Site icon KazanFirst

«Чтобы заинтересовать людей татарской культурой, нужно немного хулиганить»

Большой фестиваль Tat Cult открылся в Казани серией ликбезов.
Большой фестиваль Tat Cult открылся в Казани серией ликбезов.

Первый Tat Cult Fest начался в Казани с большого ликбеза. В течение всего дня, 29 августа в резиденции креативных индустрий «Штаб» и творческом пространстве «Маяковский» эксперты татарской культуры читали разные лекции, связанные с современным искусством, и проводили мастер-классы. 

В «Штабе» серию ликбезов открывала наша коллега -журналист интернет-издания Enter Алсу Гусманова. По ее словам, в редакции она отвечает за то, чтобы при слове татарская культура у людей не возникало ассоциаций со старомодными клипами поп-исполнителей, которые снимались где-то в деревне среди колосящихся полей и берез. 

— Если мы пишем о русской культуре, мы не можем обойти стороной и татарскую. Они тесно переплетены между собой, — говорит Алсу. 

По мнению спикера, в татарской культуре много закостенелого, но, тем не менее, можно найти и то, что сделано по критериям всего современного. Алсу рассказала о том, как и что писать, чтобы читателю хотелось знать об этом как можно больше. Она поделилась несколькими секретами, которыми пользуется сама при подготовке материалов. 

— Татарская культура многогранна. Сегодня в ее современной версии можно найти много того, что вызывает чувство гордости. Это стильные клипы с интересными сюжетами, глубокомысленные тексты песен, брендовая одежда в татарском стиле. Нужно сделать так, чтобы люди знали обо всем этом, — убеждена Алсу. 

Для этого не нужно зацикливаться на плохом, ко всему надо подходить с иронией, говорит она. 

— Знакомить аудиторию с традициями, безусловно, тоже нужно. Но чтобы заинтересовать людей татарской культурой, необходимо экспериментировать, показывать что-то новое и интересное. Когда вы немного хулиганите и делаете материалы, которые вызывают некоторый отклик, аудитории хочется читать об этом еще больше, — считает спикер. 

Сразу после лекции Алсу Гусмановой к микрофону вышел музыкальный критик и куратор лейбла «Темные лошадки» Денис Бояринов из Москвы. На примере американских и российских индустриальных городов вроде Детройта, Портленда (Орегон), Ижевска, Екатеринбурга и Владивостока он рассказал историю становления небольших локальных музыкальных коллективов на мировой арене. 

Одной из главных проблем России в плане развития музыки в регионах Денис считает то, что молодым исполнителям зачастую не хватает государственной и административной поддержки. 

— Во-первых, не нужно отчаиваться, нужно продолжать создавать свой культурный продукт. Во-вторых, не стоит ожидать моментальной поддержки от государства, нужно самим выстраивать способы коммуникации. Если вы сможете продвинуть свой продукт в своем городе, где начинали, тогда вы постепенно можете выйти на уровень выше, — уверен Бояринов.

Отчасти с этой позицией согласна и другой спикер большого ликбеза — киновед, программный директор Международного молодежного кинофестиваля Адиля Хайбуллина. В своем выступлении она говорила о тонкостях фестивального кино и о том, чем оно отличается от коммерческого. 

В отличие от прокатного, фестивальное кино рассчитано не на массового зрителя. У него есть собственные тренды. Оно нацелено на критику экспертов и всевозможные награды. 

— Пока фильм катается на фестивале, его в широком прокате нет. Его не найти в сети. Все режиссеры тщательно следят за тем, чтобы их работа не попала в руки кинотеатров, кроме фестивальных, — уверяет спикер.

У артхаусного кино есть и свои тренды. 

— Первый — это то, что жанры и направления начинают двигаться и все их границы сливаются. Теперь на фестивале сложно определить жанр: драма ли это, притча или психологический триллер. Не то что жанр, я даже не могу понять того, документальное это кино или игровое, фильм это или ролик. Режиссеры экспериментируют со всеми возможностями жанров. С коммерческим кино все куда проще. Режиссер должен понимать, для кого он это снимает, и поэтому четко следует своему жанру, — рассказывает Адиля.

Привычным для режиссеров подобных фильмов считается непривычная картинка.  Здесь спикер вспоминает Валерию Гай Германику, которая сняла свою первую работу и сразу заявилась с ней на фестивали. 

— Это была чисто субъективная работа. Рука дрожит, не понятно, как это снято, нет панорам и привычного кадра. Поэтому смотреть очень неудобно. Если у тебя нет опыта просмотра фестивального кино, то через 15 минут ты можешь встать и уйти, потому что тебе непривычно. 

По словам Адили, фестивальное кино всегда так или иначе отображает темы, волнующие страну, в которой был снят фильм. 

— Например, фильмы из Непала. Это кино настолько аутентичное в плане проблем. Мы уже устали от шекспировских страданий. Мы хотим видеть неприкрытую эмоциональную жизнь. Мы всегда хотим чего-то нового, — делится киновед.

Главной особенностью фестивального кино остается то, что оно создается как вид искусства, а не развлечения. 

— Пусть не всегда такое кино бывает понятно. Ведь если все понятно, то зачастую это уже не искусство, — подытожила Адиля.

Программа Tat Cult Fest продолжится фестивалем на территории казанского Кремля. На разных площадках пройдут кинопоказы и театральные выступления от местных режиссеров и артистов, будут представлены интерактивные арт-объекты и спецпроекты молодых художников, открыты фудкорт, детская развлекательная площадка, зона отдыха, литературный дворик, лекторий, галерейная зона и концерт. На трех сценах выступят 30 лучших татарских исполнителей со всего мира:

— АИГЕЛ (Санкт-Петербург); 

— Zulya Kamalova and The Children of the Underground (Австралия); 

— Энвер Измайлов (Крым); 

— Super Tatar (Финляндия-Германия); 

— Aygyul (Австрия); 

— Ислам Сатыров (Ставропольский край) и многие другие.

Exit mobile version