«Итоги проекта по раздельному сбору мусора не фантастические»

Пока казанцы неохотно сортируют отходы. Но власти не отчаиваются. 

В Авиастроительном районе Казани 1 августа стартовал пилотный проект по раздельному сбору отходов. На 109 площадках многоквартирных домов разместили 428 контейнеров: 193 с желтыми стикерами для перерабатываемых отходов и 235 с серыми - для неперерабатываемых. С начала августа в общественном транспорте была размещена информация о запуске пилотного проекта, а в сентябре стартовала информационная кампания. Одна из её частей - работа со школьниками. 

В школе №54 были сформированы отдельные экологические классы, которые участвуют в различных акциях и конкурсах. Сегодня ученикам девятого класса наглядно показали, как реализовывается проект. Заместитель руководителя исполкома Искандер Гиниятуллин решил лично провести им полноценную экскурсию: показать, как мусоровоз загружает контейнеры, а затем привозит отходы на мусоросортировочную станцию. В мини-тур отправилась и журналист KazanFirst. 

Объезд начался утром. Сбор назначили на площадке одного из домов Авиастроительного района. По пути на работу некоторые жители подходили к бакам и отдельно выбрасывали бутылки, упаковку, мокрый мусор. Среди них была и Алсу Амирова. Девушка поддерживает идею раздельного сбора отходов.

- Вопрос летающих бутылок и полиэтиленовых пакетов давно уже стоит. Раз заботятся о нас, такие контейнеры ставят, мы тоже решили поставить дома раздельные ведра. Это же правильно. Надо, чтоб это вошло в привычку, - говорит жительница и выбрасывает несколько бутылок в специальную урну.

Другой местный житель Ринат так же присоединился к пилотному проекту. Мусор он разделяет не дома, а рядом с баком. Идею властей он тоже поддерживает.

- О раздельном сборе мусора все уже знают. Так обязательно нужно делать, - говорит мужчина.

Вот и подъехал автобус. Из него организованно вышли 20 девятиклассников, учитель биологии и директор школы. Искандер Гиниятуллин поприветствовал учащихся и объяснил им важность этой встречи.

- Сегодня мы видим первые результаты, которые не являются фантастическими, сразу скажу. Нет такого, что ах, и все - чистый продукт, но определенные позитивные моменты есть. Мы понимаем, что дети - это наше будущее, поэтому организовали поездку для вас, чтобы вы увидели все своими глазами. Мы постараемся сказать, почему это нужно и важно. Мы надеемся, что вы донесете это до своих родителей и сможете сделать толчок в этом направлении, чтобы сохранить матушку-природу всеми возможностями, которые у нас есть, - обратился к школьникам чиновник.

Мы находились на площадке с разными контейнерами. Гиниятуллин объяснил ученикам, что перерабатываемые и неперерабатываемые отходы вывозятся отдельно. Сначала мусоровоз приезжает за одним видом мусора и отвозит его на сортировочную станцию, а затем - за другим.

- Весь парк мусоровозной техники в компании ПЖКХ «Чистый город» - новый. У них современные машины. Древней техники нет. В 2006 году, когда утвердили новую схему обращения с отходами, перешли на использование современных пластиковых контейнеров на колесиках, приобрели новую технику, которая в состоянии погрузить все виды контейнеров, имеющиеся в городе: от маленьких 330-литровых до бункеров емкостью восемь кубических метров. Машина после погрузки прессует мусор у себя в кузове, чтобы можно было побольше загрузить и увезти, чтоб не ездить с наполненным воздухом кузовом, - рассказывает замглавы исполкома.

Организаторы тура просят школьников обратить внимание на то, что контейнер может прослужить долго, если его не поджигать и не ломать. По сравнению с железным он не гниет и не ржавеет.

После того как ученики наглядно увидели, как происходит процесс сбора мусора, все отправились на мусоросортировочную станцию, находящуюся на улице Васильченко Московского района.

В автобусе Гиниятуллин поделился некоторой статистикой по сбору мусора со школьниками, чтобы они могли понять масштаб экологической проблемы.

- В Казани образуется порядка 500 тысяч тонн отходов за год, которые вывозятся на полигоны. За год каждый казанец оставляет после себя 420 килограммов отходов. Семья из четырех человек выбрасывает примерно две тонны мусора. Ежедневно из города вывозится 1 600 тонн на полигоны. Для того, чтобы их безопасно захоронить, Казани потребуется площадь в 900 га. Для сравнения: площадь всех трех частей озера Кабан составляет 195 га, а это в четыре раза меньше, - подчеркнул чиновник.

По словам замруководителя, в прошлом году в Казани было переработано 1 200 тонн пластиковых бутылок и 2 800 тонн макулатуры, что позволило сохранить примерно 47 тысяч деревьев, а это где-то 15 парков. Всего было переработано пять тысяч тонн мусора вторичных ресурсов. Кажется, что цифра большая, но это лишь один процент от объема мусора, который образуется в городе.

- Как мы можем помочь природе и самим себе? Во-первых, надо уменьшать количество образований отходов. Для этого надо постараться сократить потребление одноразовой посуды. Во-вторых, надо самим сортировать мусор. Цивилизованный мир давно идет этой дорогой. В вашей школе установлены специальные урны. Я прошу вас использовать их по назначению. Уверен, что когда-нибудь мы придем к тому, чтобы, как сейчас делают в Японии, использованный чайный пакетик делить на три части. Пока мы говорим о самом простом разделении отходов: на перерабатываемые и неперерабатываемые, на сухие и влажные, - отмечает «экскурсовод».

Далее Гиниятуллин напомнил школьникам, что несжатые бутылки занимают много места в мусоровозе, а точнее машина по большей части везет воздух. Он показал девятиклассникам один пример. В одной руке у него был небольшой пакет, в который поместились две полуторалитровые бутылки, в другой - большой пакет с пятью такими же бутылками. После сжатия все бутылки смогли уместиться в небольшой пакет.

- Это элементарные действия. Вы потратите три минуты, а объем перевозки, расходы и затраты мы уменьшим по крайней мере в три раза, - подчеркнул Гиниятуллин.

Прибыв на мусоросортировочную станцию, многие школьники сразу изменились в лице. Стоял жуткий запах и солнце слепило глаза. 

Мусоросортировочная станция на улице Васильченко была построена в 2008 году. В то время это был передовой опыт, поскольку такого плана производства в России не было. Сейчас на станции работает около ста человек.

- Станция способна принимать 500 тонн отходов в сутки, - рассказывает директор по эксплуатации ПЖКХ Евгений Туз. - Выделяется порядка 20 фракций на сегодняшний день. Проценты отбора составляют примерно 12%. В ближайшее время хотим довести до 15%. На станции установлено технологическое оборудование известной испанской фирмы. Тенденция улучшения есть.

На покупку контейнеров потратили порядка 4,5 млн рублей. В планах проекта - увеличить мощность работы, но она зависит от того, как будет сортироваться мусор на месте. Объем полезных фракций планируют увеличить до 30%.

- Такой объем фракций будет в том случае, если мусор начнут привозить изначально отсортированный. Тогда те машины, которые забирают мусор из серых контейнеров, сразу будут отправляться на полигоны, - отмечает Евгений.

Девятиклассники походили по станции и понаблюдали, как проходит процесс сортировки мусора. Мы поинтересовались у Карины Мусиной, одной из учениц, какие же впечатления остались после увиденного.

- Было неприятно от того, что много мусора. Хочется, чтоб его было меньше, потому что он большой вред наносит природе, - говорит школьница.

По словам собеседницы, о проекте она узнала не сразу. Летом Карина с семьей уезжала, поэтому о пилотном проекте узнала, когда увидела отдельные баки для мусора. Она с родителями к нему присоединилась.

- Мы разделяем мусор. У нас дома есть отдельный пакет для макулатуры, для пищевых отходов. Как поставили бак, стараемся правильно сортировать отходы, - добавляет Карина.

Девятиклассница говорит, что и в их школе стоят отдельные урны. Учащиеся стараются выкидывать мусор правильно.

- На уроках попил водичку, бутылка осталась - ее, конечно, выкинешь в правильный бак, но не думаю, что все раздельно выкидывают мусор. Есть отдельные урны для общего мусора. Но мы стараемся, - подчеркнула ученица.

В завершение экскурсии ученики отметили, что, посмотрев наглядно, как происходит сбор и сортировка отходов, они поняли - разделение может сильно помочь экологии города.

- За полтора месяца, что реализуется проект, объем мусора остался примерно таким же - порядка 15 тысяч кубометров мы вывезли из Авиастроительного района. Если раньше отсортировывали порядка 8% процентов полезных фракций, то сейчас около 15, потому что начинается отделение пищевых отходов от общей массы. Стали приходить нормальная макулатура, чистое стекло и пластик. Самое главное, что люди понимают суть разделения отходов, - говорит Искандер Гиниятуллин.

21 сентября власти Казани подпишут контракт по итогам конкурса с поставщиком контейнеров для опасных отходов. Будет куплено 83 контейнера для сбора батареек, энергосберегающих ламп и градусников, а при сортировке самое главное - извлечь именно опасную фракцию. 

После 1 января, когда появятся региональные операторы, пилотный проект запустят и в других районах столицы. Сейчас уже ведутся переговоры с «Салават Купере».

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite