Глава Минобрнауки Татарстана в центре скандала: что на самом деле сказал Бурганов

Вырванные из контекста слова стали причиной жалобы Путину.
Вырванные из контекста слова стали причиной жалобы Путину.

На большом августовском педсовете (это ежегодное событие, где учителя обсуждают актуальные вопросы и подводят итоги работы. — Ред.) в Челнах министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов выступил перед работниками образовательных учреждений автограда. Не могла не зайти речь и об изучении татарского языка. Этой теме глава ведомства уделил порядка 10-15 минут, пытаясь объяснить как педагогам, так и родителям, в чем суть принятых изменений в законе «Об образовании».

— Не все одинаково понимают, что такое добровольный выбор. Кто-то говорит, что это добровольно учиться или не учиться. Давайте поясним честно как детям, так и взрослым — есть у нас постоянная часть в учебной программе. Она регулируется ФГОС, где записано, что у нас татарский язык и татарская литература — два часа обязательно. Люди добровольно выбирают только язык, на котором будут дополнительно обучаться, — сказал министр.

Глава Минобрнауки Татарстана в центре скандала: что на самом деле сказал Бурганов

Педагогам Бурганов пытался объяснить, что учитель имеет большое влияние на учеников — не зря преподавателей часто называют «вторая мама». И этим необходимо пользоваться, пытаясь донести до детей, что в изучении национальных языков и традиций нет ничего плохого. Ведь жалобы на то, что из-за этого страдает качество изучения прочих предметов, не имеют под собой оснований — по тому же русскому языку Татарстан показал один из лучших результатов в России.

К сожалению, выразил эту мысль министр в несколько неказистой форме, заявив, что «когда надо, один классный руководитель может на колени поставить любого родителя». Представители паблика «ВКонтакте» «Родительское сообщество Татарстана», оскорбившись, написали письмо с жалобой на имя президента России Владимира Путина.

— Подобные высказывания со стороны министра образования Татарстана являются как минимум фактом превышения должностных полномочий, публичным унижением и дискриминацией людей по национальному признаку. Бурганов фактически призывает учителей и директоров образовательных учреждений оказывать давление на родителей в нарушение не только прав самих законных представителей, но и их несовершеннолетних детей, используя свой авторитет и должностное положение, — говорится в обращении.

Глава Минобрнауки Татарстана в центре скандала: что на самом деле сказал Бурганов

Стоит отметить, что выступление министра как минимум не было публичным и проходило в закрытом от посторонних формате. Фраза про «ставить на колени», брошенная в том смысле, который углядели общественники, однозначно стала бы достоянием новостей в тот же миг, как только слетела с уст Бурганова. Но вспомнили о ней только спустя неделю, узнав о жалобах представителя паблика.

«Давление», которое министр призывал учителей оказывать на родителей и учеников, касалось, исходя из контекста выступления, именно возбуждения интереса к изучению национального языка, а никак не к нарушению «конституционных прав».

Почему представители паблика «ВКонтакте», в котором немногим больше трех тысяч подписчиков, обращаются к президенту от имени всех родителей Татарстана — тоже не совсем понятно. Остаются неясными и требования общественников. В жалобе они сформулировали это так: «безотлагательно пресечь антиконституционные действия высших должностных лиц Министерства образования и науки Республики Татарстан».

Если речь касается «антиконституционного» высказывания регионального министра, то Путин, по всей видимости, должен попросить Бурганова аккуратнее подбирать слова. Если же обращение снова касается добровольности/принудительности изучения татарского языка, то направлено оно точно не по адресу. Ведь государственные образовательные стандарты устанавливают именно в федеральных министерствах и повлиять на их исполнение Бурганов вряд ли способен.

Исходя из невозможности исполнения тех или иных требований, обращение представителей общественного объединения, скорее всего, имеет под собой лишь одно основание, никак не влияющее на образовательный процесс, — привлечь побольше внимания к деятельности группы «ВКонтакте».

Интересно, что «хайповые» слова министра привлекли общественников больше, чем заявление депутата Госдумы России Альфии Когогиной о том, что труд учителей жутко бюрократизирован и вместо детей они занимаются бумажной работой, заполняя сотни отчетов. Пропустили активисты мимо ушей и сумму, которую каждый год выделяют на образование, — 90 млрд рублей. Не порадовались тому, что 20% всех школ Челнов уже интегрированы в электронную систему образования за пределами стен учебных учреждений.

Глава Минобрнауки Татарстана в центре скандала: что на самом деле сказал Бурганов

Прошлогодняя «буря» вокруг изучения татарского действительно вскрыла несколько упущений в преподавании национальных языков — от совершенно немотивированных к изучению учеников до катастрофически неинтересной методики учителей. Почему после всего этого вновь столько внимания уделяют добровольности изучения, не совсем ясно. Ведь фактически не изучать можно любой предмет, который не по нраву, — времена, когда за двойку в дневнике могли взяться за ремень, уже давно в прошлом, а беспокоятся родители только о количестве баллов за ЕГЭ.

Пока родители школьников пытаются «поставить на колени» систему образования, а система образования — доказать родителям свою жизнеспособность и пользу, страдает только одно — качество образования детей. Именно на формирование будущего поколения, с широким кругозором и интересом к новому, должны быть направлены общие усилия. Чему вряд ли идет на пользу попытка уколоть министра образования и науки республики за неаккуратно оброненную фразу.

Comment section

Добавить комментарий