«Мы видим, как Татарстан во многом реализует идеи Марджани»

Выставка
Выставка, посвященная татарскому просветителю, открылась в Казани.

В выставочном зале «Манеж» на территории Казанского Кремля открылась выставку, посвященная 200-летию Шигабутдину Марджани. Идея этой экспозиции разрабатывалась около года.

— Мы постарались показать актуальность трудов ученого в сегодняшние дни, — рассказывает сотрудника музея исламской культуры Ильнур Низамиев. — Во время подготовки к выставке было обнаружено много интересного. Определили для себя, что необходимо для развития нашей культуры, улучшения отношения к языку и религии в обществе. Из всего поняли, что высказанные ученым мысли еще полтора века назад актуальны и сегодня.

«Мы видим, как Татарстан во многом реализует идеи Марджани»

Основой экспозиции стал сборник статей, посвященный жизни и трудам ученого, который в 1915 годах создали татарские просветители. Изучив это издание, организаторы составили тезисы, характеризующие характер Марджани, отсюда и название выставки — «Шигабутдин Марджани. Татарский характер». 

— Присущие ему такие черты характера как свободомыслие, смелость и целеустремленность мы и постарались показать вам. Здесь же представлены непосредственно его научные труды. Впервые мы собрали экспонаты, хранящиеся в авторитетных музеях республики в одном месте. Все они из разных городов и стран мира. Когда ученый приехал из Самарканда в Казань он привез с собой переписанный сборник хадисов. Книга до этого времени хранилась в Москве, теперь мы перевезли ее в Казань, — поделился Низамиев.

«Мы видим, как Татарстан во многом реализует идеи Марджани»

Почтить память просветителя пришли и ученики второй Казанской гимназии, которая носит имя татарского просветителя. 

— Я учусь в гимназии имени Шигабутдина Марджани и я горд этим. Когда родители определили для меня именно эту школу, они не ошиблись. Здесь я делаю уверенные шаги в познании себя, изучении родного языка и нашей истории. Говоря об истории, в нашей гимназии работает музей Марджани. Там хранятся его рукописи, и нас постоянно знакомят с ними. Ученого ставят в пример ученикам. И в нас вкладывают мысль, что мы должны стараться возвысить татарский народ, — рассказывает Рамиль Багавиев.

Собравшиеся богословы и историки единогласно считают, что без имени Марджани невозможно представить историю татарского мира. 

— Шигабудтин Марджани — настоящее воплощение характера нашего народа. Несмотря ни на какие трудности, он не сдался и остался верен самому себе. Жил, стараясь донести историю своего народа и до других. Эта выставка станет возможностью познать жизнь и труды Марджани, приблизиться к истории татар, — уверен заместитель муфтия Татарстана Ильфар хазрат Хасанов

«Мы видим, как Татарстан во многом реализует идеи Марджани»

— Гордость за свой народ — это первое, на что опирался Марджани. Все остальное — свободомыслие, творчество, стремление к знаниям, целеустремлённость, упорство и смелость — исходило из этого. Все эти качества были присущи Марджани и все они отображались в его научной, проповеднической и общественной деятельности. То, что мы видим сегодня в республике — во многом реализация идей просветителя, воплощение его желаний. Например, возрождение историко-культурного наследия в Татарстане. Мы видим, как возрождается священный Болгар и Свияжск, мы видим позитивные изменения в историческом центре Казани. Это все, о чем некогда писал Марджани. Он знал, что все будет сохранено и возрождено. В народе проснулся удивительный интерес к изучению истории, истории совей семьи, составлению семейного древа. Началом всего этого был наш ученый. Следуя его советам, мы сохраним свою нацию, — убежден заместитель директора Института истории им. Ш. Марджани Радик Салихов.

Праправнучка Шгабутдина Марджани Гульзада Мустафина тоже пришла на открытие выставки. Она рассказала, что многие предметы семейной реликвии отдала в музеи, но есть и то, что на хранит только у себя. Например, письма, адресованные дочери Марджани — Гайше. 

— Да, наверняка, есть еще много всего, о чем мы даже не знаем. И конечно, за него чувствуешь гордость, но мы сами-то не такие. Никто не может повторить его подвигов, — говорит Гульзада Мустафина. — Раньше любые разговоры о богословах были под запретом. Мы знали, что наш предок именно он. Мою маму на последнем курсе отчислили из КАИ, когда узнали, что она дочь муллы. Кто-то донёс на неё. Пересажали моих родных один за другим. Это совсем недавно мы начали говорить об этом смело. И только сейчас начинаешь понимать все величие моего предка.

«Мы видим, как Татарстан во многом реализует идеи Марджани»

О многих рукописях Марджани татарстанские ученые знают лишь понаслышке. Некоторые из них до сих пор хранятся в разных странах Азии. На выставку привезли одну из таких книг из Турции. Организаторы называют ее сенсационной. Кандидат исторических наук Аскар Гатин считает, что в целом, жизнь и деятельность ученого изучена довольно хорошо. 

— В 1990-2000 годы ввели в оборот ряд его трудов, которые были изданы в дореволюционный период, и они были известны только в арабо-графическом варианте. Сейчас все-таки наиболее важные труды ученого известны, прежде всего, по работам ряда современников. Это работы Хайрутдинова, Юсупова, Хабутдинова, в которых анализируется наследие просветителя. Но на самом деле у Марджани есть еще много аспектов, изученных относительно слабо. Поэтому основная проблема в том, что два его труда «Извлечения сведений о состоянии Казани и Болгара» и библиографический словарь остаются изданным пока еще не в полном варианте и работа требует академического издания, то есть комментариев и более правильной выверки всех названий, которые не всегда даются точно в транслитерации. Есть еще одна работа, являющаяся библиографическим словарем, которая пока издана частично на русском языке, но есть проблема с тем, чтобы сделать его полный академический перевод. Есть целый ряд богословских трудов, которые находятся в Казани, Стамбуле и Каире. Они уже известны ученым, но подробного их анализа как части богословского наследия еще не сделано. Поэтому работы еще много. Впереди я думаю глобальных открытий может быть и не будет, но какие-то отдельные уточнения обязательно появтяс, — уверяет историк. 

На выставке Шигабутдин Марджани представлен зрителю в разные периоды своей жизни, в разных сюжетах. Здесь он семьянин, здесь историк, здесь путешественник, а там имам и еще многое другое. Проникаясь в историю, создается целостный образ просветителя, который известен ещё и как этнограф, археограф, востоковед, педагог.

«Мы видим, как Татарстан во многом реализует идеи Марджани»

Шигабутдин Марджани родился 16 января 1818 года в селе Ябынчи, нынешнего Атнинского района Республики Татарстан.

Свое первое образование получил в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда. В семнадцатилетнем возрасте он начинает преподавать в медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой. В 1838 году Марджани отправляется в Бухару для продолжения образования, а затем переезжает в Самарканд.

В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и в марте 1850 года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети. В 1867 году был назначен на должность ахуна и мухтасиба Казани, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны мусульман.

1/0

В 1867 году Оренбургское магометанское духовное собрание назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман. С официальными светскими властями у Марджани также устанавливаются позитивные контакты. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Корана в казанской типографии; организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения; составляет отчеты о рождении, бракосочетании и смерти мусульман для государственных учреждений; участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами. 

«Мы видим, как Татарстан во многом реализует идеи Марджани»

Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга «Назратуль-хакк», с новыми для того времени и его родной среды религиозно-реформаторскими идеями, принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на всём мусульманском Востоке.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: