«Мы видим, как Татарстан во многом реализует идеи Марджани»

Культура 10:23 / 15 сентября 2018
13
«Мы видим, как Татарстан во многом реализует идеи Марджани»

Выставка, посвященная татарскому просветителю, открылась в Казани.  

В выставочном зале «Манеж» на территории Казанского Кремля открылась выставку, посвященная 200-летию Шигабутдину Марджани. Идея этой экспозиции разрабатывалась около года.

- Мы постарались показать актуальность трудов ученого в сегодняшние дни, - рассказывает сотрудника музея исламской культуры Ильнур Низамиев. - Во время подготовки к выставке было обнаружено много интересного. Определили для себя, что необходимо для развития нашей культуры, улучшения отношения к языку и религии в обществе. Из всего поняли, что высказанные ученым мысли еще полтора века назад актуальны и сегодня.

Основой экспозиции стал сборник статей, посвященный жизни и трудам ученого, который в 1915 годах создали татарские просветители. Изучив это издание, организаторы составили тезисы, характеризующие характер Марджани, отсюда и название выставки - «Шигабутдин Марджани. Татарский характер». 

- Присущие ему такие черты характера как свободомыслие, смелость и целеустремленность мы и постарались показать вам. Здесь же представлены непосредственно его научные труды. Впервые мы собрали экспонаты, хранящиеся в авторитетных музеях республики в одном месте. Все они из разных городов и стран мира. Когда ученый приехал из Самарканда в Казань он привез с собой переписанный сборник хадисов. Книга до этого времени хранилась в Москве, теперь мы перевезли ее в Казань, - поделился Низамиев.

Почтить память просветителя пришли и ученики второй Казанской гимназии, которая носит имя татарского просветителя. 

- Я учусь в гимназии имени Шигабутдина Марджани и я горд этим. Когда родители определили для меня именно эту школу, они не ошиблись. Здесь я делаю уверенные шаги в познании себя, изучении родного языка и нашей истории. Говоря об истории, в нашей гимназии работает музей Марджани. Там хранятся его рукописи, и нас постоянно знакомят с ними. Ученого ставят в пример ученикам. И в нас вкладывают мысль, что мы должны стараться возвысить татарский народ, - рассказывает Рамиль Багавиев.

Собравшиеся богословы и историки единогласно считают, что без имени Марджани невозможно представить историю татарского мира. 

- Шигабудтин Марджани - настоящее воплощение характера нашего народа. Несмотря ни на какие трудности, он не сдался и остался верен самому себе. Жил, стараясь донести историю своего народа и до других. Эта выставка станет возможностью познать жизнь и труды Марджани, приблизиться к истории татар, - уверен заместитель муфтия Татарстана Ильфар хазрат Хасанов

- Гордость за свой народ - это первое, на что опирался Марджани. Все остальное - свободомыслие, творчество, стремление к знаниям, целеустремлённость, упорство и смелость - исходило из этого. Все эти качества были присущи Марджани и все они отображались в его научной, проповеднической и общественной деятельности. То, что мы видим сегодня в республике - во многом реализация идей просветителя, воплощение его желаний. Например, возрождение историко-культурного наследия в Татарстане. Мы видим, как возрождается священный Болгар и Свияжск, мы видим позитивные изменения в историческом центре Казани. Это все, о чем некогда писал Марджани. Он знал, что все будет сохранено и возрождено. В народе проснулся удивительный интерес к изучению истории, истории совей семьи, составлению семейного древа. Началом всего этого был наш ученый. Следуя его советам, мы сохраним свою нацию, - убежден заместитель директора Института истории им. Ш. Марджани Радик Салихов.

Праправнучка Шгабутдина Марджани Гульзада Мустафина тоже пришла на открытие выставки. Она рассказала, что многие предметы семейной реликвии отдала в музеи, но есть и то, что на хранит только у себя. Например, письма, адресованные дочери Марджани - Гайше. 

- Да, наверняка, есть еще много всего, о чем мы даже не знаем. И конечно, за него чувствуешь гордость, но мы сами-то не такие. Никто не может повторить его подвигов, - говорит Гульзада Мустафина. - Раньше любые разговоры о богословах были под запретом. Мы знали, что наш предок именно он. Мою маму на последнем курсе отчислили из КАИ, когда узнали, что она дочь муллы. Кто-то донёс на неё. Пересажали моих родных один за другим. Это совсем недавно мы начали говорить об этом смело. И только сейчас начинаешь понимать все величие моего предка.

О многих рукописях Марджани татарстанские ученые знают лишь понаслышке. Некоторые из них до сих пор хранятся в разных странах Азии. На выставку привезли одну из таких книг из Турции. Организаторы называют ее сенсационной. Кандидат исторических наук Аскар Гатин считает, что в целом, жизнь и деятельность ученого изучена довольно хорошо. 

- В 1990-2000 годы ввели в оборот ряд его трудов, которые были изданы в дореволюционный период, и они были известны только в арабо-графическом варианте. Сейчас все-таки наиболее важные труды ученого известны, прежде всего, по работам ряда современников. Это работы Хайрутдинова, Юсупова, Хабутдинова, в которых анализируется наследие просветителя. Но на самом деле у Марджани есть еще много аспектов, изученных относительно слабо. Поэтому основная проблема в том, что два его труда «Извлечения сведений о состоянии Казани и Болгара» и библиографический словарь остаются изданным пока еще не в полном варианте и работа требует академического издания, то есть комментариев и более правильной выверки всех названий, которые не всегда даются точно в транслитерации. Есть еще одна работа, являющаяся библиографическим словарем, которая пока издана частично на русском языке, но есть проблема с тем, чтобы сделать его полный академический перевод. Есть целый ряд богословских трудов, которые находятся в Казани, Стамбуле и Каире. Они уже известны ученым, но подробного их анализа как части богословского наследия еще не сделано. Поэтому работы еще много. Впереди я думаю глобальных открытий может быть и не будет, но какие-то отдельные уточнения обязательно появтяс, - уверяет историк. 

На выставке Шигабутдин Марджани представлен зрителю в разные периоды своей жизни, в разных сюжетах. Здесь он семьянин, здесь историк, здесь путешественник, а там имам и еще многое другое. Проникаясь в историю, создается целостный образ просветителя, который известен ещё и как этнограф, археограф, востоковед, педагог.

Шигабутдин Марджани родился 16 января 1818 года в селе Ябынчи, нынешнего Атнинского района Республики Татарстан.

Свое первое образование получил в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда. В семнадцатилетнем возрасте он начинает преподавать в медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой. В 1838 году Марджани отправляется в Бухару для продолжения образования, а затем переезжает в Самарканд.

В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и в марте 1850 года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети. В 1867 году был назначен на должность ахуна и мухтасиба Казани, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны мусульман.

1/0

В 1867 году Оренбургское магометанское духовное собрание назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман. С официальными светскими властями у Марджани также устанавливаются позитивные контакты. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Корана в казанской типографии; организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения; составляет отчеты о рождении, бракосочетании и смерти мусульман для государственных учреждений; участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами. 

Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга «Назратуль-хакк», с новыми для того времени и его родной среды религиозно-реформаторскими идеями, принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на всём мусульманском Востоке.

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 08:00 / 3 февраля
2
2
Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Памяти Децла. Большое интервью музыканта. Он дал его KF год назад.

В ночь со 2 на 3 февраля скончался, пожалуй, самый известный рэп-исполнитель России Кирилл Толмацкий, больше известный под псевдонимом Децл. На стыке двух веков он стал символом перемен, олицетворением свободы и нового слова в российском шоу-бизнесе. Так получилось, что одно из своих последних больших интервью Кирилл дал изданию KazanFirst во время приезда в Казань год назад. Этот материал актуален и сейчас. В память о Децле мы приводим его вновь. Впервые опубликовано 19 февраля 2018-го. За год до гибели музыканта.  


В Казань приехал Кирилл Толмацкий, известный широкой аудитории под именем Децл. Впрочем, у кумира тинейджеров 90-х есть и другие псевдонимы - Le Truk и Juzeppe Jostko. Под ними Толмацкий читает рэп на остросоциальные проблемы, в том числе и на английском.

Выступление артиста закончилось уже под утро, однако это не помешало ему ответить на вопросы KazanFirst. Интервью прошло в не совсем обычном месте. В гримерке, расположенной рядом со сценой, было шумно, поэтому разговор состоялся в соседней душевой комнате.

- Ты сегодня выступил в Казани, вчера в Питере. Какие эмоции?

- Что в Казани, что в Питере лично мне было немного тяжеловато работать. Сегодня перед выступлением еле проснулся. Проснулся, одел майку, джинсы, собрал все сумки и опять заснул. Я с 14-го числа работаю, до этого выступал в Таиланде, потом полетел в Москву, оттуда в Питер, потом в Казань. Но концерты проходят прикольно.

- Ты много путешествуешь по стране. Скажи, что в России изменилось, если изменилось, за последние 10-15 лет в музыке и культуре?

- Все меняется под политику. Был такой момент, когда ушел Ельцин и пришел Путин и все уже менялось в музыкальном плане. Начало во все стороны развиваться, все стало интересным, качал MTV, Муз ТВ, были федеральные музыкальные каналы, которых сейчас нет в эфирной сетке. Была какая-то альтернатива для молодежи, но все ушло в интернет.

- Децл поменялся вместе со страной или поменялись только его имена?

- Много чего нового появилось. Я остался, но, безусловно, поменялся под обстоятельства. У меня уже ребенку почти 13 лет, другие интересы, нежели чем когда я был совсем свободным в семейном плане. По сути дела, идет духовное развитие, прокачка разной литературой в основном для того, чтобы нести в массы темы, волнующие всех здесь и сейчас. Некоторые волновали тогда и волнуют всегда - типа ты меня любишь, я тебя не люблю. Эта ерунда всегда будет продаваться. Не это, а что-то другое необычное.

- Для тех, кто последние лет 10 не следил за твоей работой, как коротко можно охарактеризовать твои проекты Le Truk и Juzeppe Jostko?

- С 2009 года я начал реже общаться с теми, с кем общался раньше, по определенным обстоятельствам. Последние девять лет - это серьезная работа над собой. Это ежедневный внутренний конфликт, борьба с внутренними предрассудками. При этом все проходит без сильных напрягов. 

Я все-таки до сих пор пытаюсь немного подстроиться, потому что я начинал, когда были пейджеры и у нас все было по-другому. Все быстро меняется, появились новые технологии, в которые нужно вникать.

- При этом ты резко реагируешь на своих более молодых коллег по цеху. В частности, в "Твиттере" ты упоминаешь рэперов из Газголдера. Это уже личное из-за конфликта с Бастой?

- Там все вместе. На самом деле Баста - это просто такой персонаж, который прикрывает серьезную схему бандитско-ментовскую, поэтому он сильно взъерошился, когда я вдруг начал публично говорить в "Твиттере", как они себя ведут.

Изначально мы перестали туда ходить (на Газголдер. - Ред.) за четыре-пять лет до конфликта. Когда только построился Газголдер, там одного моего друга попросили организовать некий клуб. Тот сказал, что клуб не надо, лучше организуем общество творческих людей. В то время, когда там не было никакого Васи, собирались творческие люди - художники, музыканты, чайные мастера, интересные персонажи. Но в какой-то момент приехал Богдан Титомир и сказал, что нашел крутого рэпера, и после того, как этого рэпера привезли в Москву, всех начали потихоньку сливать. В итоге мы одни из последних, кто оттуда слился, и туда набрали на контрактной основе кучу рэперов. В том числе туда Смоки Мо попал в какой-то момент, после чего я перестал с ним общаться. В общем, много других людей попали в эту клоаку, а, по сути, они работают на одного человека.

- И кто этот человек?

- Это тот человек, кто больше всех выкатывает яйца.

- Почему рэп стал настолько актуальным? Рэперы говорят на близкие молодежи темы и на близком языке?

- Нет, просто он стал настолько неприятным, насколько это неприятно взрослым людям. Я в свое время поставил цель делать рэп таким, чтобы родители могли ставить его своим детям, а дети ставить своим родителям. Чтобы исчерпать конфликт поколений. Мне это удалось - мои треки родители не стесняются слушать при детях, а дети - при родителях. А то, что происходит сейчас, - это очередная попытка разделить, создать некий конфликт между поколениями, чтобы старшие не понимали младших и наоборот. Кто-то эту херню мутит специально, это такой заговор. Если раньше не хотели, чтобы к нам ходили фанаты, определенные политические организации привозили скинхедов. Это сейчас они ведут гибридную войну - войну в интернете. Соответственно, влияют на массы двойными стандартами и количеством спама в онлайн-пространстве. Меняется мир и меняются способы ведения войны.

- Ты сказал, что сегодня ты не просто музыкант, но еще и отец. Скажи, как выглядит собирательный образ современного российского мужчины - о чем он думает, чем он зарабатывает на жизнь, чего он хочет?

- Как оно и есть или как оно бы мне хотелось?

- Как ты это видишь сейчас.

- Я затрудняюсь ответить. Наверное… барыга?!

- А как бы ты хотел?

- А хотел, чтобы был философ, мудрый, интересный, правильный во всех смыслах этого слова. Сейчас миром правят двойные стандарты, мы живем в мире иллюзий, где все самое низменное, некрасивое и плохое вылезает наружу. Поэтому еще какое-то время нам придется с этим свыкаться, а в какой-то момент, уверен, это все изменится и энергии начнут работать в другую сторону. Пока мы работаем в подполье и ждем рассвета солнца, когда всех вампиров сожгут теплые солнечные лучи и снова все станут счастливы на планете Земля. С одной стороны, новые технологии нам мешают, с другой - искусственное сознание пробудится и мы посмотрим, что будет дальше.


Редакция KazanFirst выражает соболезнования родным и близким Кирилла Толмацкого. 


КОММЕНТАРИИ (7)
До слез
Покойся с миром... RIP. Будем помить всегда.
21
ОТВЕТИТЬ
Евгений
REST in PEACE
1
ОТВЕТИТЬ
Миша Видяев
У каждого свои плюсы и минусы. Децл, спасибо за песни в 90-х!!! Скорбим.
10
ОТВЕТИТЬ
Имя
Подтверждение того,что это настоящий артист
8
ОТВЕТИТЬ
День
Он жизнь постиг
9
ОТВЕТИТЬ
Катерина
Неожиданно умно. Пусть хорошим растет сын.
1
ОТВЕТИТЬ
Оксана
ЧЕЛОВЕК с принципами и своей философией! Слушаю новые альбомы — это бомба, это творчество. Кирилл живёт в своей музыке! Спасибо, что был!
2
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх