«Анна Каренина — женщина со слабостями, которая бросает вызов обществу»

Казань готовит премьеру первого в мире иммерсивного спектакля по роману Толстого.
Казань готовит премьеру первого в мире иммерсивного спектакля по роману
Толстого.

В казанском особняке Демидовых 3, 4, 5 ноября пройдет премьера первого иммерсивного спектакля по одноименному роману Льва Толстого «Анна Каренина». Трехчасовое действо зрители будут смотреть глазами героев писателя XIX века. Проект реализуется при поддержке Фонда современного искусства «Живой город», президента Татарстана, республиканского правительства и Министерства культуры. 

— Если говорить об иммерсивном спектакле, наверное, это искусство 5D. Это не просто прочтение, визуализация и некая эмоция, а вовлечение зрителя в сам процесс постановки и действа, — считает министр культуры Ирада Аюпова. — Для многих, кто придет на спектакль, это будет выходом из зоны комфорта, неким испытанием. Мне кажется, что агрессивное вторжение во внутреннее пространство человека даст эффект некой шоковой терапии. Театр — это не просто зрелище, это лекарство для наших душ.

«Анна Каренина - женщина со слабостями, которая бросает вызов обществу»

Соучредитель Фонда «Живой город» Инна Яркова в свою очередь говорит, что все проекты, связанные с театром, направлены на экспериментальные форматы, поэтому круг зрителей достаточно узкий, но организация старается его расширять.

— Формат иммерсивного театра, где нет сцены, больше всего удовлетворяет наши запросы. Второй важный момент — это пространство особняка. Оно само по себе театральное и диктует события, которые там могут происходить. Все сошлось в одной точке, — подчеркивает Яркова.

Главный режиссер постановки Диана Сафарова советует зрителям освежить в памяти сюжет романа Толстого хотя бы в кратком изложении, чтобы в процессе не возникло путаницы с именами героев и их ролью в произведении. В ее понимании иммерсивный спектакль — это композиция, которая полностью погружает зрителя в свою атмосферу. В данной постановке создатель намерена сделать это с помощью разных инструментов: запахов, музыки, декораций, взаимодействия с актерами и других. Подробнее о деталях режиссер говорила здесь

«Анна Каренина - женщина со слабостями, которая бросает вызов обществу»

— Наш формат — это спектакль-путешествие. Проводник полностью отсутствует, а зритель становится режиссером собственного спектакля. Дается полная свобода перемещения и взаимодействия с предметами. Особенность иммерсивного спектакля-путешествия — это невозможность увидеть все действие целиком, потому что оно происходит одновременно во всех локациях, — рассказывает Сафарова. — Зритель приходит, надевает маску — кстати, они у всех будут индивидуальные — и смотрит на происходящее.

Режиссерская группа сделала выбор в пользу романа Толстого, потому что его композиция повествования многолинейная. В произведении две главные линии, которые пересекаются лишь в конце, — это Анна-Каренин-Вронский и Левин-Кити, а также связующая -Облонский-Долли. В спектакле режиссер уделила внимание всем персонажам. В создании постановки задействовано более 50 актеров и раскрыто 16 основных сюжетных линий. 

Одна из ключевых особенностей заключается в том, что как таковой сцены нет, но есть 1 700 квадратных метров и 25 разных помещений, где разыграют 350 сцен. 

«Анна Каренина - женщина со слабостями, которая бросает вызов обществу»

Основная трудность заключается в специфике костюмов, декораций и реквизита, говорит исполнительный продюсер проекта Кирилл Кирилюк. По его словам, в классическом театре оформление должно только визуально соответствовать эпохе или задумке режиссера. 

— В иммерсивном театре, когда зритель получает доступ непосредственно к реквизиту, костюмам и видит все на расстоянии 10 сантиметров, материалы должны соответствовать эпохе. Если у нас металлическое изделие, то оно не визуально такое, а действительно из металла. К слову, вес самой большой декорации — около тонны, она находится на втором этаже, — перешел к цифрам Кирилюк. — На производстве работает больше 100 человек. Более тысячи элементов реквизита и мелкой бутафории. Мы проложили примерно 10 километров проводов для света, звука и другого оборудования. Больше 100 крупных декораций и сшитых костюмов.

С большим авторитетом создатели относятся к тексту. Драматург Елена Савченкова посчитала материал интересным изначально, потому что то, что происходит в романе, актуально и сейчас. На стадии обсуждения было принято решение вначале написать линию Анны, а от нее уже выстраивать все остальные. Поскольку было определено 16 основных сюжетных линий, работа шла не совсем гладко.

— Каждый раз появлялись какие-то дополнительные вещи, которые сразу предусмотреть нельзя. Перечитывая роман очередной раз, мы находили что-то новое, — отмечает драматург.

«Анна Каренина - женщина со слабостями, которая бросает вызов обществу»

Артем Силкин, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» и соучредитель Фонда поддержки современного искусства «Живой город», объясняет правильность выбора романа тем, что в Татарстане 2018 год объявлен Годом Толстого, а само произведение — это картина переломного момента в жизни русского общества, когда появляется класс промышленников и предпринимателей.

— Дом, в котором поставлен спектакль, является живой иллюстрацией этого процесса. Он построен в 1845 году для казанских купцов Демидовых. Позднее в нем было отделение Волжско-Камского земельного банка, — говорит Силкин.

Режиссером по пластике стал Джон Шенгелия — хореограф и танцор из Твери. В постановке не так много его хореографии и пластики, но достаточно для того, чтобы придать объем спектаклю. Пластически Джон выстраивал образ каждому персонажу. В произведении есть главная, с точки зрения хореографии, сцена. 

«Анна Каренина - женщина со слабостями, которая бросает вызов обществу»

— Сцена бала — одна из мощнейших, ярких и красочных. Если вы захотите прийти в платье XIX века, то учтите, что к вам могут подойти и пригласить на танец, — акцентирует внимание хореограф.

Если говорить о музыкальной составляющей, то у каждого персонажа в течение всего спектакля отдельное сопровождение. Более 300 минут музыки было написано специально для спектакля Георгием Морозовым. По словам исполнительного продюсера, в дальнейшем отдельные саундтреки будут изданы на пластинках.

Главным лицом спектакля стала Анора Халматова, исполнительница роли Анны Карениной. Она тоже в свою очередь отмечает, что во время спектакля как зрителю, так и актерскому составу придется на 100 процентов погрузиться в действо. 

«Анна Каренина - женщина со слабостями, которая бросает вызов обществу»

— Если говорить о моей героине, однозначно Анна была вчера, она есть сегодня и будет завтра, потому что это женщина со страхами, со слабостями. Тем не менее она не побоялась идти за своими чувствами и сделать вызов обществу. Героиня была лишена понятий «мать» и «семья». Она выходила из всех заданных ситуаций так, как могла. Я думаю, это близко каждому человеку. Зритель не просто погрузится в жизнь персонажа, он сможет смотреть его глазами, ощущать те же запахи, дотрагиваться до тех же вещей. Театр — это лучший массаж сердца. Я вас уверяю, на спектакле такого плана массаж будет просто прекрасный, — улыбается Халматова.

Сама постановка длится три часа для обычных зрителей. Обладателям VIP-билетов покажут расширенную версию, которая идет около 3,5 часа. Каждый зритель самостоятельно выберет время и способ просмотра. Он может присутствовать час, два или три. Для гостей организуют различные зоны отдыха, куда они смогут спуститься в любой момент и вернуться вновь. 

«Анна Каренина - женщина со слабостями, которая бросает вызов обществу»

По планам режиссера Дианы Сафаровой, спектакль будет «в прокате» как минимум полгода, а в хорошей перспективе — год. Будет несколько премьер, которые разделят по блокам. Первый блок премьеры состоится 3, 4, 5 ноября, а второй — 8, 9, 13 и 14 ноября.


Узнать подробнее о спектакле и том, где приобрести билеты, можно здесь.


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *