«Мы видим, как Татарстан во многом реализует идеи Марджани»

Культура 10:23 / 15 сентября 2018
13
«Мы видим, как Татарстан во многом реализует идеи Марджани»

Выставка, посвященная татарскому просветителю, открылась в Казани.  

В выставочном зале «Манеж» на территории Казанского Кремля открылась выставку, посвященная 200-летию Шигабутдину Марджани. Идея этой экспозиции разрабатывалась около года.

- Мы постарались показать актуальность трудов ученого в сегодняшние дни, - рассказывает сотрудника музея исламской культуры Ильнур Низамиев. - Во время подготовки к выставке было обнаружено много интересного. Определили для себя, что необходимо для развития нашей культуры, улучшения отношения к языку и религии в обществе. Из всего поняли, что высказанные ученым мысли еще полтора века назад актуальны и сегодня.

Основой экспозиции стал сборник статей, посвященный жизни и трудам ученого, который в 1915 годах создали татарские просветители. Изучив это издание, организаторы составили тезисы, характеризующие характер Марджани, отсюда и название выставки - «Шигабутдин Марджани. Татарский характер». 

- Присущие ему такие черты характера как свободомыслие, смелость и целеустремленность мы и постарались показать вам. Здесь же представлены непосредственно его научные труды. Впервые мы собрали экспонаты, хранящиеся в авторитетных музеях республики в одном месте. Все они из разных городов и стран мира. Когда ученый приехал из Самарканда в Казань он привез с собой переписанный сборник хадисов. Книга до этого времени хранилась в Москве, теперь мы перевезли ее в Казань, - поделился Низамиев.

Почтить память просветителя пришли и ученики второй Казанской гимназии, которая носит имя татарского просветителя. 

- Я учусь в гимназии имени Шигабутдина Марджани и я горд этим. Когда родители определили для меня именно эту школу, они не ошиблись. Здесь я делаю уверенные шаги в познании себя, изучении родного языка и нашей истории. Говоря об истории, в нашей гимназии работает музей Марджани. Там хранятся его рукописи, и нас постоянно знакомят с ними. Ученого ставят в пример ученикам. И в нас вкладывают мысль, что мы должны стараться возвысить татарский народ, - рассказывает Рамиль Багавиев.

Собравшиеся богословы и историки единогласно считают, что без имени Марджани невозможно представить историю татарского мира. 

- Шигабудтин Марджани - настоящее воплощение характера нашего народа. Несмотря ни на какие трудности, он не сдался и остался верен самому себе. Жил, стараясь донести историю своего народа и до других. Эта выставка станет возможностью познать жизнь и труды Марджани, приблизиться к истории татар, - уверен заместитель муфтия Татарстана Ильфар хазрат Хасанов

- Гордость за свой народ - это первое, на что опирался Марджани. Все остальное - свободомыслие, творчество, стремление к знаниям, целеустремлённость, упорство и смелость - исходило из этого. Все эти качества были присущи Марджани и все они отображались в его научной, проповеднической и общественной деятельности. То, что мы видим сегодня в республике - во многом реализация идей просветителя, воплощение его желаний. Например, возрождение историко-культурного наследия в Татарстане. Мы видим, как возрождается священный Болгар и Свияжск, мы видим позитивные изменения в историческом центре Казани. Это все, о чем некогда писал Марджани. Он знал, что все будет сохранено и возрождено. В народе проснулся удивительный интерес к изучению истории, истории совей семьи, составлению семейного древа. Началом всего этого был наш ученый. Следуя его советам, мы сохраним свою нацию, - убежден заместитель директора Института истории им. Ш. Марджани Радик Салихов.

Праправнучка Шгабутдина Марджани Гульзада Мустафина тоже пришла на открытие выставки. Она рассказала, что многие предметы семейной реликвии отдала в музеи, но есть и то, что на хранит только у себя. Например, письма, адресованные дочери Марджани - Гайше. 

- Да, наверняка, есть еще много всего, о чем мы даже не знаем. И конечно, за него чувствуешь гордость, но мы сами-то не такие. Никто не может повторить его подвигов, - говорит Гульзада Мустафина. - Раньше любые разговоры о богословах были под запретом. Мы знали, что наш предок именно он. Мою маму на последнем курсе отчислили из КАИ, когда узнали, что она дочь муллы. Кто-то донёс на неё. Пересажали моих родных один за другим. Это совсем недавно мы начали говорить об этом смело. И только сейчас начинаешь понимать все величие моего предка.

О многих рукописях Марджани татарстанские ученые знают лишь понаслышке. Некоторые из них до сих пор хранятся в разных странах Азии. На выставку привезли одну из таких книг из Турции. Организаторы называют ее сенсационной. Кандидат исторических наук Аскар Гатин считает, что в целом, жизнь и деятельность ученого изучена довольно хорошо. 

- В 1990-2000 годы ввели в оборот ряд его трудов, которые были изданы в дореволюционный период, и они были известны только в арабо-графическом варианте. Сейчас все-таки наиболее важные труды ученого известны, прежде всего, по работам ряда современников. Это работы Хайрутдинова, Юсупова, Хабутдинова, в которых анализируется наследие просветителя. Но на самом деле у Марджани есть еще много аспектов, изученных относительно слабо. Поэтому основная проблема в том, что два его труда «Извлечения сведений о состоянии Казани и Болгара» и библиографический словарь остаются изданным пока еще не в полном варианте и работа требует академического издания, то есть комментариев и более правильной выверки всех названий, которые не всегда даются точно в транслитерации. Есть еще одна работа, являющаяся библиографическим словарем, которая пока издана частично на русском языке, но есть проблема с тем, чтобы сделать его полный академический перевод. Есть целый ряд богословских трудов, которые находятся в Казани, Стамбуле и Каире. Они уже известны ученым, но подробного их анализа как части богословского наследия еще не сделано. Поэтому работы еще много. Впереди я думаю глобальных открытий может быть и не будет, но какие-то отдельные уточнения обязательно появтяс, - уверяет историк. 

На выставке Шигабутдин Марджани представлен зрителю в разные периоды своей жизни, в разных сюжетах. Здесь он семьянин, здесь историк, здесь путешественник, а там имам и еще многое другое. Проникаясь в историю, создается целостный образ просветителя, который известен ещё и как этнограф, археограф, востоковед, педагог.

Шигабутдин Марджани родился 16 января 1818 года в селе Ябынчи, нынешнего Атнинского района Республики Татарстан.

Свое первое образование получил в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда. В семнадцатилетнем возрасте он начинает преподавать в медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой. В 1838 году Марджани отправляется в Бухару для продолжения образования, а затем переезжает в Самарканд.

В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и в марте 1850 года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети. В 1867 году был назначен на должность ахуна и мухтасиба Казани, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны мусульман.

1/0

В 1867 году Оренбургское магометанское духовное собрание назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман. С официальными светскими властями у Марджани также устанавливаются позитивные контакты. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Корана в казанской типографии; организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения; составляет отчеты о рождении, бракосочетании и смерти мусульман для государственных учреждений; участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами. 

Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга «Назратуль-хакк», с новыми для того времени и его родной среды религиозно-реформаторскими идеями, принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на всём мусульманском Востоке.

КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 08:00 / 3 февраля
2
2
Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Памяти Децла. Большое интервью музыканта. Он дал его KF год назад.

В ночь со 2 на 3 февраля скончался, пожалуй, самый известный рэп-исполнитель России Кирилл Толмацкий, больше известный под псевдонимом Децл. На стыке двух веков он стал символом перемен, олицетворением свободы и нового слова в российском шоу-бизнесе. Так получилось, что одно из своих последних больших интервью Кирилл дал изданию KazanFirst во время приезда в Казань год назад. Этот материал актуален и сейчас. В память о Децле мы приводим его вновь. Впервые опубликовано 19 февраля 2018-го. За год до гибели музыканта.  


В Казань приехал Кирилл Толмацкий, известный широкой аудитории под именем Децл. Впрочем, у кумира тинейджеров 90-х есть и другие псевдонимы - Le Truk и Juzeppe Jostko. Под ними Толмацкий читает рэп на остросоциальные проблемы, в том числе и на английском.

Выступление артиста закончилось уже под утро, однако это не помешало ему ответить на вопросы KazanFirst. Интервью прошло в не совсем обычном месте. В гримерке, расположенной рядом со сценой, было шумно, поэтому разговор состоялся в соседней душевой комнате.

- Ты сегодня выступил в Казани, вчера в Питере. Какие эмоции?

- Что в Казани, что в Питере лично мне было немного тяжеловато работать. Сегодня перед выступлением еле проснулся. Проснулся, одел майку, джинсы, собрал все сумки и опять заснул. Я с 14-го числа работаю, до этого выступал в Таиланде, потом полетел в Москву, оттуда в Питер, потом в Казань. Но концерты проходят прикольно.

- Ты много путешествуешь по стране. Скажи, что в России изменилось, если изменилось, за последние 10-15 лет в музыке и культуре?

- Все меняется под политику. Был такой момент, когда ушел Ельцин и пришел Путин и все уже менялось в музыкальном плане. Начало во все стороны развиваться, все стало интересным, качал MTV, Муз ТВ, были федеральные музыкальные каналы, которых сейчас нет в эфирной сетке. Была какая-то альтернатива для молодежи, но все ушло в интернет.

- Децл поменялся вместе со страной или поменялись только его имена?

- Много чего нового появилось. Я остался, но, безусловно, поменялся под обстоятельства. У меня уже ребенку почти 13 лет, другие интересы, нежели чем когда я был совсем свободным в семейном плане. По сути дела, идет духовное развитие, прокачка разной литературой в основном для того, чтобы нести в массы темы, волнующие всех здесь и сейчас. Некоторые волновали тогда и волнуют всегда - типа ты меня любишь, я тебя не люблю. Эта ерунда всегда будет продаваться. Не это, а что-то другое необычное.

- Для тех, кто последние лет 10 не следил за твоей работой, как коротко можно охарактеризовать твои проекты Le Truk и Juzeppe Jostko?

- С 2009 года я начал реже общаться с теми, с кем общался раньше, по определенным обстоятельствам. Последние девять лет - это серьезная работа над собой. Это ежедневный внутренний конфликт, борьба с внутренними предрассудками. При этом все проходит без сильных напрягов. 

Я все-таки до сих пор пытаюсь немного подстроиться, потому что я начинал, когда были пейджеры и у нас все было по-другому. Все быстро меняется, появились новые технологии, в которые нужно вникать.

- При этом ты резко реагируешь на своих более молодых коллег по цеху. В частности, в "Твиттере" ты упоминаешь рэперов из Газголдера. Это уже личное из-за конфликта с Бастой?

- Там все вместе. На самом деле Баста - это просто такой персонаж, который прикрывает серьезную схему бандитско-ментовскую, поэтому он сильно взъерошился, когда я вдруг начал публично говорить в "Твиттере", как они себя ведут.

Изначально мы перестали туда ходить (на Газголдер. - Ред.) за четыре-пять лет до конфликта. Когда только построился Газголдер, там одного моего друга попросили организовать некий клуб. Тот сказал, что клуб не надо, лучше организуем общество творческих людей. В то время, когда там не было никакого Васи, собирались творческие люди - художники, музыканты, чайные мастера, интересные персонажи. Но в какой-то момент приехал Богдан Титомир и сказал, что нашел крутого рэпера, и после того, как этого рэпера привезли в Москву, всех начали потихоньку сливать. В итоге мы одни из последних, кто оттуда слился, и туда набрали на контрактной основе кучу рэперов. В том числе туда Смоки Мо попал в какой-то момент, после чего я перестал с ним общаться. В общем, много других людей попали в эту клоаку, а, по сути, они работают на одного человека.

- И кто этот человек?

- Это тот человек, кто больше всех выкатывает яйца.

- Почему рэп стал настолько актуальным? Рэперы говорят на близкие молодежи темы и на близком языке?

- Нет, просто он стал настолько неприятным, насколько это неприятно взрослым людям. Я в свое время поставил цель делать рэп таким, чтобы родители могли ставить его своим детям, а дети ставить своим родителям. Чтобы исчерпать конфликт поколений. Мне это удалось - мои треки родители не стесняются слушать при детях, а дети - при родителях. А то, что происходит сейчас, - это очередная попытка разделить, создать некий конфликт между поколениями, чтобы старшие не понимали младших и наоборот. Кто-то эту херню мутит специально, это такой заговор. Если раньше не хотели, чтобы к нам ходили фанаты, определенные политические организации привозили скинхедов. Это сейчас они ведут гибридную войну - войну в интернете. Соответственно, влияют на массы двойными стандартами и количеством спама в онлайн-пространстве. Меняется мир и меняются способы ведения войны.

- Ты сказал, что сегодня ты не просто музыкант, но еще и отец. Скажи, как выглядит собирательный образ современного российского мужчины - о чем он думает, чем он зарабатывает на жизнь, чего он хочет?

- Как оно и есть или как оно бы мне хотелось?

- Как ты это видишь сейчас.

- Я затрудняюсь ответить. Наверное… барыга?!

- А как бы ты хотел?

- А хотел, чтобы был философ, мудрый, интересный, правильный во всех смыслах этого слова. Сейчас миром правят двойные стандарты, мы живем в мире иллюзий, где все самое низменное, некрасивое и плохое вылезает наружу. Поэтому еще какое-то время нам придется с этим свыкаться, а в какой-то момент, уверен, это все изменится и энергии начнут работать в другую сторону. Пока мы работаем в подполье и ждем рассвета солнца, когда всех вампиров сожгут теплые солнечные лучи и снова все станут счастливы на планете Земля. С одной стороны, новые технологии нам мешают, с другой - искусственное сознание пробудится и мы посмотрим, что будет дальше.


Редакция KazanFirst выражает соболезнования родным и близким Кирилла Толмацкого. 


КОММЕНТАРИИ (7)
До слез
Покойся с миром... RIP. Будем помить всегда.
22
ОТВЕТИТЬ
Евгений
REST in PEACE
1
ОТВЕТИТЬ
Миша Видяев
У каждого свои плюсы и минусы. Децл, спасибо за песни в 90-х!!! Скорбим.
10
ОТВЕТИТЬ
Имя
Подтверждение того,что это настоящий артист
9
ОТВЕТИТЬ
День
Он жизнь постиг
9
ОТВЕТИТЬ
Катерина
Неожиданно умно. Пусть хорошим растет сын.
1
ОТВЕТИТЬ
Оксана
ЧЕЛОВЕК с принципами и своей философией! Слушаю новые альбомы — это бомба, это творчество. Кирилл живёт в своей музыке! Спасибо, что был!
3
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх