В Татарском академическом театре оперы и балета им. Мусы Джалиля дают мировую премьеру оперы Резеды Ахияровой на либретто Рената Хариса «Сююмбике». Первый показ собрал аншлаг, билеты на спектакль были распроданы ещё летом.
О чем опера
В выборе режиссера для премьеры нет никакого сюрприза. Поставить спектакль о самой известной татарской царице доверили Юрию Александрову. Питерский режиссер хорошо знаком казанскому зрителю, ведь большинство премьер последних лет в Татарском академическом театре оперы и балета ставил он. На Шаляпинском фестивале в 2017 году он представил оперу «Пиковая дама».
Александров славится смелым обращением с классическим текстом. Для «Сююмбике» он не сделал исключения и показал легендарный персонаж в своем, александровском прочтении.
— Это спектакль о женщине, на которую навалилась куча проблем. Она лишилась мужа, свободы и ребенка. Степень этого ужаса, который ее окружал, потребовала в финале какого-то небесного исхода. Я попросил композитора и либреттиста, чтобы они закончили очень тихо и спокойно. Потому что это память о женщине, которая пожертвовала собой ради народа, — говорил о своем спектакле Юрий Александров за день до премьеры.
Автор музыки — Резеда Ахиярова, либретто написал Ренат Харис. Многие зрители запомнили этот творческий тандем по другим постановкам казанского театра — операм «Золотая Орда» и «Любовь поэта».
— Мы знакомы с Ренатом Харисом и Резедой Ахияровой ещё с «Золотой Орды». Тогда премьера стала настоящим «выстрелом». Сегодняшняя тоже ничем не уступает предыдущей. Гордимся соотечественниками. Эти люди — гении. Ощутили всю трагедию сполна и прониклись историей до глубины души, — восхищаются зрители Екатерина и Денис.
Кто играет в спектакле
На главную партию премьерного показа не стали искать приглашенных звезд. Роль Сююмбике блестяще исполнила артистка театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Гульнора Гатина. Восходящая звезда казанской оперной сцены уверенно ведет сложные партии во многих знаковых спектаклях, ее Джильду в «Риголетто» можно слушать бесконечно.
В премьерном спектакле ей предстояло прежде всего показать Сююмбике-женщину, только потом — царицу.
Сююмбике постоянно обращается к небесным вратам с просьбой помочь найти выход. Ее речи — это вопросы без ответов.
— Почему ты, судьба, степную девушку, рожденную для счастья, мучаешь, посадив на трон? — спрашивает она. Выход все-таки будет найден.
В постановку вовлечены четыре состава артистов, музыканты экстра-класса и известный петербургский балетмейстер Давид Авдыш. Так как одна половина оперы идет на русском языке, а другая — на татарском, российским артистам пришлось учить новый язык.
— Все блестяще выучили слова и все песни, прекрасно понимая, что где-нибудь в Самаре не скоро будут ставить этот спектакль, — говорил Александров.
— Какая разница, откуда артисты? В таких постановках всегда должны быть задействованы лучшие силы. Важно то, что оперу ставят в Казани. Побольше бы таких национальных работ, они никогда не потеряют актуальности, — считает зритель Марат.
Чем интересна сценография
Художник-постановщик — тоже уже почти родной для казанцев Виктор Герасименко, с которым постоянно сотрудничает театр оперы и балета.
История разворачивается в замкнутом пространстве, как будто в перевернутой башне Сююмбике. Стены башни не исчезают ни в одном из трех действий, которые происходят в трех разных городах. В Казани развернулась внутриполитическая борьба, в Москве — Иван Грозный и его жена — беременная Анастасия, бояре и будущие опричники, а в Касимове показана финальная сцена.
Режиссер оперы назвал проделанную работу грандиозной по сегодняшним финансовым меркам и заявил, что одних лишь декораций и костюмов привезено пять фур.
— Шикарные были костюмы. Музыка и речи, игра актеров — все погружает в далекую историю, все выглядит очень завораживающе, — делится впечатлениями любительница оперы Алия.
Первые впечатления от первого лица
Посетили премьеру президент Татарстана Рустам Минниханов и Госсоветник республики Минтимер Шаймиев.
— Опера «Сююмбике» — это знаковое событие для нас. Мы гордимся, что национальная опера, которая создавалась профессионалами, нашими специалистами, имеет такой успех, — сказал Рустам Минниханов. — Опера зрелищна и наполнена историей, нашей историей. Мы должны знать нашу историю. Премьера прошла на достойном уровне. Татарстан может гордиться тем, что такой продукт появился у нас. Это событие обязательно войдет в историю!
В фойе театра была представлена выставка картин «Образ Сююмбике в работах татарских художников». Зрителям представили известную графическую миниатюру Баки Урманче, а также живописные работы современных художников Казани, Набережных Челнов и Санкт-Петербурга.
— Не на всех картинах Сююмбике похожа на татарку. Черты лица, черные брови и глаза… Раньше татары были вообще рыжеваты. В целом интересно посмотреть на то, как люди представляют ханбику, — делятся подруги Наиля и Алина.
С уверенностью можно сказать, что вряд ли кто-то остался к опере равнодушным.
— Мы хотели посмотреть на что-нибудь такое, что могло бы ярко описать историю города, и дети купили нам билеты на этот спектакль. У нас тоже знают об этой женщине, знают, что с ее именем связана большая трагедия. Это был лучший способ познакомиться с Казанью, — говорят гости с Украины Екатерина и Фарид.
По окончании оперы зал стоя рукоплескал добрых 15 минут. И даже по пути домой, сидя в автобусе, зрители еще долго бурно обсуждали премьеру.
Comment section