Повышение стоимости проезда в автобусах Казани неизбежно

Перевозчики объяснили
Перевозчики объяснили, почему без роста тарифа они не выживут.

Предприниматели Рустем Беляев и Евгений Герасимов обслуживают 35-й маршрут автобуса в Казани. В интервью KazanFirst бизнесмены рассказывают о текущем экономическом состоянии предприятия. Они говорят, что рост цен на дизтопливо, запчасти и подорожавшие условия лизинга на фоне нынешних тарифов на проезд в автобусах делают невозможным обновление автопарка и техническое содержание казанского транспорта.

Повышение стоимости проезда в автобусах Казани неизбежно

— Для начала расскажите немного о вашем предприятии. 

— Работаем перевозчиками с 2001 года, сначала у нас были «пазики», а потом с 2007 года пошла программа обновления парка — были куплены Higer, а через пять лет — «Нефазы». В будущем также хотелось бы приобрести новую технику, автобусы на газе. У нас микропредприятие — 14 автобусов «Нефаз», 28 водителей. Сегодня при нынешних ценах на проезд нам очень тяжело держать на плаву предприятие.  

— В чем эта сложность заключается? 

Беляев: — Мы в 2012 году покупали «Нефазы» по 4,2 млн рублей. Но так как автобус брали в лизинг и нам надо было платить 20% первоначального взноса, то удорожание в результате достигало около 7,5 млн рублей. А проездной повысился в 2016 году с 20 до 25 рублей.  

Сейчас перед нами вновь встает вопрос об обновлении автобусного парка. «Нефаз» стоит почти 8 млн рублей. А с учетом удорожания за лизинг достигнет около 11-12 млн рублей. Более того, требования по лизингу ужесточились — теперь мы должны вносить первоначальный взнос не меньше 40-50%. А где нам эти деньги взять? Цены на импортные запчасти из-за удорожания доллара тоже выросли.

Повышение стоимости проезда в автобусах Казани неизбежно

Дизтопливо дорожает. В 2016 году солярка стоила 33,6 рубля, а сейчас 42,9 рубля. То есть рост составил около 22%. Резина для колес подорожала за это время на 14%, масла — на 26%, аккумуляторы — на 18%. Сейчас нам необходимо ещё делать регламентный ремонт автобусов. Починить, скажем, коробку передач — не меньше 150 тысяч рублей, ремонт двигателя — от 70 до 150 тысяч рублей. Это ж только на бумаге «Нефазы» — отечественные автобусы. А по факту у них запчасти и агрегатные узлы импортные. Но нас «Нефазы» очень устраивают, хорошие машины, лучше, чем Higer. 

Герасимов: — Сейчас мы все в больших долгах. Цены на билет последние два года сохраняются. К тому же у нас примерно 70% пассажиропотока — это мы льготников возим. К ним мы относим пенсионеров, а также владельцев транспортных карт (где за 750 рублей 50 поездок дается), которых мы перевозим за 15 рублей. Мы видим, как доля пользователей таких карточек растет, люди даже по две транспортные карты покупают. 

— А откуда появилась идея введения таких транспортных карт?    

Беляев: — В своё время автобусные перевозчики Казани подписали между собой соглашение, что вводятся такие транспортные карты. Мы тогда не думали, что они получат такую большую популярность у пассажиров. Тем более мы тогда соглашались, что это лишь временная мера, а она растянулась и действует до сих пор. И сейчас так получается, что перевозчики не могут отменить эту транспортную карту. 

Герасимов: — Вот и получается у нас, что мы перевозим льготников, владельцев транспортных карт по 15 рублей, других граждан — по 23-25 рублей. Поэтому у нас средняя цена проезда составляет 18 рублей. 

У нас практически всегда работают все 14 автобусов. Когда в городе салюты устраивают, мы же организуем спецподачи автобусов, продлеваем график их работы. Берем на себя социальную нагрузку. Мы очень стараемся. В других городах, да в той же самой Москве, городские власти субсидируют стоимость проезда. У нас такого и в помине нет.  

Повышение стоимости проезда в автобусах Казани неизбежно

— Водители у вас довольны своей работой, зарплатой?

Герасимов: — Сейчас перевозчики Казани переживают непростые времена, наблюдается отток водителей. Раньше, когда мы начинали работать на «пазиках», организовывали конкурс, могли взять того, кто нас устраивал, в случае чего не боялись уволить. Сейчас же очень много водителей ушли на «КАМАЗы», бензовозы, такси.  

Беляев: — Водители не выдерживают психологического прессинга. У нас маленький коллектив водителей, где мы очень хорошо знаем каждого. Наш водитель день работает — день отдыхает. В целом получается 40-часовая рабочая неделя.

Молодежь звонит — хочет работать, но нет стажа. Отучился, например, на «пазике» на категорию «Д», и теперь нужно минимум месяц стажировки. Но нам-то нужен стаж не меньше пяти лет. В то же время сейчас у нас дорабатывают водители из «старой гвардии», предпенсионеры. Но лично я не подпущу человека к автобусу, пока не увижу, что он прочувствовал его и готов нести ответственность за технику и пассажиров.   

— Вы сказали, что идет «прессинг водителей автобусов». О чем идет речь? 

Беляев: — Больше всего на водителя давят различные конфликты с пассажирами, их пренебрежительное отношение к нам. Скажем, едет человек в автобусе, у него в семье непорядок, конфликты. Но почему-то он решает эмоционально выплеснуться в салоне нашего автобуса на кондуктора или водителя. Зачем это делать? У нас бывали случаи, когда пассажиры нападали на водителей. 

Повышение стоимости проезда в автобусах Казани неизбежно

Автомобилисты не понимают, что такое, когда автобус едет по дороге. У него же свой радиус поворота, разворота, тормозной путь. Но нас подрезают, из-за чего водители нервничают.  

Сейчас на наших всех автобусах стоят две салонные видеокамеры, есть видеорегистраторы. Это дорогостоящее оборудование. Но мы решили минимизировать спорные ситуации, которые возникают с пассажирами.

— Какая стоимость билета для вас экономически обоснованная? 

— Если брать нашу лизинговую программу, необходимость обновления парка автобусов, их достойное техническое содержание и нынешние цены на ГСМ, то стоимость должна быть 32 рубля. 

— С сохранением транспортных карт по 750 рублей?   

Беляев: — Нет. Если они сохранятся, у нас опять фактическая себестоимость проезда будет нерентабельной. Считаем, что необходимо поднять стоимость проезда до 32 рублей.

К сожалению, наше государство не понимает, что если есть льготники, то нам, перевозчикам, нужны субсидии, нас тогда нужно поддерживать. 

Сегодня у всех автобусных перевозчиков серьезные долги. Ладно мы пока ещё не успели закупить машины. А каково сейчас тем, кто уже успел взять современные «Нефазы»? Начнутся первые платежи по лизингу, так им ох как тяжело придется, если не повысят стоимость проезда.  

Мы сами пока ещё за лизинг 2012 года не рассчитались. По факту да, перед банком мы все деньги выплатили, лизинг погашен. Но нам для этого пришлось на свои имена брать личные кредиты, занимать у знакомых и друзей. Таким образом, у нас личные долги есть.   

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *