все понятно, то зачастую это уже не искусство, — подытожила Адиля.

«Чтобы заинтересовать людей татарской культурой, нужно немного хулиганить»
«Чтобы заинтересовать людей татарской культурой, нужно немного хулиганить»

Программа Tat Cult Fest продолжится фестивалем на территории казанского Кремля. На разных площадках пройдут кинопоказы и театральные выступления от местных режиссеров и артистов, будут представлены интерактивные арт-объекты и спецпроекты молодых художников, открыты фудкорт, детская развлекательная площадка, зона отдыха, литературный дворик, лекторий, галерейная зона и концерт. На трех сценах выступят 30 лучших татарских исполнителей со всего мира:

— АИГЕЛ (Санкт-Петербург); 

— Zulya Kamalova and The Children of the Underground (Австралия); 

— Энвер Измайлов (Крым); 

— Super Tatar (Финляндия-Германия); 

— Aygyul (Австрия); 

— Ислам Сатыров (Ставропольский край) и многие другие.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: